Автор: Елена Вячеславовна Ожерельева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЦО 37
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по творчеству А.С. Пушкина
Тема: Путешествие по сказкам
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное
образовательное учреждение «Центр образования 37»
Конспект НОД
по развитию речи
в подготовительной группе
по творчеству А. С. Пушкина
«
Путешествие по сказкам
».
Подготовила:
воспитатель Ожерельева Е.В.
2021г
1
Цель:
Углубить и расширить знания детей о творчестве А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о произведениях А.С. Пушкина.
2. Формировать связную речь, обогащать словарь.
3. Развивать у детей творческие способности,
внимание, мышление, память.
4. Воспитывать
интерес
к художественному слову, доброжелательное
отношение к произведениям А.С. Пушкина.
Материал:
Сказки Пушкина, портрет Пушкина А.С, няни
и бабушки Пушкина,
иллюстрации к сказкам.
Предварительная работа:
чтение произведений А.С. Пушкина, заучивание
наизусть эпизодов из сказок А.С. Пушкина, рассматривание иллюстраций и
просмотр мультфильмов, слайд-шоу о детстве поэта, рисование иллюстраций
к сказкам А.С. Пушкина.
Ход занятия:
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее
настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им
тоже, таким образом, поприветствуем их.
Музыка «Приходите сказки к нам»
В сказках какого автора живут эти герои? (В сказках Пушкина)
Он много сказок сочинил,
Нам в Лукоморье путь открыл,
В страну, где с чудесами
2
Встречаемся мы с вами.
Да! Пушкин учит нас любить,
Дружить, природой любоваться
И красотою слова восхищаться!
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о великом русском поэте
Александре Сергеевиче Пушкине. Для этого отправимся в волшебный мир
его сказок.
Воспитывала А.С. Пушкина бабушка – Мария Алексеевна, став взрослым, он
много писал о ней, называя ее «мамушкой». (Показ иллюстраций)
Его еще воспитывала няня Арина Родионовна. (Показ иллюстраций)
Она была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала
маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Ее сказки
очаровали будущего поэта, и в период своего творчества он написал семь
сказок. Очень часто поэт говорил: «Что за прелесть эти сказки!» И сейчас
мы с вами вспомним его произведения.
Воспитатель: Пушкин очень любил нашу простую русскую природу и
посвятил стихи временам года, но больше всего он обожал осень.
А мы с вами знаем стихотворения об осени. Чтение стихов об осени.
Из "Евгения Онегина"
Уж
небо
осенью
дышало,
Уж
реже
солнышко
блистало,
Короче
становился
день,
Лесов
таинственная
сень
С
печальным
шумом
обнажалась,
Ложился
на
поля
туман,
Гусей
крикливый
караван
Тянулся
к
югу:
приближалась
Довольно
скучная
пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
Ребята, а кто помнит, как называется произведение, в котором есть кот
ученый «Руслан и Людмила»
Дети рассказывают отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»
У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх
Златая цепь на дубе том: Делают движения руками крест на крест
И днём и ночью кот учёный
3
Всё ходит по цепи кругом;
Идут друг за другом по кругу
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Движения руками вправо, влево
Там чудеса: там леший бродит, Закрывают глаза руками
Шевеля пальцами, поднимают руки вверх
Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Идут по кругу на внешней стороне стопы
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.
Сказки Пушкин любил с детства
Может быть, мы с вами погуляем по сказкам Пушкина?
Из какой сказки иллюстрация?
Дети поочередно называют иллюстрации из знакомых сказок.
Воспитатель: А теперь я буду читать отрывки из сказок А.С. Пушкина, а
вы будете отгадывать название сказки.
Вопрос:
Ах, ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло!
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Вопрос:
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
(Поэма «Руслан и Людмила»)
Вопрос:
Жил был поп,
Толоконный лоб!
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)
Вопрос:
Свет мой, зеркальце, скажи
4
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Вопрос:
Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
(«Сказка о золотом петушке»)
Вопрос:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
(«Сказка о царе Салтане»)
Воспитатель: Очень хорошо!
Разминка физкультурная
«Ветер по морю гуляет (взмахи руками)
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах (бег на месте)
На раздутых парусах
Мимо острова крутого
Мимо города большого (повороты вокруг себя)
Пушки с пристани палят (постукивание кулачками по коленям)
Кораблю пристать велят» (присаживаются на места)
Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, как мы помните сказки Пушкина?
Я буду задавать вам вопросы, а вы будете мне на них отвечать.
Вопрос:
– Что кричал петушок, сидя на спице в сказке о золотом петушке? (Кире-ку-
ку! Царствуй, лежа на боку!)
Вопрос:
– Чем расплачивался поп с Балдой в сказке о попе и его работнике Балде?
(Щелчками.)
Вопрос:
– Как начинается «Сказка о царе Салтане»?
(Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.)
Вопрос:
– Сколько раз старик закидывал невод в море в сказке о рыбаке и рыбке?
(Три.)
Вопрос:
Почему отпустил старик рыбку?(она обещала выполнить его желания)
Вопрос:
Что ответил старик золотой рыбке("Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
5
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".)
Вопрос:
Как золотая рыбка наказала старуху? (Старуха осталась у разбитого корыта.)
Воспитатель: Молодцы!
Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Подскажи
словечко». Слушайте внимательно.
Вопрос:
Жил старик со своею старухой
У самого синего…(моря)
Вопрос:
Родила царица в ночь
Не то сына, не то… (дочь)
Вопрос:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи…(кругом)
Вопрос:
Белка песенки поет
Да орешки все… (грызет)
Вопрос:
Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный…(рожок)
Вопрос:
Нужен мне работник:
Повар, конюх и… (плотник)
Вопрос:
«Свет мой зеркальце скажи,
да всю правду доложи,
я ль на свете всех милее,
всех румяней и белее…»
( Ты, конечно, спору нет, ты царица, всех милее, всех румяней и белее..)
Вопрос:
Вы ж голубушки-сестрицы
Выбирайтесь из светлицы.
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая (ПОВАРИХА)
6
Вопрос:
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого (ПЕТУШКА)
Вопрос:
Правду молвит молодица,
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
Ей в приданное дано
Было (ЗЕРКАЛЬЦЕ) одно
Вопрос:
Вот открыл царевич очи,
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой.
И среди своей столицы
С разрешения царицы,
В тот же день стал править он
И назвался – князь (ГВИДОН)
Вопрос:
Негде, в тридевятом царстве
В тридесятом государстве
Жил был славный царь (ДАДОН)
Рефлексия.
Воспитатель:
ребята
Молодцы.
На этом
наше занятие
закончилось. Скажите, какие сказки мы сегодня вспомнили?
А кто написал эти сказки?
Молодцы, ребята вы хорошо знаете сказки Пушкина. А что вам понравилось
больше всего? А что не понравилось? Ребята, вы сегодня очень хорошо
потрудились и сумели ответить на все вопросы, показав этим, как хорошо
вы знаете сказки А.С. Пушкина.
7