Напоминание

«Свеча» проводится ежедневно в каждой из трех возрастных групп детей школьного возраста.


Автор: Голубева Алина Игоревна
Должность: Педагог,психолог
Учебное заведение: Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методические рекомендации к процедуре проведения ежедневного занятия по подведению итогов дня «Свеча»
Тема: «Свеча» проводится ежедневно в каждой из трех возрастных групп детей школьного возраста.
Раздел: среднее образование





Назад




Методические рекомендации

к процедуре проведения

ежедневного занятия по подведению итогов дня

«Свеча»

Занятие «Свеча» проводится ежедневно в каждой из трех возрастных групп детей школьного возраста.

Цели:

1.

Установление контакта групп воспитанников друг с другом и с воспитателями.

2.

Получение обратной связи от воспитанников.

3.

Содействие социально-психологической адаптации воспитанников к условиям проживания в социально-

реабилитационном центре, развитие способности к адаптации

Задачи:

1.

Создание эмоционально комфортного климата в группе;

2.

Формирование навыков межличностного общения;

3.

Формирование навыков рефлексии;

4.

Развитие умения адекватно оценивать свои поступки и их последствия;

5.

Формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам;

6.

Создание мотивации на соблюдение норм и правил учреждения

Ведущий занятия исполняет в группе роль технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии

ведущим процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и

информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении). При этом эксперт участником не является,

себя не раскрывает, высказывается после всех.

Структура занятий:

1.

Ритуал приветствия. Комплимент

Задача – создание условий для сплочения участников.

Каждая «Свеча» начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу

комплимент любого содержания. Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, приобрести навык видеть

положительные качества окружающих.

2.

Разминка

Задача – помочь участникам настроиться друг на друга, на работу в режиме «здесь и сейчас», повысить активность

каждого участника и группы в целом.

Эффективно любое упражнение, направленное на включение в групповой процесс (упражнение «Держи ритм» и т.п.)

3.

Подведение итогов прошедшего дня

Задача – помочь развитию

способности анализировать полученный опыт, принимать конструктивную критику,

прогнозировать последствия своих действий, научить оказывать и принимать поддержку.

Каждый участник делится значимыми событиями текущего дня и своим отношением к ним; остальные участники дают

обратную связь (что они думают, чувствуют по отношению к сказанному). Совместно обсуждаются сложные и

конфликтные ситуации.

4.

Обратная связь

Задача – в условиях климата доверия и взаимной поддержки каждый участник группы имеет возможность получить

представление о том, как его поведение, мотивы, установки воспринимаются окружающими людьми, насколько его

поведение отвечает нормам, существующим в группе или обществе.

По содержанию обратная связь, как правило, касается поведения того, кому она даётся, и/или связанных с поведением

чувств того, кто её даёт. Типичная фраза, содержащая обратную связь, строится по схеме: "Ты делаешь ... я при этом

чувствую ...".

Важно помнить, что обратная связь должна быть конструктивной и отвечать определённым требованиям:

- соответствовать принципу "здесь и сейчас";

- носить описательный характер;

- быть специфичной, то есть относится к конкретным действиям участников;

- ориентироваться на те черты, которые могут быть изменены;

- иметь "обратный адрес", то есть даваться от собственного лица, а не от "некоторых из нас";

- носить характер констатации фактов, а не советов или назиданий.

Примеры обратной связи:

Описательный характер:

Неудачная формулировка: "Я отвлекался от работы, так как ты перебивал меня, что было с твоей стороны

отвратительно!"

Удачная формулировка: "Я отвлекался от работы, когда ты перебивал меня."

Специфичность:

Неудачная формулировка: "Твоя личность такова, что в общении с тобой я испытываю только недоумение."

Удачная формулировка: "Я испытываю недоумение, когда ты говоришь "Не знаю" в ответ на все вопросы."

Я-высказывание:

Неудачная формулировка: "Ты раздражаешь меня тем, что ..."

Удачная формулировка: "Я испытываю раздражение, когда ты ..."

Адресность:

Неудачная формулировка: "А вот некоторые из присутствующих ведут себя так, что ..."

Удачная формулировка: "Мне кажется, ты ведёшь себя так, что .... В нашей группе происходит ..."

5.

Поощрение

После резюмирования сказанного ведущим, участники обсуждают по кругу кому и за что сегодня можно выдать жетон

«солнышко» (см. инструкцию к реализации жетонной системы поощрений).

«Солнышком» поощряется участник, проявивший любые черты характера и поступки, направленные на творение

добра: интересов, инициативы, внимательности, творчества, учебного ответа и т.д.

При этом дети проговаривают свое отношение к поступку (поступкам), повлиявшему (повлиявшим) на премирование

данного участника. («Мне очень понравилось, как Вася помогал сегодня воспитателям младшей группы……»). Эксперт

(воспитатель) предварительно задав уточняющие вопросы и направляя участников, резюмирует все сказанное и выносит

решение, кого поощрить «Солнышком».

Остальные участники поощряются вербально, т.е. словами отмечаются какие-либо их достижения, например, в виде

благодарности за помощь, простого проговаривания того, что сделано и почему это хорошо, выражения радости за

достижение ребенка.

Вербально поощрить можно участника, который сознательно, усилием воли изменил свое поведение к лучшему

(например, сдержался и не ответил ударом или нецензурным ругательствами, как обычно это делал, и смог разрешить

конфликт конструктивным способом; или самостоятельно сделал уроки, тогда как обычно приступал к ним только под

жёстким внешним контролем).

Хвалить ребенка надо за конкретные действия, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это

хорошо. Похвала, должна быть адекватна ситуации.

Важно хвалить действие, а не личность. Вместо «Ты такой молодец!», лучше «Ты очень помог сегодня воспитателю»,

«Ты быстро и правильно сделал домашнее задание», «Тебе удалось сдержать себя и решить конфликтную ситуацию».

6.

Релаксационное упражнение

Задача – помощь участникам в переключении с активного обсуждения на более спокойное эмоциональное состояние, на

подготовку ко сну (релаксационное упражнение можно найти на интернет-ресурсах)

7.

Прощание

Задача – окончание занятия.

Все участники занятия высказывают слова благодарности друг друга за взаимную поддержку и внимание.

Правила поведения ведущего и участников

в процессе проведения занятия «Свеча».

1.«Микрофон» - одного говорящего. Члены группы должны высказываться по очереди, когда один говорит, остальные

молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку или берут «микрофон». Исключением может быть только

участник, находящийся в роли наблюдателя с тем, чтобы обозначить регламент или нарушение правил встречи.

2. «Здесь и сейчас». Это правило означает, что мы комментируем только то, что увидели сегодня в течение

Пример:

Неправильно: «Вот ты и вчера также растерялась. У тебя всегда одна проблема»; Правильно: «Я заметила, что ты

растерялась, когда услышала это возражение».

3. «Я-высказывания». Обратная связь должна носить личный характер и выражаться в словах «я считаю», «мне

кажется». Это необходимо для того, что каждый участник высказывал именно свое мнение и мог аргументировать эти

слова. Недопустимые формулировки «все считают…», «никто не будет» и др.

Пример:

Неправильно: «Все думают, что ты злая»

Правильно: «Мне кажется, что ты разозлилась, когда …».

4. «Адресность высказываний».

Обратная связь может быть продуктивной только тогда, когда она описывает

поведение определенного человека.

Пример:

Неправильно: «Я считаю, что тут все доброжелательные»

Правильно: «Я считаю, что ты одна из самых доброжелательных девочек в группе, потому что…»

5. «Принцип доброжелательности». Важно объяснить участникам, что главная цель занятий – это развитие своих

сильных сторон, а не поиск недостатков. Не стоит акцентировать внимание только на негативных аспектах, необходимо

также обращать внимание и на сильные стороны участников. Все фразы и выражения должны быть корректными и

вежливыми.

Пример:

Неправильно: «Я подолью бочку дегтя в вашу ложку меда: сколько тебе ни говори, все мимо, никогда не делаешь

выводы и нечего тебя хвалить…»

Правильно: «Я считаю, что ты сегодня вел себя очень грубо, но ты смог остановиться…»

6. «Объективность». Обратная связь должна выражаться в виде описания ситуации, а не в виде советов или критики.

Данная форма высказывания позволит участнику самому сделать выводы о себе, при этом его самооценка не пострадает.

Пример:

Неправильно: «Ты слишком нетерпеливая. Вот мой тебе совет… А я вот так поступаю в этом случае»

Правильно: «Я считаю, что ты сегодня вел себя очень грубо, но ты смог остановиться…»

Правильно: «Мне кажется, что ты можешь проявлять нетерпение к людям…»

7. «Правило для участника, который принимает обратную связь. Во время занятия участники принимают обратную

связь, и стараются не спорить/оправдываться/ объяснять что-либо. Допустимы лишь небольшие комментарии, если они

на самом деле имеют существенное значение.

«Обратную связь мы воспринимаем как подарок. Подарок может нам понравиться, а может не понравиться. Мы его

принимаем, благодарим дарящего, а уж пользоваться им или нет – решайте сами».

Кроме того, в конце занятия ведущий (воспитатель) собирает обратную связь от всех участников, целью которой

итоговое повторение ключевых моментов, резюмирование. Для ведущего этот этап полезен тем, что он получает точное

представление о том, достигнуты ли поставленные цели, какая информация была наиболее ценной для участников, что

необходимо раскрыть более полно на следующем занятии.

В соответствии с задачами каждого конкретного занятия используются разнообразные педагогические методы:

развивающие упражнения и игры, групповые беседы и дискуссии.



В раздел образования