Автор: Голубева Алина Игоревна
Должность: Педагог,психолог
Учебное заведение: Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методические рекомендации к процедуре проведения ежедневного занятия по подведению итогов дня «Свеча»
Тема: «Свеча» проводится ежедневно в каждой из трех возрастных групп детей школьного возраста.
Раздел: среднее образование
Методические рекомендации
к процедуре проведения
ежедневного занятия по подведению итогов дня
«Свеча»
Занятие «Свеча» проводится ежедневно в каждой из трех возрастных групп детей школьного возраста.
Цели:
1.
Установление контакта групп воспитанников друг с другом и с воспитателями.
2.
Получение обратной связи от воспитанников.
3.
Содействие социально-психологической адаптации воспитанников к условиям проживания в социально-
реабилитационном центре, развитие способности к адаптации
Задачи:
1.
Создание эмоционально комфортного климата в группе;
2.
Формирование навыков межличностного общения;
3.
Формирование навыков рефлексии;
4.
Развитие умения адекватно оценивать свои поступки и их последствия;
5.
Формирование адекватного отношения к своим успехам и неудачам;
6.
Создание мотивации на соблюдение норм и правил учреждения
Ведущий занятия исполняет в группе роль технического эксперта (эта роль подразумевает комментарии
ведущим процессов, происходящих в группе, поведенческих актов отдельных участников, а также рассуждения и
информирование, помогающие группе двигаться в нужном направлении). При этом эксперт участником не является,
себя не раскрывает, высказывается после всех.
Структура занятий:
1.
Ритуал приветствия. Комплимент
Задача – создание условий для сплочения участников.
Каждая «Свеча» начинается с ритуала приветствия. Участники настраиваются на совместную работу, говорят друг другу
комплимент любого содержания. Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, приобрести навык видеть
положительные качества окружающих.
2.
Разминка
Задача – помочь участникам настроиться друг на друга, на работу в режиме «здесь и сейчас», повысить активность
каждого участника и группы в целом.
Эффективно любое упражнение, направленное на включение в групповой процесс (упражнение «Держи ритм» и т.п.)
3.
Подведение итогов прошедшего дня
Задача – помочь развитию
способности анализировать полученный опыт, принимать конструктивную критику,
прогнозировать последствия своих действий, научить оказывать и принимать поддержку.
Каждый участник делится значимыми событиями текущего дня и своим отношением к ним; остальные участники дают
обратную связь (что они думают, чувствуют по отношению к сказанному). Совместно обсуждаются сложные и
конфликтные ситуации.
4.
Обратная связь
Задача – в условиях климата доверия и взаимной поддержки каждый участник группы имеет возможность получить
представление о том, как его поведение, мотивы, установки воспринимаются окружающими людьми, насколько его
поведение отвечает нормам, существующим в группе или обществе.
По содержанию обратная связь, как правило, касается поведения того, кому она даётся, и/или связанных с поведением
чувств того, кто её даёт. Типичная фраза, содержащая обратную связь, строится по схеме: "Ты делаешь ... я при этом
чувствую ...".
Важно помнить, что обратная связь должна быть конструктивной и отвечать определённым требованиям:
- соответствовать принципу "здесь и сейчас";
- носить описательный характер;
- быть специфичной, то есть относится к конкретным действиям участников;
- ориентироваться на те черты, которые могут быть изменены;
- иметь "обратный адрес", то есть даваться от собственного лица, а не от "некоторых из нас";
- носить характер констатации фактов, а не советов или назиданий.
Примеры обратной связи:
Описательный характер:
Неудачная формулировка: "Я отвлекался от работы, так как ты перебивал меня, что было с твоей стороны
отвратительно!"
Удачная формулировка: "Я отвлекался от работы, когда ты перебивал меня."
Специфичность:
Неудачная формулировка: "Твоя личность такова, что в общении с тобой я испытываю только недоумение."
Удачная формулировка: "Я испытываю недоумение, когда ты говоришь "Не знаю" в ответ на все вопросы."
Я-высказывание:
Неудачная формулировка: "Ты раздражаешь меня тем, что ..."
Удачная формулировка: "Я испытываю раздражение, когда ты ..."
Адресность:
Неудачная формулировка: "А вот некоторые из присутствующих ведут себя так, что ..."
Удачная формулировка: "Мне кажется, ты ведёшь себя так, что .... В нашей группе происходит ..."
5.
Поощрение
После резюмирования сказанного ведущим, участники обсуждают по кругу кому и за что сегодня можно выдать жетон
«солнышко» (см. инструкцию к реализации жетонной системы поощрений).
«Солнышком» поощряется участник, проявивший любые черты характера и поступки, направленные на творение
добра: интересов, инициативы, внимательности, творчества, учебного ответа и т.д.
При этом дети проговаривают свое отношение к поступку (поступкам), повлиявшему (повлиявшим) на премирование
данного участника. («Мне очень понравилось, как Вася помогал сегодня воспитателям младшей группы……»). Эксперт
(воспитатель) предварительно задав уточняющие вопросы и направляя участников, резюмирует все сказанное и выносит
решение, кого поощрить «Солнышком».
Остальные участники поощряются вербально, т.е. словами отмечаются какие-либо их достижения, например, в виде
благодарности за помощь, простого проговаривания того, что сделано и почему это хорошо, выражения радости за
достижение ребенка.
Вербально поощрить можно участника, который сознательно, усилием воли изменил свое поведение к лучшему
(например, сдержался и не ответил ударом или нецензурным ругательствами, как обычно это делал, и смог разрешить
конфликт конструктивным способом; или самостоятельно сделал уроки, тогда как обычно приступал к ним только под
жёстким внешним контролем).
Хвалить ребенка надо за конкретные действия, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это
хорошо. Похвала, должна быть адекватна ситуации.
Важно хвалить действие, а не личность. Вместо «Ты такой молодец!», лучше «Ты очень помог сегодня воспитателю»,
«Ты быстро и правильно сделал домашнее задание», «Тебе удалось сдержать себя и решить конфликтную ситуацию».
6.
Релаксационное упражнение
Задача – помощь участникам в переключении с активного обсуждения на более спокойное эмоциональное состояние, на
подготовку ко сну (релаксационное упражнение можно найти на интернет-ресурсах)
7.
Прощание
Задача – окончание занятия.
Все участники занятия высказывают слова благодарности друг друга за взаимную поддержку и внимание.
Правила поведения ведущего и участников
в процессе проведения занятия «Свеча».
1.«Микрофон» - одного говорящего. Члены группы должны высказываться по очереди, когда один говорит, остальные
молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку или берут «микрофон». Исключением может быть только
участник, находящийся в роли наблюдателя с тем, чтобы обозначить регламент или нарушение правил встречи.
2. «Здесь и сейчас». Это правило означает, что мы комментируем только то, что увидели сегодня в течение
Пример:
Неправильно: «Вот ты и вчера также растерялась. У тебя всегда одна проблема»; Правильно: «Я заметила, что ты
растерялась, когда услышала это возражение».
3. «Я-высказывания». Обратная связь должна носить личный характер и выражаться в словах «я считаю», «мне
кажется». Это необходимо для того, что каждый участник высказывал именно свое мнение и мог аргументировать эти
слова. Недопустимые формулировки «все считают…», «никто не будет» и др.
Пример:
Неправильно: «Все думают, что ты злая»
Правильно: «Мне кажется, что ты разозлилась, когда …».
4. «Адресность высказываний».
Обратная связь может быть продуктивной только тогда, когда она описывает
поведение определенного человека.
Пример:
Неправильно: «Я считаю, что тут все доброжелательные»
Правильно: «Я считаю, что ты одна из самых доброжелательных девочек в группе, потому что…»
5. «Принцип доброжелательности». Важно объяснить участникам, что главная цель занятий – это развитие своих
сильных сторон, а не поиск недостатков. Не стоит акцентировать внимание только на негативных аспектах, необходимо
также обращать внимание и на сильные стороны участников. Все фразы и выражения должны быть корректными и
вежливыми.
Пример:
Неправильно: «Я подолью бочку дегтя в вашу ложку меда: сколько тебе ни говори, все мимо, никогда не делаешь
выводы и нечего тебя хвалить…»
Правильно: «Я считаю, что ты сегодня вел себя очень грубо, но ты смог остановиться…»
6. «Объективность». Обратная связь должна выражаться в виде описания ситуации, а не в виде советов или критики.
Данная форма высказывания позволит участнику самому сделать выводы о себе, при этом его самооценка не пострадает.
Пример:
Неправильно: «Ты слишком нетерпеливая. Вот мой тебе совет… А я вот так поступаю в этом случае»
Правильно: «Я считаю, что ты сегодня вел себя очень грубо, но ты смог остановиться…»
Правильно: «Мне кажется, что ты можешь проявлять нетерпение к людям…»
7. «Правило для участника, который принимает обратную связь. Во время занятия участники принимают обратную
связь, и стараются не спорить/оправдываться/ объяснять что-либо. Допустимы лишь небольшие комментарии, если они
на самом деле имеют существенное значение.
«Обратную связь мы воспринимаем как подарок. Подарок может нам понравиться, а может не понравиться. Мы его
принимаем, благодарим дарящего, а уж пользоваться им или нет – решайте сами».
Кроме того, в конце занятия ведущий (воспитатель) собирает обратную связь от всех участников, целью которой
итоговое повторение ключевых моментов, резюмирование. Для ведущего этот этап полезен тем, что он получает точное
представление о том, достигнуты ли поставленные цели, какая информация была наиболее ценной для участников, что
необходимо раскрыть более полно на следующем занятии.
В соответствии с задачами каждого конкретного занятия используются разнообразные педагогические методы:
развивающие упражнения и игры, групповые беседы и дискуссии.