Авторы: Александрова Ольга Александровна, Лопухина Юлия Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре и старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка конспекта развлечения для детей 5-7 лет
Тема: «Русские народные игры»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №133»
Методическая разработка конспекта развлечения
«Русские народные игры»
для детей 5-7 лет
Подготовили: старший воспитатель
Лопухина Юлия Алексеевна,
инструктор по физической культуре
Александрова Ольга Александровна
Цель: создать позитивный настрой у детей; продолжать знакомить детей
с русскими народными играми.
Задачи:
Образовательные:
Область «Познавательное развитие»:
• Формировать устойчивое заинтересованное отношение к культуре
родной страны;
• Знакомить с правила игры.
Развивающие:
Область «Речевое развитие»:
• Развивать связную речь;
• Расширять словарный запас детей;
• Развивать координацию речи с движением.
Область «Физическая культура»:
• Развивать двигательную активность.
Область «Художественно-эстетическое развитие»:
• Развивать эстетическое восприятие, используя русские народные игры,
загадки, считалки.
Воспитательные:
Область «Социально-коммуникативное развитие»:
• Воспитывать умение действовать в коллективе.
• Воспитывать любовь к русской культуре и народному творчеству.
Материалы и оборудование:
- Интерактивная доска (экран)
- Костюм (сарафан, кокошник) для Хранительницы Игр
- Волшебный клубочек (клубок ниток)
- Сундучок
- Картинки названий русских народных игр:
«Ворота»
«Баба Яга»
«Пирог»
«Сова»
- Платочек
- Платочки по количеству девочек
- Магнитофон
- Запись музыки для игр
- Метла
- Стулья по количеству детей
- Маска-шапочка « Пирог»
Предварительная работа: Беседа с детьми о русской народной культуре,
разучивание считалок (Считалкочка:-1,2,3,4,5, Начинаем мы играть, Вдруг
сорока прилетела, И тебе водить велела).
Ход занятия
Организационный момент
Дети заходят в зал, встают полукругом лицом к интерактивной доске
(экрану). На экране заставка «Орёл и решка» (смотрят приветствие героя-
Путешественника: обращение к детям с просьбой познакомить
его с
русскими народными играми) + картинка «Пустой рюкзак».
Воспитатель: - Конечно, Путешественник, мы с удовольствием поделимся с
тобой нашими русскими народными играми. А поможет нам в этом
Хранительница Игр. Где наш волшебный клубочек? (воспитатель берёт
клубок ниток и прокатывает его вдаль (за штору).
Появляется Хранительница Игр с клубочком в руках.
Хранительница Игр: - Здравствуйте, ребята. Меня к вам привёл волшебный
клубок, а это значит, кому-то нужны мои игры.
Воспитатель: - Хранительница, к нам приехал гость – Путешественник,
познакомиться с нашими русскими народными играми, которые хранятся у
тебя в сундучке.
Хранительница Игр: - Тогда приглашаю вас в путешествие по русским
народным играм.
Основная часть
Беседа:
- Что такое
народные игры?
Это те игры, которые пришли к нам из
старины. Игры, в которые играли наши бабушки и дедушки. Игры
называются народными, потому что мы не знаем точно, кто придумал ту или
иную игру, вот и считаем, что они созданы народом.
- Какие народные игры вы знаете?
В моём сундучке много народных игр, давайте познакомим нашего
Путешественника с первой игрой.
Загляну я в сундучок
Лежит там бабушкин платок,
Ведь с незапамятных времён-
Он женский спутник и дружок!
Хранительница достаёт платок из сундучка.
Девочки повязывают платочки на голову.
Наш платочек расписной
Поиграть хотим с тобой
Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас первая игра - «Золотые ворота»! (проводится игра).
Игра «Золотые ворота»
- Давайте вспомним, как играть в игру «Золотые ворота»
Описание игры:
- Для начала нам нужно выбрать воротики. Считалкой выбираются воротики.
Считалочка:
-1,2,3,4,5
Начинаем мы играть
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела
4 игрока берутся за руки и поднимают, образуя ворота. Остальные дети
встают друг за другом и кладут руки на плечи впереди идущему.
Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. После слов, воротики
резко опускают руки, и те, кто внутри тоже становятся воротиками. Игра
повторяется несколько раз.
Во время игры включить музыку «Золотые Ворота» (прикрепили в папку)
Хранительница Игр: - Ребята посмотрите на экран, первая русская народная
игра «Золотые ворота» уже в рюкзаке у нашего Туриста-Путешественника.
Хранительница Игр: - Следующая игра из моего сундучка посвященна
любимому персонажу наших сказок. Я познакомлю вас с этой игрой, но
прежде я загадаю вам загадку про этого сказочного героя.
Загадка: В лесу живёт одна старушка.
Есть у неё чудо избушка.
Она летает на метле.
Детей ворует на заре.
И костяная у неё нога,
Зовут её…
Достаёт из сундучка картинку «Баба-Яга»
Игра «Баба Яга»
Цель. Учить двигаться с увертыванием, развивать творчество, передавая
игровой образ.
Ход игры. Играющие выбирают ведущего – Баба-Яга. Она находится в
центре круга. В руках у нее «помело» (метла). Вокруг бегают играющие и
дразнят ее:
Баба-Яга, костяная нога, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала - По кругу.
Пошла в огород, испугала народ - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
Бабка-Яга скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться
«помелом». К кому прикоснется – тот замирает.
Хранительница Игр: - Ребята посмотрите на экран, вторая русская народная
игра «Баба-Яга» тоже в рюкзаке у нашего Туриста-Путешественника.
На
экране
появляется
турист-путешественник,
он
предлагает
детям
отдохнуть - выполнив упражнение на расслабление (видео-инструкция на
экране).
Дети садятся на стульчики, выполняют видео-инструкцию.
После слов «Мы побывали в сказочном лесу» -
Хранительница Игр: - Ребята, мы с вами отдохнули, и теперь нас ждёт
третья игра из волшебного сундучка (достаёт картинку «Сова»).
Игра «Сова»
Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ.
Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание.
Проявлять творчество.
Ход игры: Один из играющих изображает «сову», остальные - мышей. Сова
выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать
различные
телодвижения.
Сова
кричит:
«День!»
Мыши
продолжают
двигаться. Сова говорит: «Вечер» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и
поют:
Ах ты, совушка - сова,
Золотая голова.
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не
двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями
и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
Хранительница Игр: - Ребята посмотрите на экран, третья русская народная
игра «Сова» тоже в рюкзаке у нашего Туриста-Путешественника.
Хранительница Игр: Издавна русский народ называли «гостеприимным»,
потому что люди с уважением, любовью и заботой встречали гостей. Для
гостей готовили самые вкусные угощения, самым любимым, из которых
были пироги. Давайте поиграем с вами в игру, которая так и называется
«Пирог».
Достаёт из сундучка картинку «Пирога»
Но прежде, давайте заглянем в наш сундук и посмотрим, что нам надо для
этой игры. (Хранительница достаёт из сундука маску-шапочку «Пирог» и
проводит игру «Пирог»).
Игра «Пирог»
Цель. Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять
в беге, умению играть в коллективе.
Ход игры. Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между
шеренгами садится участник, изображающий «пирог» (на него надета
шапочка). Все поют:
Да экий он высоконький,
Да экий он широконький,
Да экий он мякенький,
Режь его да ешь.
Во время пения при словах «высоконький» поднимают руки вверх,
«широконький» - разводят в стороны, «мякенький» - гладят по животу.
Сразу после слов «Режь его да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику
от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою
команду. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды.
Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
Во время игры включить музыку «Пирог» (прикрепили в папку)
Хранительница Игр: - Ребята посмотрите на экран, четвёртая русская
народная игра «Пирог» тоже в рюкзаке у нашего Туриста-Путешественника.
Хранительница Игр: -Ай да, молодцы, сколько игр узнали и собрали целый
рюкзак русских народных игр для нашего гостя.
Рефлексия
Хранительница Игр: - Ребята вам понравилось наше путешествие по
русским народным играм? Какие игры вам больше всего понравились?
Будете ли вы еще играть в них?
Ребята, посмотрите на экран.
На экране картинка-видео «Прощание с Туристом-Путешественником» и
выход детей из зала под музыку.