Автор: Якимова Александра Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №40
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Кружок "Говорушки" с использованием технологии "Мнемотехника"
Тема: План работы кружка
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №40 «Солнышко» ГО «город Якутск»
План работы кружка
«Говорушки» с использованием
технологии «Мнемотехника»
Воспитатель: Якимова Александра Анатольевна
Якутск
Программа «Говорушки» направлена на облегчение и ускорение у детей 4-5
лет процесса запоминания и усвоения текстов, формирования приёмов
работы с памятью. При этом виде деятельности включаются не только
слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а
затем и слова.
Содержание
Актуальность _________________________________________________ 1
Пояснительная записка ___________________________________________ 2
Ожидаемые результаты __________________________________________ 4
Цели, задачи программы _________________________________________ 5
Список детей _________________________________________________ 6
Содержание программы __________________________________________ 7
Список литературы ____________________________________________ 11
Актуальность:
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания,
технология развития памяти.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что
как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память.
Чаще всего запоминание происходит непроизвольно просто потому, что
какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он
будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной
картинкой, нечто абстрактное,
то на успех рассчитывать не стоит.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс
запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить
внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной
работы
воспитателя
приводят
к
обогащению
словарного
запаса
и
формированию связной речи.
Пояснительная записка
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить
полученную информацию.
Как показала практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и
запоминание слов, предложений и текстов.
Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи,
облегчающая
запоминание
и
реализующаяся
через
использование
мнемотаблиц и графических рисунков. Мнемотаблица – это схема, в которую
заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание
придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой
рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя
картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит
полученную информацию.
Мнемотаблицы:
• являются дидактическим материалом по развитию речи;
• их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи;
• использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, при
загадывании загадок, при заучивании пословиц, поговорок, стихотворений.
Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:
1. Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2. Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
С помощью мнемотаблиц можно пересказывать сказки и рассказы. Дети
видят
всех действующих лиц,
и
своё внимание
концентрируют
на
правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи
необходимых выражений.
Программа «Говорушки» разработана на основании нормативных
документов:
1.
Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2013г № 273-ФЗ
2.
Образовательная программа МБДОУ
3.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013г 4 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
Ожидаемые результаты:
1.
Пополнение словарного запаса и развития речи детей;
2.
Использование мнемотаблиц при обучении пересказу и составлению
рассказов, при загадывании загадок,
при заучивании пословиц,
поговорок, стихотворений.
3.
Использование детьми полученных знаний, умений и навыков в
свободной деятельности
4.
Формирование умения взаимодействовать друг с другом
5.
Расширение словарного запаса детей
6.
Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения,
самостоятельности.
7.
Повышение интереса родителей к жизни и деятельности детей в
детском саду
Программа рассчитана на 36 часов
Кружковая образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю по
четвергам во вторую половину дня с 15.30 до 15.50.
Длительность образовательной деятельности 20 минут
Цель:
Развитие речи детей через овладение приёмами работы с мнемотаблицами.
Задачи:
1. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
2. Преобразование образов в символы.
3. Развитие памяти, внимания и образного мышления.
4. Развитие мелкой моторики.
5. Развитие творческих способностей, фантазии.
Формы проведения:
1. Систематическая образовательная деятельность
2. Игры, игровые приемы
3. Индивидуальная работа
Содержание программы основывается на современных тенденциях
личностно-ориентированного образования и главных педагогических
принципах:
1.Принцип личностно-ориентированного общения - партнерство, соучастие и
взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с ребенком.
2. Принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются
ребенком во время активной деятельности.
3. Принцип занимательности - творческая деятельность интересна и
увлекательна для детей.
4. Принцип гуманизации - учет возрастных и индивидуальных особенностей,
атмосфера доброжелательности и взаимопонимания.
5. Принцип культурособранности, который основывается на ценностях
региональной, национальной и мировой культуры.
Перспективно-тематическое планирование кружка «Говорушки»
в младшей группе на 2018-2019 учебный год
Октябрь, 1 неделя
Тема: «Во саду ли, в огороде»
1.Артикуляционная гимнастика
«Вот репка»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Где звенит колокольчик?»
3. Пальчиковая игра «Мы капусту рубим,
рубим»
4. Потешка «Солнышко-ведрышко»
5. Игра «Таня сеяла горох»
Октябрь, 2 неделя
Тема: «Во саду ли, в огороде»
1.Артикуляционная гимнастика «Помидор»
2.
Упражнение
на
развитие
слухового
восприятия «Громко-тихо»
3. Пальчиковая игра «Готовим сок»
4. Потешка «Солнышко-ведрышко»
5. Игра «Таня сеяла горох»
Октябрь, 3 неделя
Тема: «В осеннем лесу»
1. Артикуляционная гимнастика «Прогулка
по лесу»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Как звучат игрушки»
3. Пальчиковая игра «Зайчик и ушки»
4. Потешка «Вышли мышки как-то раз»
5. Игра «Дождик, кап!»
Октябрь, 4 неделя
Тема: «В осеннем лесу»
1. Артикуляционная гимнастика «Прогулка
по лесу»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Как звучат игрушки»
3. Пальчиковая игра «Дождик» 4. Потешка
«Зайка серенький сидит...»
5. Игра «Жил-был зайчик»
Ноябрь, 1 неделя
Тема: «В гостях у бабушки с дедушкой»
1. Артикуляционная гимнастика «В
деревне»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Кто как кричит?»
3. Пальчиковая игра «Кролик»
4. Потешка «Курочка-рябушечка»
5. Игра «Наши уточки с утра...»
Ноябрь, 2 неделя
Тема: «В гостях у бабушки с дедушкой»
1.Артикуляционная гимнастика «В
деревне»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Кто как кричит?»
3. Пальчиковая игра «Наш красивый
петушок...»
4. Потешка «Бабушкины оладьи»
5. Игра «Выполни задание»
Ноябрь, 3 неделя
Тема: «Как звери к зиме готовятся»
1.Артикуляционная гимнастика «Зимняя
сказка»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Отгадай, кто говорит? (по
сказке «Три медведя»)»
3. Пальчиковая игра «Это зайчонок...»
4. Потешка «Сорока-белобока»
5. Игра «Колобок»
Ноябрь, 4 неделя
Тема: «Игрушки»
1.Артикуляционная гимнастика «Язычок
погладим ласково губами»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Угадай, чей голосок?»
3. Пальчиковая игра «Кукле кашу я сварю»
4. Потешка «Раз, два, три, четыре, пять - мы
сейчас пойдем гулять»
5. Игра «Мы ногами – топ,топ,топ»
Декабрь, 1 неделя
Тема: «Зима»
1.Артикуляционная гимнастика «Мы
смеялись, мы играли»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Отвернись и угадай»
3. Пальчиковая игра «Зима»
4. Стихотворение «Снег, снег кружится»
5. Игра «Падает снежок»
Декабрь, 2 неделя
Тема: «Зимние забавы»
1. Артикуляционная гимнастика
«Погуляем!»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Как звучат игрушки»
3. Пальчиковая игра «Что зимой мы любим
делать?»
4. Стихотворение «У сестренки, у
Маринки»
5. Игра «На дворе мороз и ветер»
Декабрь, 3 неделя
Тема: «Зимние забавы»
1. Артикуляционная гимнастика
«Погуляем!»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Повторялки»
3. Пальчиковая игра «Что зимой мы любим
делать?»
4. Стихотворение «У сестренки, у
Маринки»
5. Игра «На дворе мороз и ветер»
Декабрь, 4 неделя
Тема: «Новый год к нам идет»
1. Артикуляционная гимнастика «Дед
Мороз к нам приходил»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Повторялки»
3. Пальчиковая игра «Новый год»
4. Стихотворение «Как на горке снег,
снег...»
5. Игра «Встанем в хоровод»
Январь, 2 неделя
Тема: «Кошка и котята»
1. Артикуляционная гимнастика «Кошка»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Угадай и изобрази»
3. Пальчиковая игра «Котик»
4. Потешка «Кисонька-мурысонька»
5. Игра «Мячик»
Январь, 3 неделя
Тема: «Дикие животные»
1. Артикуляционная гимнастика
«Животные в лесу»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Угадай и изобрази»
3. Пальчиковая игра «Дикие животные»
4. Потешка «Сидит белка на тележке»
5. Игра «Прыгай, заинька!»
Январь, 4 неделя
Тема: «Кто какую пользу приносит»
1. Артикуляционная гимнастика «Корова»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Угадай, кто это?»
3. Самомассаж с прищепками «Кусается
больно котенок-глупыш...»
4. Потешка «Мы купили кошке...»
5. Игра «Шел козел по лесу...»
Февраль, 1 неделя
Тема: «В гостях у лисички-сестрички»
1. Артикуляционная гимнастика «Побывали
мы в лесу...»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Угадай, кто это»
3. Пальчиковая игра «Пальчики в лесу»
4. Потешка «Лиса по лесу ходила»
5. Игра «К большой лесной опушке
сбегались все зверюшки»
Февраль, 2 неделя
Тема: «Как снеговики солнце искали»
1. Артикуляционная гимнастика
«Приключения Снежинки»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Беги на носочках»
3. Пальчиковая игра «Снеговик»
4. Потешка «Ой, сердит мороз!»
5. Игра «Снег метлою разметая, идет баба
снеговая»
Февраль, 3 неделя
Тема: «Попугай Говорушка идет в
армию»
1. Артикуляционная гимнастика:
Упражнения «Стрельба», «Танк»,
«Пароход»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Внимание!»
3. Пальчиковая игра «Бойцы-молодцы»
4. Стихотворение «Самолет»
5. Игра «Сигнальщики»
Февраль, 4 неделя
Тема: «Посуда. Продукты питания»
1. Артикуляционная гимнастика:
упражнения «Бублик», «Месим тесто»,
«Блинчик», «Чашечка».
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Попугайчики»
3. Пальчиковая игра «Тесто»
4. Потешка «Оладушки»
5. Игра «Пироги»
Март, 1 неделя
Тема: «Праздник мам»
1. Артикуляционная гимнастика:
упражнения «Улыбка», «Поцелуйчик»,
«Блинчик», «Месим тесто».
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Кто тебя зовет?»
3. Пальчиковая игра «Дружно маме
помогаем»
4. Стихотворение «Кто любимей всех на
свете?»
5. Игра «Пироги»
Март, 2 неделя
Тема: «Транспорт»
1. Артикуляционная гимнастика в стихах
«Транспорт»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Кто тебя зовет?»
3. Пальчиковая игра «Лодочка»
4. Стихотворение «Кораблик»
5. Игра «На улице»
Март, 3 неделя
Тема: «Весна»
1. Артикуляционная гимнастика
«Приключение ручейка»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Тихо – громко»
3. Пальчиковая игра «Веселые льдинки»
4. Потешка «Весна-красна»
5. Игра «Будем мы весну встречать»
Март, 4 неделя
Тема: «Как цыплята солнце будили»
1. Артикуляционная гимнастика
«Приключение солнышка»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Тихие и громкие звоночки»
3. Пальчиковая игра «Мама»
4. Потешка «Солнышко»
5. Игра «Цыплята»
Апрель, 1 неделя
Тема: «Весеннее солнышко»
1. Артикуляционная гимнастика «Весна»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Где я?»
3. Пальчиковая игра «Луч»
4.Стихотворение Г. Лагздынь «Солнышко»
5. Игра «Солнечные зайчики»
Апрель, 2 неделя
Тема: «В гости к нам пришли матрешки»
1. Артикуляционная гимнастика «Самовар»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Где я?»
3. Пальчиковая игра «Матрешка»
4. Песенка «Мы матрешки, вот такие
крошки»
5. Игра «Карусель»
Апрель, 3 неделя
Тема: «Прилетайте, птицы! »
1. Артикуляционная гимнастика:
упражнения «Клювик открываем»,
«Птенчик в гнездышке», «Червячок» (узкий
язычок), «Почистим клювик»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Ритмическое эхо»
3. Пальчиковая игра «Воробьи»
4. Потешка «Сорока-белобока»
5. Игра «Дружно птицы прилетели»
Апрель, 4 неделя
Тема: «Насекомые»
1. Артикуляционная гимнастика
«Насекомые»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Колокольчик»
3. Пальчиковая игра «Жук»
4. Потешка «Божья коровка»
5. Игра «Кузнечики»
Май, 1 неделя
Тема: «Папа, мамочка и я – вместе
дружная семья»
1. Артикуляционная гимнастика «Папа,
мамочка и я – вместе дружная семья»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Молоточек»
3. Пальчиковая игра «Семья»
4. Потешка «Из-за леса, из-за гор...»
5. Игра «Чок-чок, каблучок, в танце
кружится сверчок!»
Май, 2 неделя
Тема: «Петушок и его семья»
1. Артикуляционная гимнастика «Друзья
веселого язычка»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Тихо – громко»
3. Пальчиковая игра «Петушок, петушок»
4. Песенка «Вышла курочка гулять»
5. Игра «Петушиная семья»
Май, 3 неделя
Тема: «Колечко»
1. Артикуляционная гимнастика:
упражнения «Колечко», «Лопатка»,
«Солнышко улыбается»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Кто как ходит»
3. Пальчиковая игра «Колечко»
4. Стихотворение С. Маршака «Колечко»
5. Игра «Индюк и овечка»
Май, 4 неделя
Тема: «Весенние сюрпризы от
Смешариков»
1.Артикуляционная гимнастика:
упражнения «Улыбка Нюши», «Дудочка
Копатыча», «Блинчик Бараша», «Вкусное
варенье Совуньи», «Качели с Ежиком»,
«Лошадка с Крошем»
2. Упражнение на развитие слухового
восприятия «Тихо – громко»
3. Пальчиковая игра «Капель»
4. Песенка «Дождик, дождик, веселей...»
5. Игра «Прогулка в весенний лес»
Перспективно-тематическое планирование кружка «Говорушки»
в средней группе на 2019-2020 учебный год
Дата
проведения
Образовательная
деятельность
Задачи, содержание
Сентябрь
Заучивание
стихотворения
В.Миронович
«Листопад»
Составление мнемотаблиц для выразительного
чтения наизусть; выразительно читать наизусть
стихотворение, интонационно передавать
спокойную грусть осенней природы.
Октябрь
Пересказ украинской
народной сказки
«Колосок»
Интонационно верно передавать диалоги
персонажей, опираясь на мнемотаблицу;
использовать при пересказе выразительные
средства языка
Ноябрь
Пересказ сказки «Два
жадных медвежонка»
Составление мнемотаблицы для пересказа; учить
передавать текст точно, последовательно,
выразительно; пересказывать текст
Дидактическая игра
«Зашифруем слова»
Обогащение словарного запаса, развитие
логического мышления и долговременной памяти.
Содержание: попросить ребенка нарисовать
картинки к каждому названному им слову.
Зрительный образ, соответствующий предметам,
возникает легко, поэтому детям предлагается
«зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость
и т.п.
Декабрь
Пересказ русской
народной сказки
«Зимовье зверей»
Продолжать
учить
передавать
текст
точно,
последовательно,
выразительно
с
опорой
на
мнемотаблицу; пересказывать текст, написанный
от лица автора, и переводить его при этом в
косвенную речь.
Заучивание
стихотворения И.
Гурин «Веселый
снеговик»
Способствовать
запоминанию
стихотворения
наизусть используя прием мнемотехники.
Январь
Пересказ сказки «Три
поросенка»
Способствовать умению пересказывать
содержание сказки точно, последовательно,
выразительно; (использование для пересказа
готовые мнемотаблицы)
Февраль
Пересказ русской
народной сказки
«Жихарка»
Передавать текст точно, последовательно,
выразительно; составление мнемотаблиц для
пересказа; учить пересказывать от третьего лица
Март
Заучивание
стихотворения
Т.Дмитриев «Весна
пришла»
Использование
для
выразительного
чтения
наизусть готовые мнемотаблицы; интонационно
выразительно передавать любование картиной
весенней
природы
при
чтении
наизусть
стихотворения
Апрель
Пересказ сказки
Л.Толстого «Белка
прыгала с ветки на
ветку…»
Передавать текст точно, последовательно,
выразительно; использование для пересказа
готовые мнемотаблицы
Май
Пересказ знакомых
сказок по желанию
детей (викторина)
Побуждать желание рассказывать знакомые
сказки. Развивать связную речь.
Перспективно-тематическое планирование кружка «Говорушки»
в старшей группе на 2020-2021 учебный год
Дата
проведения
Образовательная
деятельность
Задачи, содержание
Сентябрь
Дидактическая игра
Обогащение словаря, развитие долговременной
«Копилка слов»
Дидактические игры
с предлогами.
памяти, связной речи.
Содержание игры: Дети «собирают» новые
слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают
при помощи символов, сразу после их
образования или истолкования и с отсрочкой
(после других упражнений, в конце занятия,
через день). К словам в «копилке» мы
периодически возвращаемся: на следующий
день, через неделю, через месяц. Детям
предлагается вспомнить слова, которые они
«положили» в копилку слов и составить с ними
предложение или рассказ.
Познакомить детей с карточками – схемами
предлогов (на, над). Учить графически,
составлять схему предложения с предлогом.
Октябрь
Дидактическое
упражнение «Из чего
сделан?».
Д/игра «Загадки и
отгадки»
Развивать монологическую речь детей,
упражнять в составлении простых предложений
с использованием мнемоквадратов
Способствовать запоминанию загадок с опорой
на мнемодорожку.
Ноябрь
Составление
описательного
рассказа на тему:
«Насекомые»
Заучивание
скороговорок
Учить детей составлять описательный рассказ
на тему: «Насекомые» с опорой на
мнемотаблицу.
Декабрь
Заучивание
стихотворения С.
Есенина «Берёза».
Составление мнемотаблиц для выразительного
чтения наизусть; интонационно передавать
нежность, любование зимней природой
Январь
Составление
описательного
рассказа на тему:
«Птицы»
Учить детей составлять описательный рассказ
на тему: «Птицы» с опорой на мнемотаблицу.
Февраль
Составление
описательного
рассказа на тему:
«Транспорт»
Формировать умение составлять описательный
рассказ, придерживаясь плана в виде наглядной
модели (мнемотаблицы). Развивать
интонационную выразительность речи, память,
воображение. Воспитывать интерес к русскому
народному творчеству.
Март
Д/игра «Кто в
домике живет?» (по
И.А.Чистяковой)
Составление
описательного
рассказа на тему:
Цель: обогащение глагольного словаря,
развитие зрительного внимания, памяти,
логического мышления
Содержание: Дети получают домики с
закрытыми ставнями, на которых нарисованы
символы того, что могут делать животные,
которые там живут, например, летает, вьет
(гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность
ответа дети проверяют, открывая ставни
домика.
Продолжать учить составлять описательный
рассказ с опорой на мнемотаблицу и без нее.
«Деревья»
Апрель
А.Н.Плещеев
«Сельская песня»
Дидактические игры
с предлогами.
Способствовать запоминанию стихотворения с
опорой на мнемотаблицу. Учить выразительно,
читать наизусть стихотворение без опоры на
наглядность.
Продолжать знакомить детей с карточками –
схемами предлогов. Учить графически,
составлять схему предложения с предлогом.
Май
Заучивание наизусть
стихотворение С.
Есенина «Черёмуха»
Способствовать запоминанию стихотворения с
опорой на мнемотаблицу. Учить выразительно,
читать наизусть стихотворение без опоры на
наглядность.
Список используемых источников:
1. Бабаева Т.И., Крулехт М.В. и др. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как
работать по программе «Детство». –М., Изд -во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
2. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники. -СПб.,2005
3.Волчкова В.Н.,Степанова Н.В. Развитие детей младшего дошкольного
возраста. –Воронеж,Т.Ц. «Учитель», 2001.
4.
Методические советы к программе «Детство». -СПб., Изд-во«ДЕТСТВО -
ПРЕСС», 2001
5. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5
лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г.;
6. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд.
– «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
7.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении
рассказыванию детей дошкольного возрастаСанкт-Петербург. - Детство-
Пресс, 2010.
8. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор.
Считалки. Заклички. Дразнилки.» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.
9. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор.
Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.