Автор: Клишина Талия Тофиковна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ г.Ульяновска
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных инновационных технологий на уроках музыки"
Раздел: среднее образование
Понятие об инновациях в образовании, их классификация.
Роль инноваций в развитии школы (конспект)
Сущность инноваций. Понятие инновации в образовании
В настоящее время в нашей стране происходят существенные
изменения в национальной политике образования. Это связано с
переходом от авторитарной на позиции личностно-ориентированной
педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие
потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление
им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих
задач невозможно без осуществления вариативности образовательных
процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и
виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного
и практического осмысления.
Современная российская школа – это результат огромных перемен,
произошедших в системе отечественного образования за последние
годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни
общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же
степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким
обилием нововведений и экспериментов.
Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть
инновационных процессов в современной школе. Из социально
пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных
социальных институтах, образование становится активным.
Актуализируется образовательный потенциал, как социальных
институтов, так и личностный. Раньше безусловными ориентирами
образования были формирование знаний, навыков, информационных и
социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в
свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к
общественным обстоятельствам. Теперь образование все более
ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на
личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и
индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм
саморазвития (самосовершенствования, самообразования),
обеспечивают готовность личности к реализации собственной
индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные
организации вводят новые элементы в свою деятельность, и для того,
чтобы эта практика была успешной, педагоги должны свободно
ориентироваться в таких понятиях, как «новшество», «инновация»,
«инновационный процесс».
В отечественной литературе проблема инноваций долгое время
рассматривалась в системе экономических исследований. Поиски же
решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом
имеющихся результатов исследования сущности, структуры,
классификации и особенностей протекания инновационных процессов в
сфере образования.
Проблема нововведений нашла свое отражение в работах М. М.
Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева, В. И
Загвязинского, которые рассматривают инновации в школе с позиций
системно-деятельностного подхода.
В словаре С. И. Ожегова даётся следующее определение нового: новый
– впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший
недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему
прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый,
малоизвестный [8].
Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает
«обновление, новшество или изменение». Оно впервые появилось в
исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов
одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область
знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали
изучаться закономерности технических нововведений в сфере
материального производства. Педагогические инновационные процессы
стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х
годов ХХ века. Об инновациях в российской образовательной системе
заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике
проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение
стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в
образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как
синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный
аппарат педагогики.