Напоминание

"Использование современных инновационных технологий на уроках музыки"


Автор: Клишина Талия Тофиковна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ г.Ульяновска
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование современных инновационных технологий на уроках музыки"
Раздел: среднее образование





Назад




Понятие об инновациях в образовании, их классификация.

Роль инноваций в развитии школы (конспект)

Сущность инноваций. Понятие инновации в образовании

В настоящее время в нашей стране происходят существенные

изменения в национальной политике образования. Это связано с

переходом от авторитарной на позиции личностно-ориентированной

педагогики. Одной из задач современной школы становится раскрытие

потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление

им возможностей проявления творческих способностей. Решение этих

задач невозможно без осуществления вариативности образовательных

процессов, в связи с чем появляются различные инновационные типы и

виды образовательных учреждений, которые требуют глубокого научного

и практического осмысления.

Современная российская школа – это результат огромных перемен,

произошедших в системе отечественного образования за последние

годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни

общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же

степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким

обилием нововведений и экспериментов.

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть

инновационных процессов в современной школе. Из социально

пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных

социальных институтах, образование становится активным.

Актуализируется образовательный потенциал, как социальных

институтов, так и личностный. Раньше безусловными ориентирами

образования были формирование знаний, навыков, информационных и

социальных умений (качеств), обеспечивающих «готовность к жизни», в

свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к

общественным обстоятельствам. Теперь образование все более

ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на

личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и

индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм

саморазвития (самосовершенствования, самообразования),

обеспечивают готовность личности к реализации собственной

индивидуальности и изменениям общества. Многие образовательные

организации вводят новые элементы в свою деятельность, и для того,

чтобы эта практика была успешной, педагоги должны свободно

ориентироваться в таких понятиях, как «новшество», «инновация»,

«инновационный процесс».

В отечественной литературе проблема инноваций долгое время

рассматривалась в системе экономических исследований. Поиски же

решения педагогических проблем инноватики связаны с анализом

имеющихся результатов исследования сущности, структуры,

классификации и особенностей протекания инновационных процессов в

сфере образования.

Проблема нововведений нашла свое отражение в работах М. М.

Поташника, А. В Хуторского, Н. Б Пугачёвой, В. С. Лазарева, В. И

Загвязинского, которые рассматривают инновации в школе с позиций

системно-деятельностного подхода.

В словаре С. И. Ожегова даётся следующее определение нового: новый

– впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший

недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему

прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый,

малоизвестный [8].

Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает

«обновление, новшество или изменение». Оно впервые появилось в

исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов

одной культуры в другую. В начале XX века возникла новая область

знания, инноватика – наука о нововведениях, в рамках которой стали

изучаться закономерности технических нововведений в сфере

материального производства. Педагогические инновационные процессы

стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х

годов ХХ века. Об инновациях в российской образовательной системе

заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике

проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение

стали предметом специальных исследований. Термины «инновации в

образовании» и «педагогические инновации», употребляемые как

синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный

аппарат педагогики.



В раздел образования