Автор: Чекурова Оксана Федоровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ СОШ №215 имени Д.А.Бакурова
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Контроль работы организма учащихся при выполнении нагрузки на уроках физической культуры.
Раздел: среднее образование
Подготовила: Учитель физической культуры МАОУ СОШ№ 215 г.
Новосибирск
Чекурова Оксана Федоровна
Тема: Контроль работы организма учащихся при выполнении нагрузки на
уроках физической культуры.
На уроках физической культуры через умения, способы деятельности,
позволяющих субъекту выполнять поставленные учителем задачи
происходит развитие компетенций учащихся. Задачи, поставленные
учителем на уроке определенного уровня, считаются достигнутыми и будут
признаны эффективными у учащегося лишь в том случае, если у него уже
имеется запас необходимых сочетаний качеств, и при определенных
условиях будет происходить дальнейшее развитие и совершенствование
имеющихся умений и знаний.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об
этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее
здоровья. «Здоровому каждый день – праздник», гласит одна из восточных
пословиц. Ребенок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни.
Этому его надо учить. Необходимо сформировать у школьников
представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье
окружающих.
Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего
поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья –
социальная, и решать ее нужно на всех уровнях общества.
Главная задача школы – такая организация образовательного процесса на
всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание
учащихся не сопровождаются нанесением ущерба их здоровью. А урок
физической культуры в школе – это главный урок здоровья. Тем, кто
работает в школе не один десяток лет, воочию видна динамика ухудшения
здоровья детей. Если 20 лет назад освобожденных от физической культуры в
каждом классе было по одному-два ученика, то теперь их стало больше.
Практически здоровых детей в каждом классе – единицы.
Работа школы сегодня направлена на сохранение и укрепление здоровья
учащихся, где реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие
технологии.
Широко использовал физические упражнения в своей практике выдающийся
ученый, врач Авиценна. Он писал: «…самое главное в режиме сохранения
здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи
и режим сна.»
Систематические занятия физическими упражнениями благоприятно влияют
на центральную нервную систему, которая является главным регулятором
всех физических и психических процессов в нашем организме. Постоянные
занятия физическими упражнениями увеличивают жизненную емкость
легких, подвижность грудной клетки, улучшают телосложение, фигура
становится стройной и красивой, движения приобретают выразительность и
пластичность. И добиваться этого можно на уроках физической культуры.
Физическая культура – это естественно биологический метод, в основе
которого лежит обращение к основной биологической функции организма –
мышечному движению.
Уроки физической культуры – основное звено в цепочке оздоровления
учащихся в школе. Они содействуют укреплению здоровья, правильному
физическому развитию и закаливанию организма, а также умственной и
физической работоспособности, формированию правильной осанки,
ликвидации или стойкой компенсации нарушений, вызванных различными
заболеваниями.
В практике самоконтроля вполне доступны целый ряд простых, но вполне
информативных проб, позволяющих оценить функциональное состояние
дыхательной и в определенной мере сердечно-сосудистой системе.
Например, проба Штанге. После обычного вдоха задерживать дыхание, зажав
при этом нос пальцами. Длительность задержки дыхания тем выше, чем
лучше тренированность организма, но для 15 – 17 летних подростков не
должна быть ниже 30 – 40 сек. Интересна в этом плане методика Серкина,
которая состоит из 3-х проб. Первая – определить время задержки дыхания
на вдохе в положении сидя. Вторая проба – определить время задержки
дыхания на вдохе сразу же после 20-го приседания за 30 сек. Третья проба –
определить время задержки дыхания на вдохе после 1 мин. отдыха. Пробы
Штанге и Серкина проводят до физической нагрузки после 6 – 8 мин.
спокойного отдыха.
Говоря о правилах самоконтроля, надо иметь в виду следующее:
1.
Все изменения проводить в одно и тоже время, одними и теми же
инструментами и в одинаковых условиях.
2.
Данные самоконтроля заносятся в дневник.
Большое значение имеет время восстановления ЧСС в период отдыха
после нагрузки. В процессе урока учитель не менее 3-х раз (в начале и в
конце урока, после скоростно-силовых нагрузок, и т.д.) предлагает классу
посчитать пульс за 6 сек. (начало и конец подсчета по общему сигналу).
Особенно важно – в начале учебного года. Следует помнить, что ЧСС очень
быстро восстанавливается в перерыве 30 – 40 сек. (на 20 – 30 уд./мин.),
поэтому задержка начала подсчета существенно искажает результат
контроля.
ЧСС менее 12 – 14 ударов за 6 сек. после скоростно-силовой подготовки
свидетельствует о слабой нагрузке или нежеланием учащихся «нагружаться».
ЧСС 18-20 ударов в 6 сек. – показатель высоких функциональных
возможностей, но при условии быстрого снижения (за 3-4 мин.) до исходного
уровня. Если пульс долго не восстанавливается, необходимо консультация
врача.
Усвоение этого раздела программы особенно важно для учащихся, так как
некоторые из них пытаются в кротчайший срок достичь высоких желаемых
результатов и могут не рассчитать свои силы при проведении
самостоятельных занятий. Поэтому уже на первых уроках я обращаю на это
внимание и периодически возвращаюсь к этому вопросу в течение учебного
года. Иногда опрашиваю учащихся с целью выявления степени усвоения
методики самоконтроля в процессе занятия физическими упражнениями.
Кроме самоконтроля важнейшее значение имеет контроль за физической
подготовленностью школьников со стороны учителя физической культуры и
учет этих данных в повседневной работе
Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и
функциональное состояние, но и повышают работоспособность и
эмоциональный тонус. Обязательным условиям самоконтроля физической
нагрузки школьников во время занятий физическими упражнениями является
использование различных функциональных проб контроля за
функциональным самочувствием, как во время занятий, так и в
восстановительном периоде сразу после занятия.
Формирование самоконтроля на уроке физкультуры достигается при помощи
проведения определенного набора тестов, благодаря которым учащиеся
самостоятельно овладевают навыками самоконтроля и самонаблюдения. И
как следствие этого, через уроки физической культуры субъекты
образовательной среды учатся в полной мере контролировать и дозировать
получаемую нагрузку на уроке и спортивных секциях, отслеживать свои
физические возможности. Занятия физическими упражнениями принесут
большую пользу, если следить за тем, какое воздействие оказывают
физические нагрузки на организм. Самочувствие и работоспособность, точно
зеркало, отражают состояние здоровья организма.
Если после тренировочных занятий самочувствие, настроение, аппетит и сон
хорошие и есть желание заниматься дальше, то это положительные признаки.
Они показывают, что ваш организм справляется с нагрузками и можно
постепенно их увеличивать.
При чрезмерной нагрузке, утомлении организма может появиться вялость,
раздражительность, одышка, боли в сердце, головокружение, нарушение сна.
Все это относится к субъективным показателям.
Внешние признаки утомления:
Важно знать и внешние признаки утомления, чтобы вовремя снизить
нагрузку на тренировке. Это могут быть покраснение кожи лица,
сменяющееся сильным побледнением, посинение губ, усиленное
потоотделение, неточные вялые движения. В этих случаях надо снизить
нагрузку, внимательно проконтролировать свое состояние на очередных
занятиях и, если это повторяется обратиться к врачу.
Частота сердечных сокращений:
Как организм переносит физическую нагрузку, лучше всего показывает ЧСС
(пульс). Для привития и формирования навыков самоконтроля в процессе
выполнения физических упражнений на уроках физической культуры был
взят 5 «А» класс школы № 30 города Новоалтайск. В классе 27 учащихся, из
них13 мальчиков и 14 девочек. Освобожденных от занятий нет. Класс очень
активный, спортивный. Дополнительно спортивные секции посещает 4
учащихся. «5» и «4» по итогам четверти имеют 24 учащихся. В сентябре
учащиеся 5 класса завели дневники самоконтроля, где отразили следующие
параметры:
№ показатели
Дни занятий
1
2
3
4
Ит.д
1
Масса тела, кг
2
Рост, см
3
Окружность
грудной клетки, см
4
Самочувствие,
баллы
5
Работоспособность,
баллы
6
Сон, баллы
7
Аппетит, баллы
8
Частота дыхания в
покое, за 1 мин
9
пульс до занятий,
уд. в мин.
1
0
пульс после
занятий, уд. в мин.
Самочувствие, работоспособность, сон, аппетит были оценены по
пятибалльной системе: 5 баллов - отлично
4 балла - хорошо
3 балла – удовлетворительно
2 балла – плохо
Вес тела был зафиксирован 1 раз в конце четверти. Рост измеряли в начале
года и конце 3 четверти, также как и грудной клетки.
Частота дыхания измерялась 1 раз до урока. В покое частота дыхания (вдох,
выдох) в среднем составляет 12-16 раз в минуту. При физической работе
происходит учащение дыхания при средней нагрузке до 18-20 раз в минуту,
при значительной до 20-30 раз.
Пульс до и после измерялся каждое занятие. Субъективные показатели
состояния организма заполнялись учащимися после каждого занятия.
Первое, что мы стали учиться выполнять – это измерение частоты сердечных
сокращений (ЧСС). Исследование пульса является одним из наиболее
доступных объективных методов изучения функции сердечно - сосудистой
системы.
Существует несколько способов измерения пульса :
а) тремя пальцами на запястье;
б) большим и указательным пальцами на шее;
в) кончиками пальцев на виске;
г) ладонью к груди в области сердца.
Первым способом, пользуются, когда человек находится в спокойном
состоянии. После физических упражнений нащупать на запястье руки и
посчитать пульс бывает трудно. Тогда пользуются одним из оставшихся трех
способов. В результате исследований были получены следующие данные:
из 27 испытуемых только у 10 в покое пульс не превышает 70 ударов в
минуту. Еще у 9 человек колеблется от 80 до 89 ударов. Пульс остальных 8
учащихся выше 90 ударов в минуту, что говорит об их плохом физическом
развитии.
Любая физическая нагрузка повышает частоту сердечных сокращений (ЧСС),
и чем нагрузка больше, тем пульс чаще. В спокойном состоянии пульс
составляет 70 – 80 уд/мин. При выполнении легкой физической нагрузки
пульс достигает 100 – 120 уд/мин, при средней – 130 – 150, при большой до
200 уд/мин. У ребят занимающихся физическими
упражнениями, оздоровительным бегом и спортом пульс после занятий
приходит в норму через 3 – 5 минут, а после больших нагрузок через 10 мин.
Время восстановления пульса до исходного уровня за 3 минуты считается
хорошим, 4-5 минут - удовлетворительным, 6 минут и более –
неудовлетворительным.
Из 27 испытуемых мною учащихся пульс возвращается к изначальной цифре
за 3 минуты у 12 человек, у 8 через 5 мин и у 7 через 6 минут. Все
эти цифры получены после не большой нагрузки – теста на приседание.
После проведения тестирования можно сделать вывод не только о том
насколько правильно и точно ребята проводят самоконтроль, но и о их
физическом развитии.
Большинство детей легко усвоили способы измерения пульса. Единственное
затруднение, с которым пришлось столкнуться – это невнимательность ребят,
из-за чего сложно было проводить измерения сразу же после полученной
нагрузки. Прослушав объяснение, как правильно это делать и где лучше
прощупывается пульс, некоторые ребята пытались измерять его после
нагрузки тем же способом, что и в покое. Не все ребята хорошо и правильно
справились с заданием. Некоторым требуется больше внимания, так как они
в силу своих психических особенностей невнимательны, им очень трудно
сосредоточиться.
На уроке так же ребята учились производить подсчет частоты дыхания.
Этот способ измерений ребята освоили лучше и быстрее, чем измерение
пульса.
В покое, частота дыхания в среднем составляет 12 – 16 раз в минуту. После
физической нагрузки происходит учащение дыхания. При средней нагрузке –
до 18 – 20 раз в минуту, при значительной до 20 – 30 раз в 1 минуту.
Подсчитывать будем частоту дыхания за 30 секунд и умножать на 2.
Количество дыхания считают обычно, положив ладонь руки спереди на
нижнюю часть грудной клетки и верхнюю часть живота. Каждый вдох и
каждый выдох составляют один дыхательный цикл.
Проведем измерения частоты дыхания после, бега на 300м (девочки) и 500м
(мальчики). До нагрузки частота дыхания составляла у 10 человек (из 27) 12-
14раз в минуту, у 4 человек – 15 – 16 раз, у 13 ребят 17 – 19 раз. После
завершения дистанции ребята самостоятельно не только проводили
измерения, но и сами засекали время. Полученные данные показали, что эта
нагрузка для некоторых ребят является существенной. Частота дыхания у 7
ребят была 20 - 22 раза в минуту, у 12 человек – 25 - 27 раз, у 8 человек 32 –
34 раза.
Зрительно оценив правильность выполнения подсчета дыхания, я могу
сказать, что этот способ самоконтроля ребята освоили хорошо. Исключением
оказались – 2 человека . В связи с особенностью психики и характера им
пришлось неоднократно объяснять, как правильно делать подсчет. Иногда
устоять на одном месте им трудно.
Но определять степень утомления можно не только измерив пульс или
частоту дыхания, но и по внешним признакам. Важно знать все эти признаки,
чтобы вовремя снизить нагрузку во время самостоятельных занятий. Это
могут быть покраснения кожи лица, сменяющееся сильным потоотделением,
посинение губ; усиленное потоотделение; неточные, вялые движения.
Необходимо было выяснить, насколько хорошо ребята усвоили данный вид
самоконтроля. В процессе беседы с отдельными учащимися, выясняю,
насколько хорошо они знают о внешних признаках утомления. Задаю ребят
вопросы: - Какие показатели характеризуют хорошее состояние здоровья? -
Почему кожа лица краснеет после бега? - Что такое одышка и почему она
возникает? - Как влияет нагрузка на координацию движений?
- Почему кружится голова?
- Что такое ненормированная нагрузка?
- Как влияет на организм ненормированная нагрузка?
- Что нужно делать, если наступило переутомление?
- Что такое режим дня и зачем он нужен?
- О чем говорит не точное выполнение команд?
Такой опрос проводился в процессе исследований после небольших и
средних нагрузок, так как после значительных нагрузок у большинства детей
рассеянное внимание. Хорошие и четкие ответы на вопросы обычно дают те
учащиеся, кто занимается физическими упражнениями не только на уроках
физвоспитания, но и посещает спортивные секции или занимаются
самостоятельно. На мои вопросы отвечали все учащиеся. На каждом уроке я
опрашивала по несколько человек в классе.
Если в начале исследования ребята плохо отвечали на вопросы и постоянно
путались, то со временем большинство из них давали конкретные и четкие
ответы. К концу исследования большинство учащихся могли правильно
оценить состояние своего организма по внешним признакам. Из 27 человек
на все мои вопросы правильно ответили 23 человек, 2 человека затруднялись
ответить на некоторые вопросы, а двое не ответили ни на один вопрос.
В процессе обучения ребята получают знания не только о пользе занятий
физическими упражнениями, но и о том, что они могут нанести вред.
Учащиеся должны знать – не контролируемые и не регулярные нагрузки
влияют на весь организм, но в первую очередь страдает сердце и нервная
система. Уже в пятом классе ребята знают, если в занятиях сделан перерыв,
то после первых занятий физическими упражнениями могут
появиться болевые ощущения, которые в дальнейшем исчезают. Боль в
мышцах показатель того, что учащийся не занимался физическими
упражнениями. Поэтому, после перерыва (сделанного по любой причине)
необходимо наращивать нагрузку постепенно. Этому ребята обучаются,
начиная с 2 класса. На уроках дается понятие о том, что начинать
выполнение упражнений необходимо с малого количества повторений,
постепенно увеличивая их.
Особое внимание на уроках физической культуры в 5 классе уделялось
общей физической подготовке. Один раз в неделю учащиеся выполняли
дополнительные упражнения с гантелями, набивными мячами,
гимнастическими палками. Большое внимание уделялось прыжковой работе.
А именно - прыжки на скакалке на количество раз и с учетом времени.
Прыжки через линии на месте и в движении, через препятствия – скамейки и
барьеры. Большой упор делался и на силовую подготовку - упражнения в
парах, с отягощением, с гимнастическими скамейками, с сопротивлением.
Вначале урока обязательным является бег – на выносливость, на скорость,
переменный бег, бег с чередованием упражнений (отжимание, приседание,
выпрыгивание).
В результате уровень физической подготовленности учащихся определялся с
помощью тестов простых и доступных 1 раз в конце четверти. По
результатам этих тестов можно с легкостью определить насколько вырос
уровень физической подготовки, вырос или наоборот стал хуже по каждому
учащемуся. Результаты тестов были отражены в дневниках самоконтроля у
каждого учащегося по отдельным параметрам в 5 классе.
Тесты были по следующим показателям: на силу, на прыгучесть, на
выносливость, на гибкость
Каждый из показателей по записям в дневнике самонаблюдения был отражен
в графике, где на вертикали фигурируют показатели уровня физического
развития и физической подготовки, а на горизонтали – сроки проведения
проверки. Каждому ученику были видны его слабые места в разных тестах и
по какому виду следует поработать и нужно подтянуться.
На уроках физкультуры учитель не только прививает позитивное отношение
к предмету и к своей физической форме, но и формирует навыки
самоконтроля и самонаблюдения за своим здоровьем и своими спортивными
достижениями и результатами. При выполнении физических упражнений не
каждый ученик среднего звена может правильно дозировать нагрузку, вот
для этого преподаватель старается научить каждого ребенка слышать и
чувствовать свой организм, понимать себя, не переоценить свои
возможности. Поскольку практически каждый ребенок 10 лет полон
энтузиазма и рвения к победам, нужно грамотно и правильно научить детей
выполнять и выбирать упражнения, плавно и постепенно повышать нагрузку,
чтоб добиваться лучших результатов. Иначе может потеряться интерес к
занятиям физкультурой, а спортом тем более.
Вот для этого и нужно вести дневники самоконтроля, чтоб ученик мог
реально видеть и отслеживать свои возможности и недостатки и
целенаправленно добиваться лучших показателей при помощи самоконтроля
и самонаблюдения. Формируя тем самым компетентность позволяющую
субъекту образовательной среды выполнять поставленные перед ним задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Безверхняя Г.В. Возрастная динамика мотивационных приоритетов
школьников к занятиям физической культурой и спортом//сб. наук под ред.
Ермакова С.С.-Харьков: 2000. -№22– С.26-32
2.
Богословский В.П., Ю.Д. Железняк Физическая культура, учебник для
5-7 кл, Москва, 1996 год.
3.
Круцевич Т.Ю. Критерии эффективности системы физического
воспитания молодежи // Сб. под ред. Ермакова С.С. Харьков: 2000. -№5–
С.35-39
Литвинов Е.Н. Физкультура! Физкультура!- Москва 1999 год.