Напоминание

"Неделя детской книги"


Авторы: Тарасенко Рима Мухарамовна, Павлова Альфия Шавкатуловна
Должность: воспитатель, учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ ООШ им.Афанасьева Р.С. с.санатория Глуховского
Населённый пункт: село санатория Глуховского
Наименование материала: Проект "Книжкина неделя"
Тема: "Неделя детской книги"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Книжкина неделя». Выполнили: воспитатель старшей

разновозрастной группы Тарасенко Р.М., учитель начальных классов

Павлова А.Ш.

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: краткосрочный – 1 неделя.

Участники проекта: воспитанники старшей разновозрастной группы,

ученики начальных классов, воспитатель, учитель начальных классов,

родители воспитанников,учеников.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое

развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно –

эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель: Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и

познавательную деятельность.

Задачи проекта:

Образовательные:

Способствовать формированию знаний детской литературы;

Через создание проблемной ситуации познакомить с историей возникновения

книги;

Познакомить с писателями и их творчеством;

Развивающие: Развивать выразительную речь;

Развивать творческие способности; Развивать умение анализировать,

обобщать и делать простейшие выводы; Развивать наблюдательность и

любознательность, познавательной активности. Развивать познавательные

способности у детей в процессе совместной театрализованной деятельности;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к театрализации;

Воспитывать интерес к книге, как источнику информации, знаний;

Воспитывать аккуратность при работе с книгой;

Воспитывать интерес к совместному творчеству детей и родителей;

Воспитывать интерес к произведениям (башкирским сказкам).

Задачи по работе с родителями: Обогатить запас знаний родителей о роли

чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей.

Повысить компетентность родителей по теме проектной недели. Привлечь

семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического

сотрудничества.

Вид проекта: познавательный.

Предварительная работа: Перед проведением «Книжкиной недели» в группе

была создана развивающая среда. В центре познания – иллюстрации к

произведениям А.Л. Барто, Н.И.Сладков, К.Чуковского, иллюстрации к

сказкам разных народов, в том числе и произведений башкирских

писателей.В центре творчества раскраски по произведениям русских

писателей и сказкам, силуэты для вырезывания, трафареты сказочных героев.

В речевом центре мнемотаблицы, картинки и схемы для рассказывания

сказок. В центре книги оформлены выставки книг по следующим темам:

«Русские народные сказки», «Книги о животных и птицах», «Книги К.И.

Чуковкого, А.Л. Барто, Н.И.Сладкова», «Книги писателей нашей

республики». Детям и родителям было дано домашнее задание: —

перечитать любимые книжки, — изготовить иллюстрации к любимым

сказкам. - подбор методической и художественной литературы; - подбор

дидактических, подвижных, малоподвижных; - составление плана

взаимодействия с родителями и детьми.

Методы проекта: - игровые: дидактические игры; настольные игры;

подвижные игры; игры – драматизации; сюжетно – ролевые игры; -

словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа;

рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедий; -

практические: упражнения (оказание помощи), совместные действия

воспитателя и ребенка. - наглядные: показ презентаций, использование

иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематические

выставки.

Предполагаемый результат: - выставка детских работ (лепка, аппликация,

рисование); - совместные работы родителей и детей; - речевое творчество

детей; - дидактические игры и пособия; - ООД; - игра – драматизация детей; -

называют любимые произведения; - могут пересказывать небольшие тексты,

сочиняют сказки, выразительно читают стихотворения, инсценируют

самостоятельно; - умеют правильно и бережно обращаться с книгами:

ремонтировать их, пользоваться закладками. - дети узнали о значении книги

в жизни человека; - владеют понятием « Библиотека»; - знают о том, что

нужно беречь книгу;

Книга, как птица,

Книга — царица:

Может сердцам повелеть.

Книга — богиня:

Чудо свершает порой.

Е. Баратынский.

«Дети перестали читать» — как часто мы слышим эту фразу. Телевизор,

видео, компьютерные игры поглощают ребенка, завоевывая заповедные

уголки его сознания и души. Остро выявляется проблема литературного

обозрения детей, приобщения их к чтению.

Еще В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства – это прежде всего

воспитание

сердца,

прикосновение

человеческого

благородства

к

сокровенным уголкам детской души».

Воспитание

читателя,

способного

воспринимать

художественное

произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный, но, если

первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру

будет своевременным и успешным, значительно сократится число молодых

людей, не способных или не желающих приобщаться к духовному опыту

человечества.

Тяга книги появляется у детей, как правило в раннем детстве. Книга

удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к

неизменному стабильному и к новому незнакомому. Книга — величина

постоянная. Ребенок — переменная. Ребенок берет книгу в руки в любое

время,

а

она

все

та

же.

У

ребенка

происходит

самопроверка

самоутверждения. Книга – это и возможность общения со взрослыми, через

их речь, интонацию воспринимается сюжет, характеры, настроения. Можно

вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенным от злого и

страшного. Есть много других причин, объясняющих любовь детей к чуду,

имя которому – детская книга. И в любом возрасте при встрече с книгой

своего детства нас охватывает радостное трепетное чувство «Ах какие это

были книги». У них было не только содержание, у них были, и внешность, и

запах, и вкус. По мере взросления ребенка меняются способы работы с

книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание,

перелистывание, «чтение» — воспроизведение ранее услышанного текста в

соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.

Важным в своей работе я считаю раннюю социализацию детей и

просветительную работу с родителями.

Участие детей в проекте «Книжкина неделя» позволит максимально

обогатить знания и представления о книге, ее значимости, развить связную

речь, творческие способности детей, пополнить словарный запас. А

родителям хотелось бы помочь найти детям книги, которые им помогут

приобрести радость общения. Очень важно показать, что книга – верный

друг.

Этапы работы:

1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение

направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и

родителями, выбор оборудования и материалов. Опрос детей «Моя любимая

книга», анкетирование родителей «Приобщение ребёнка к художественной

литературе», выявление проблемы. Обработка полученной информации,

подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической

литературы, разработка плана совместных мероприятий.

2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными

способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана

совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской

деятельности.

Формы организации работы 2 этапа: - Работа с детьми (организация

мероприятий познавательного характера, организация двигательного

режима).

Форма работы с детьми.

Слайд № 4 - 6

Беседы:

«История

книги».

Рассказывание

воспитателя

развитие

письменности с показом иллюстраций - глиняные таблички, свиток, папирус,

пергамент,

береста,

рукописные

книги,

первопечатники.

Беседа

о

книгах.

О

чём

бывают

книги;

«Ваши

любимые

книги»;

Беседа о книгах и журналах.

Слайд № 7- 9

Ситуативные беседы: «Нужно ли беречь книгу», «Откуда можно узнать, что

– то новое» (развивать интерес к поиску новых знаний через книгу). О чём

бывают книги», «Читают ли вам дома», « Назовите вашу любимую книгу».

Организованная образовательная деятельность:

Познавательное развитие. ФЦКМ. Тема: «Откуда пришла книжка?».

Цель. Развитие познавательного интереса детей, интереса к книгам.

Задачи: Продолжать обогащать представления детей о мире предметов.

Формировать представление детей о том, что любая вещь создана трудом

взрослым. Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и

мудрости. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.

Дать знание о труде типографских работников. Воспитывать уважение к

людям, создателям книг. Развивать умение поддерживать беседу. Упражнять

детей в подборе прилагательных к существительному, образовывать глаголы

из существительных. Помочь детям употреблять слова в точном

соответствии со смыслом.

Речевое развитие. Тема: «Где живут книги». Цель: Приобщение

дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя

Задачи:

1. Развивать познавательный интерес к книге

2. Воспитать потребность общения с книгой

3. Сформировать бережное отношение к книге

4. Привлечь в детскую библиотеку новых читателей.

Слайд 10 - 20 Познавательное развитие. ФЦКМ,

Тема: «Экскурсия в библиотеку». Цель: Формировать

представление детей о библиотеке. Познакомить детей с профессией

библиотекаря.

Задачи: Познакомить детей с правилами пользования

услугами библиотеки. Прививать любовь к книгам, бережное отношение к

ним, уважение к труду библиотекарей. Развивать и обогащать словарный

запас детей по теме «библиотека», расширять читательский кругозор детей.

Воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных

местах.

Слайд 21-22 Художественно – эстетическое развитие. Аппликация.

Тема: «Книги»

Цель: Способствовать умению детей овладевать основными способами

деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах

деятельности; способность выбирать себе род занятий, участников по

совместной деятельности, активно взаимодействовать со сверстниками и

взрослыми, участвовать в совместных играх. Воспитывать бережное

отношение к труду.

Задачи: Знакомить детей с искусством оформления книги; Определять

функциональную значимость элементов книги (обложка, иллюстрация,

текст). Формировать умение пользоваться материалами для работы в

технике аппликации. Развивать воображение, умение самостоятельно

выбирать материал для работы. Синтезировать коллективное литературное и

изобразительное творчество детей. Воспитывать умение работать в

сотворчестве, радуясь результатам совместной деятельности.

Викторина «В гостях у сказки».

Просмотр видео «Книжкина неделя», «Откуда пришла книга».

Просмотр мультфильма «Гришкины книжки».

1979г. Мультфильм поставлен

по стихотворению писателя и поэта Cамуила Маршака

«Книжка про книжки».

Просмотр презентаций: «История рассказанной книги»,

«Международный день книги».

Знакомство детей с биографией К.И.Чуковского, Агнии Львовны Барто,

Николая Ивановича Сладкого, Зайнаб Абдулловна Биишева.

Дидактические игры: «Книжкина история». Цель: расширять у детей

понятие книга. Задачи: учить собирать картинку из частей и называть

персонажей из знакомых художественных произведений: сказок, рассказов,

русского фольклора, развивать воображение. «Угадай героя по силуэту».

Сюжетно – ролевые игры: «Книжный магазин». Цель: Развитие речи,

наглядного мышления, внимания, образной памяти. «Библиотека»

.

Цель:

Расширение у детей представления о труде работников библиотеки.

Формирование умений и навыков работы с книгой у дошкольников.

Способствование умению применять в игре полученные знания.

Побуждение

у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного отношения к ним.

Задачи: Научить детей умению самостоятельно развивать сюжет игры

«Библиотека», способствовать самостоятельному созданию и реализации

игровых замыслов. Учить выполнять игровые действия в соответствии с

общим игровым замыслом, развивать умение брать на себя роль. Закреплять

навыки самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами

игры, использовать предметы - заместители.

Слайд 23 – 24 Рисование «Сказки гуляют по свету», «Сюжет к сказке

«Теремок», «Моя любимая книга».

Игры с конструктором «Постройка библиотеки», «Постройка книжного

щкафа».

Подвижные игры: «Путаница». «Кто быстрее». «Найди и

промолчи». «Мы веселые ребята»;

Ручной труд «Книжкина мастерская».

Слайд 25- 26 Показ учениками начальных классов сказок: «Винни Пух», «В

мире животных».

Учениками начальных классов была открыта «Книжкина больница». Дети с

удовольствием занимались ремонтом книг и журналов.

Слайд 27 - 32 Беседа: «Международный день детской книги». Просмотр

презентации.

Воспитанниками детского сада были показаны сказки:

«Теремок», «Заюшкина избушка».

Рекомендации для родителей: «Значение книги в жизни ребёнка», «Что

почитать детям», «Читаем ребёнку вслух». Анкетирование родителей:

«Приобщение ребёнка к художественной литературе».

3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы

в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка

выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей,

фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.

В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» предполагаемые

результаты были достигнуты:

- В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.

- Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и

поэтов.

- Были организованы для детей тематические выставки.

- Дети научились ремонтировать книги.

- Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

- Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию

любви к чтению.



В раздел образования