Авторы: Тарасенко Рима Мухарамовна, Павлова Альфия Шавкатуловна
Должность: воспитатель, учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ ООШ им.Афанасьева Р.С. с.санатория Глуховского
Населённый пункт: село санатория Глуховского
Наименование материала: Проект "Книжкина неделя"
Тема: "Неделя детской книги"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Книжкина неделя». Выполнили: воспитатель старшей
разновозрастной группы Тарасенко Р.М., учитель начальных классов
Павлова А.Ш.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный – 1 неделя.
Участники проекта: воспитанники старшей разновозрастной группы,
ученики начальных классов, воспитатель, учитель начальных классов,
родители воспитанников,учеников.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое
развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно –
эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Формирование интереса у детей к детской книге через творческую и
познавательную деятельность.
Задачи проекта:
Образовательные:
Способствовать формированию знаний детской литературы;
Через создание проблемной ситуации познакомить с историей возникновения
книги;
Познакомить с писателями и их творчеством;
Развивающие: Развивать выразительную речь;
Развивать творческие способности; Развивать умение анализировать,
обобщать и делать простейшие выводы; Развивать наблюдательность и
любознательность, познавательной активности. Развивать познавательные
способности у детей в процессе совместной театрализованной деятельности;
Воспитательные:
Воспитывать интерес к театрализации;
Воспитывать интерес к книге, как источнику информации, знаний;
Воспитывать аккуратность при работе с книгой;
Воспитывать интерес к совместному творчеству детей и родителей;
Воспитывать интерес к произведениям (башкирским сказкам).
Задачи по работе с родителями: Обогатить запас знаний родителей о роли
чтения на развитие мыслительных процессов, творческих способностей.
Повысить компетентность родителей по теме проектной недели. Привлечь
семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического
сотрудничества.
Вид проекта: познавательный.
Предварительная работа: Перед проведением «Книжкиной недели» в группе
была создана развивающая среда. В центре познания – иллюстрации к
произведениям А.Л. Барто, Н.И.Сладков, К.Чуковского, иллюстрации к
сказкам разных народов, в том числе и произведений башкирских
писателей.В центре творчества раскраски по произведениям русских
писателей и сказкам, силуэты для вырезывания, трафареты сказочных героев.
В речевом центре мнемотаблицы, картинки и схемы для рассказывания
сказок. В центре книги оформлены выставки книг по следующим темам:
«Русские народные сказки», «Книги о животных и птицах», «Книги К.И.
Чуковкого, А.Л. Барто, Н.И.Сладкова», «Книги писателей нашей
республики». Детям и родителям было дано домашнее задание: —
перечитать любимые книжки, — изготовить иллюстрации к любимым
сказкам. - подбор методической и художественной литературы; - подбор
дидактических, подвижных, малоподвижных; - составление плана
взаимодействия с родителями и детьми.
Методы проекта: - игровые: дидактические игры; настольные игры;
подвижные игры; игры – драматизации; сюжетно – ролевые игры; -
словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа;
рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедий; -
практические: упражнения (оказание помощи), совместные действия
воспитателя и ребенка. - наглядные: показ презентаций, использование
иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематические
выставки.
Предполагаемый результат: - выставка детских работ (лепка, аппликация,
рисование); - совместные работы родителей и детей; - речевое творчество
детей; - дидактические игры и пособия; - ООД; - игра – драматизация детей; -
называют любимые произведения; - могут пересказывать небольшие тексты,
сочиняют сказки, выразительно читают стихотворения, инсценируют
самостоятельно; - умеют правильно и бережно обращаться с книгами:
ремонтировать их, пользоваться закладками. - дети узнали о значении книги
в жизни человека; - владеют понятием « Библиотека»; - знают о том, что
нужно беречь книгу;
Книга, как птица,
Книга — царица:
Может сердцам повелеть.
Книга — богиня:
Чудо свершает порой.
Е. Баратынский.
«Дети перестали читать» — как часто мы слышим эту фразу. Телевизор,
видео, компьютерные игры поглощают ребенка, завоевывая заповедные
уголки его сознания и души. Остро выявляется проблема литературного
обозрения детей, приобщения их к чтению.
Еще В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства – это прежде всего
воспитание
сердца,
прикосновение
человеческого
благородства
к
сокровенным уголкам детской души».
Воспитание
читателя,
способного
воспринимать
художественное
произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный, но, если
первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру
будет своевременным и успешным, значительно сократится число молодых
людей, не способных или не желающих приобщаться к духовному опыту
человечества.
Тяга книги появляется у детей, как правило в раннем детстве. Книга
удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к
неизменному стабильному и к новому незнакомому. Книга — величина
постоянная. Ребенок — переменная. Ребенок берет книгу в руки в любое
время,
а
она
все
та
же.
У
ребенка
происходит
самопроверка
самоутверждения. Книга – это и возможность общения со взрослыми, через
их речь, интонацию воспринимается сюжет, характеры, настроения. Можно
вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенным от злого и
страшного. Есть много других причин, объясняющих любовь детей к чуду,
имя которому – детская книга. И в любом возрасте при встрече с книгой
своего детства нас охватывает радостное трепетное чувство «Ах какие это
были книги». У них было не только содержание, у них были, и внешность, и
запах, и вкус. По мере взросления ребенка меняются способы работы с
книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание,
перелистывание, «чтение» — воспроизведение ранее услышанного текста в
соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.
Важным в своей работе я считаю раннюю социализацию детей и
просветительную работу с родителями.
Участие детей в проекте «Книжкина неделя» позволит максимально
обогатить знания и представления о книге, ее значимости, развить связную
речь, творческие способности детей, пополнить словарный запас. А
родителям хотелось бы помочь найти детям книги, которые им помогут
приобрести радость общения. Очень важно показать, что книга – верный
друг.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение
направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и
родителями, выбор оборудования и материалов. Опрос детей «Моя любимая
книга», анкетирование родителей «Приобщение ребёнка к художественной
литературе», выявление проблемы. Обработка полученной информации,
подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической
литературы, разработка плана совместных мероприятий.
2 этап – практический. Поиск ответов на поставленные вопросы разными
способами, через практическую деятельность детей. Реализация плана
совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской
деятельности.
Формы организации работы 2 этапа: - Работа с детьми (организация
мероприятий познавательного характера, организация двигательного
режима).
Форма работы с детьми.
Слайд № 4 - 6
Беседы:
«История
книги».
Рассказывание
воспитателя
развитие
письменности с показом иллюстраций - глиняные таблички, свиток, папирус,
пергамент,
береста,
рукописные
книги,
первопечатники.
Беседа
о
книгах.
О
чём
бывают
книги;
«Ваши
любимые
книги»;
Беседа о книгах и журналах.
Слайд № 7- 9
Ситуативные беседы: «Нужно ли беречь книгу», «Откуда можно узнать, что
– то новое» (развивать интерес к поиску новых знаний через книгу). О чём
бывают книги», «Читают ли вам дома», « Назовите вашу любимую книгу».
Организованная образовательная деятельность:
Познавательное развитие. ФЦКМ. Тема: «Откуда пришла книжка?».
Цель. Развитие познавательного интереса детей, интереса к книгам.
Задачи: Продолжать обогащать представления детей о мире предметов.
Формировать представление детей о том, что любая вещь создана трудом
взрослым. Воспитывать бережное отношение к книге – источнику знаний и
мудрости. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.
Дать знание о труде типографских работников. Воспитывать уважение к
людям, создателям книг. Развивать умение поддерживать беседу. Упражнять
детей в подборе прилагательных к существительному, образовывать глаголы
из существительных. Помочь детям употреблять слова в точном
соответствии со смыслом.
Речевое развитие. Тема: «Где живут книги». Цель: Приобщение
дошкольников к миру книжной культуры, воспитание грамотного читателя
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес к книге
2. Воспитать потребность общения с книгой
3. Сформировать бережное отношение к книге
4. Привлечь в детскую библиотеку новых читателей.
Слайд 10 - 20 Познавательное развитие. ФЦКМ,
Тема: «Экскурсия в библиотеку». Цель: Формировать
представление детей о библиотеке. Познакомить детей с профессией
библиотекаря.
Задачи: Познакомить детей с правилами пользования
услугами библиотеки. Прививать любовь к книгам, бережное отношение к
ним, уважение к труду библиотекарей. Развивать и обогащать словарный
запас детей по теме «библиотека», расширять читательский кругозор детей.
Воспитывать правила культурного поведения на улице и в общественных
местах.
Слайд 21-22 Художественно – эстетическое развитие. Аппликация.
Тема: «Книги»
Цель: Способствовать умению детей овладевать основными способами
деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности; способность выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности, активно взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми, участвовать в совместных играх. Воспитывать бережное
отношение к труду.
Задачи: Знакомить детей с искусством оформления книги; Определять
функциональную значимость элементов книги (обложка, иллюстрация,
текст). Формировать умение пользоваться материалами для работы в
технике аппликации. Развивать воображение, умение самостоятельно
выбирать материал для работы. Синтезировать коллективное литературное и
изобразительное творчество детей. Воспитывать умение работать в
сотворчестве, радуясь результатам совместной деятельности.
Викторина «В гостях у сказки».
Просмотр видео «Книжкина неделя», «Откуда пришла книга».
Просмотр мультфильма «Гришкины книжки».
1979г. Мультфильм поставлен
по стихотворению писателя и поэта Cамуила Маршака
«Книжка про книжки».
Просмотр презентаций: «История рассказанной книги»,
«Международный день книги».
Знакомство детей с биографией К.И.Чуковского, Агнии Львовны Барто,
Николая Ивановича Сладкого, Зайнаб Абдулловна Биишева.
Дидактические игры: «Книжкина история». Цель: расширять у детей
понятие книга. Задачи: учить собирать картинку из частей и называть
персонажей из знакомых художественных произведений: сказок, рассказов,
русского фольклора, развивать воображение. «Угадай героя по силуэту».
Сюжетно – ролевые игры: «Книжный магазин». Цель: Развитие речи,
наглядного мышления, внимания, образной памяти. «Библиотека»
.
Цель:
Расширение у детей представления о труде работников библиотеки.
Формирование умений и навыков работы с книгой у дошкольников.
Способствование умению применять в игре полученные знания.
Побуждение
у детей интереса и любви к книгам, воспитание бережного отношения к ним.
Задачи: Научить детей умению самостоятельно развивать сюжет игры
«Библиотека», способствовать самостоятельному созданию и реализации
игровых замыслов. Учить выполнять игровые действия в соответствии с
общим игровым замыслом, развивать умение брать на себя роль. Закреплять
навыки самостоятельно подбирать и правильно пользоваться атрибутами
игры, использовать предметы - заместители.
Слайд 23 – 24 Рисование «Сказки гуляют по свету», «Сюжет к сказке
«Теремок», «Моя любимая книга».
Игры с конструктором «Постройка библиотеки», «Постройка книжного
щкафа».
Подвижные игры: «Путаница». «Кто быстрее». «Найди и
промолчи». «Мы веселые ребята»;
Ручной труд «Книжкина мастерская».
Слайд 25- 26 Показ учениками начальных классов сказок: «Винни Пух», «В
мире животных».
Учениками начальных классов была открыта «Книжкина больница». Дети с
удовольствием занимались ремонтом книг и журналов.
Слайд 27 - 32 Беседа: «Международный день детской книги». Просмотр
презентации.
Воспитанниками детского сада были показаны сказки:
«Теремок», «Заюшкина избушка».
Рекомендации для родителей: «Значение книги в жизни ребёнка», «Что
почитать детям», «Читаем ребёнку вслух». Анкетирование родителей:
«Приобщение ребёнка к художественной литературе».
3 этап – обобщающий (заключительный). Обобщение результатов работы
в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка
выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей,
фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» предполагаемые
результаты были достигнуты:
- В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
- Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и
поэтов.
- Были организованы для детей тематические выставки.
- Дети научились ремонтировать книги.
- Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
- Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию
любви к чтению.