Напоминание

"Диагностика адаптивных навыков лиц с нарушением интеллекта"


Автор: Светлана Ильинична Лейпожих
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Тазовская школа - интернат
Населённый пункт: п Тазовский ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: "Диагностика адаптивных навыков лиц с нарушением интеллекта"
Раздел: среднее образование





Назад




Диагностика адаптивных навыков лиц с нарушением интеллекта

Понятия адаптивного поведения. Адаптивные навыки.

Для выявления нарушений психического развития и диагностики также необходимо изучать

адаптивное поведение обследуемого.

Адаптивное поведение складывается из врожденных способностей и приобретаемых умений и

навыков, необходимых для социальной и личной достаточности. Оно меняется по мере взросления

индивида, требуется для приспособления в обществе и определяется ожиданиями других в семье и

обществе. Измерение адаптивного поведения основывается на уровне развития, оно оценивает

приспособление к социуму и культуре и учитывает поведение дома, при обучении, игре и на работе.

Критерий DSM-IV-TR наряду с учетом IQ особенное внимание удет ляет оценке навыков

приспособления к жизни. Основные диагностические критерии умственной отсталости по DSM-IV-

TR приведены ниже.

A. Интеллектуальное функционирование значительно ниже нормы: менее или равно 70 по

индивидуально назначенным тестам на IQ.

B. Параллельные нарушения адаптивного функционирования или его дефицит (т. е. эффективность

соответствия человека стандартам для его возраста и его культурной группы) по крайней мере в

двух из следующих сфер: коммуникация, самообслуживание, семейная жизнь, социальные ,

межличностные навыки, использование ресурсов общества, управление собой, функциональное

умение учиться, работа, досуг, здоровье, безопасность.

C. Расстройство возникает до 18 лет.

Кодировать расстройство следует, основываясь на его тяжести, которая отражает уровень

интеллектуального нарушения:

- Легкая умственная отсталость: IQ от 50—55 до 70.

- Умеренная умственная отсталость: IQ от 35-40 до 50-55.

- Выраженная умственная отсталость: IQ от 20-25 до 35—40.

- Глубокая умственная отсталость: IQ ниже 20 или до 25.

- Умственная отсталость неуточненной степени тяжести.

Следует отметить, что ограниченность диагностической оценки умственной отсталости, основанной

только на показателях IQ, преодолена в определении умственной отсталости Американской

Ассоциацией специалистов по психической отсталости (AAMR):

Периодическая. Помощь «по мере надобности», например, при потере человеком работы или при

пребывании его в кризисном состоянии.

Ограниченная. Более последовательная поддержка, например, ограниченный во времени

профессиональный тренинг или помощь во время перехода от учебы к профессиональной

деятельности.

Обширная. Поддержка, характеризующаяся регулярным (ежедневным) вмешательством, по

крайней мере, в какую-то область деятельности человека, например, в профессиональную или

семейную. Во времени не ограничена.

Глубокая. Постоянная и высокоинтенсивная помощь, обеспечиваемая с нескольких сторон и,

возможно, продолжающаяся пожизненно.

Адаптивные навыки включают учет как сильных, так и слабых сторон личности в процессе

адаптации.

1. Коммуникация — понимание и выражение информации посредством символического поведения.

2. Самообслуживание — туалет, умение правильно есть, одеться, раздеться, опрятность.

3. Возможность жить в домашних условиях — вести хозяйство, бережно относиться к

собственности, умение готовить, планировать и вести бюджет, соблюдать правила безопасности в

доме.

4. Социальные навыки — навыки взаимодействия с окружающими, предполагающие умение

вступать в беседу, адекватно реагировать на замечания, чувствовать настроение собеседника,

регулировать свое поведение.

5. Умение жить в микросреде — умение передвигаться, делать покупки, пользоваться услугами

различных служб (в том числе медицинской), пользоваться общественным транспортом и местами

общественного пользования: школами, библиотеками, парками.

6. Самонаправленность личности — уметь делать выбор, учиться планировать свои действия,

следовать плану, инициировать виды деятельности, адекватные месту, условиям, искать и находить

в случае необходимости помощь.

7. Здоровье и безопасность — включают умения, связанные с охраной здоровья: правильно

питаться, своевременно распознать наступление болезни, грамотно принимать лекарства.

8. Функциональная успеваемость — интеллектуальные способности и навыки, связанные с

обучением, имеющие отношение к жизни: письмо, чтение, основные математические понятия,

естествоведческие знания.

9. Проведение досуга — умение разнообразить досуг (самостоятельно и совместно), отражающий

личные предпочтения.

10. Работа — навыки, связанные с возможностью работать полный или неполный день.

Оценка адаптивных навыков детей и подростков с умственной отсталостью.

На основании изучения адаптивных навыков у умственно отсталого ребенка, подростка или

взрослого в соответствии с рекомендациями Американской ассоциации специалистов по

психической отсталости для диагностических целей определяется уровень адаптации

Уровни адаптации

Уровень

Дошкольный возраст (0-5)

Школьный возраст (6-21)

Взрослое состояние (21 и

старше)

1-й

уровень

Грубое отставание; мини-

мальная способность

функционирования сенсо-

моторной сферы. Нуждается в

уходе

Имеется определенное

моторное развитие; невоз-

можность овладения навыками

самообслуживания. Полностью

нуждается в уходе

Определенное моторное и

речевое развитие; полная

невозможность самостоя-

тельного функционирования.

Требуется полная опека и

наблюдение

2-й

уровень

Слабое моторное развитие;

минимальное развитие речи;

неспособность овладения

навыками самообслуживания;

навыки коммуникации

незначительны или

отсутствуют

Способность к овладению

речью/навыками комму-

никации. Способность к

овладению элементарными

навыками самообслуживания.

Неспособность к овладению

учебными навыками.

Способность к овладению

навыками самообслуживания

Частичная возможность

самообслуживания при полном

наблюдении. Возможность

формирования навыка

самозащиты в полностью

контролируемом окружении

3-й

уровень

Способность к овладению

речью/навыками комму-

никации. Слабая социальная

осведомленность. Способность

к овладению навыками

самообслуживания. Доста-

точное моторное развитие.

Значительно нуждается в

помощи.

Способность к овладению

школьными навыками в

объеме 4 классов в позднем

отрочестве при условии

предоставления специального

обучения

Способность к овладению

специальностью, не требующей

высокой квалификации.

Требуется наблюдение и

руководство в условиях

незначительных стрессовых

ситуаций социально-

экономического плана

4-й

уровень

Возможность развития

социальных, коммуника-

тивных навыков. Минималь-

ные отклонения в сенсомо-

торной сфере. Невозможность

отграничения от нормы на

ранних этапах развития

Способность к овладению

учебными навыками в объеме

начальной школы. Невоз-

можность овладения учебными

предметами старших классов.

Требуется специальное

обучение, особенно в средней

школе (обучаемый)

Способность социально-

профессиональной адаптации

при соответствующем

обучении. Время от времени

нуждается в руководстве и

наблюдении в условиях

серьезных стрессовых ситуаций

Существуют методики, оценивающие навыки адаптации, используемые при разных

обстоятельствах (навыки самообслуживания, общения). Большая часть методик, оценивающих

навыки, — интервью с родителями и воспитателями, меньшая — дается прямо тем, кого оценивают.

Для оценки адаптивного поведения наиболее часто используется следующие методики:

шкала адаптивного поведения Vineland, Шкалы независимого поведения , Адаптивные

поведенческие шкалы Американской ассоциации специалистов по психической отсталости,

Функциональные академические навыки Kaufman, опросник навыков выживания.

Идея, лежащая в основе всех методик, заключается в том, что адаптивное поведение — типичная,

повседневная деятельность, а не способность. Если индивиды с умственной отсталостью могут

заниматься определенной деятельностью, но не делают этого, у них обязательно ухудшается

адаптивное функционирование.

После получения общей или итоговой оценки в цифрах IQ при необходимости для уточнения

структуры нарушения познавательных функций и особенностей других сфер психики пользуются

качественными методиками. Для исследования сенсомоторной сферы и внимания применяют

методики на зрительно-моторную координацию, слуховое восприятие, корректурную пробу,

отыскивание чисел и др.

Исследование мышления производят с помощью классификации предметов, исключения

предметов, простых аналогий, сложных аналогий, сравнения понятий, соотношения пословиц,

метафор и фраз, объяснения сюжетных картин и др.

Изучение памяти можно осуществлять с помощью заучивания 10 слов, опосредованного

запоминания, пиктограмм, воспроизведения рассказов.

Характеристику эмоционально-волевой сферы получают, используя тематический

апперцепционный тест (ТАТ), выбор ценностей, уровень притязаний, исследование самооценки и

др.



В раздел образования