Автор: Тхорик Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ №32 детский сад
Населённый пункт: пгт Новошахтинский
Наименование материала: тематическая игра
Тема: "Волшебное электричество"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад №32 «Росинка» п. Новошахтинский
к о н с п е к т з а н я т и я
«ВОЛШЕБНОЕ
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Составила и провела
Тхорик Ольга Николаевна
воспитатель высшей кв. категории
Цель: обобщить знания детей об электричестве.
Задачи:
образовательные:
- расширять представление о том, где живет электричество и как оно помогает
человеку;
- познакомить детей с причиной проявления статистического электричества;
- закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в
быту.
развивающие:
- развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению приемами практического взаимодействия с
окружающими предметами;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать
выводы;
- развивать волевую готовность к школе.
воспитательные:
- воспитывать интерес к окружающему миру;
- вызывать радость открытий, полученных из опытов;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Оборудование: телевизор, магнитофон, пластмассовые палочки, цветочки из
цветной бумаги, кусочки ткани, часы на батарейки, д/и «Что было, что стало»,
цветные воздушные шары, провода, знак «Осторожно – высокое напряжение,
картинки с электроприборами, слайды: электростанция, электромонтер,
электропровода, «Правило пользования электроприборами».
Предварительная работа: знакомство со знаком «Осторожно, высокое
напряжение!», с профессией электромонтёр. Загадывание загадок об
электроприборах. Знакомство с историей возникновения электрической лампочки
и др. электроприборами. Д/и «Что есть, что было». Беседа на тему «Почему так
говорят «Опасение – половина спасения». Разрешение проблемных ситуаций по
теме: «Электрический ток». Разучивание стихов. Экскурсия по детскому саду с
целью наблюдения за электропроводкой.
Образовательные области
«Безопасность»
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально
опасным для человека ситуациям.
Закрепление правил безопасного обращения с бытовыми приборами.
«Познание»
Расширять представление о том, где живет электричество и как оно помогает
человеку.
Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Познакомить детей с причиной проявления статистического электричества.
«Коммуникация»
Совершенствование речи, как средства общения.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, формирование
представлений об истории возникновения электроприборов (д/и «Что было, что
есть»)
«Художественная литература»
Совершенствование художественно-речевых исполнительных навыков при
чтении стихотворений.
«Музыка»
Развивать способность эмоционально воспринимать музыку.
«Здоровье»
Физминутка «Провода», «Ток бежит по проводам». Релаксация «Путешествие на
воздушном шаре»
«Физическая культура»
Формировать потребность в двигательной активности.
Ход занятия
Дети садятся за столы.
Воспитатель. Ребята отгадайте загадки:
Чудо – ящик –
В нем окно.
В том окошечке –
Кино! (Телевизор).
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него … (Утюг)
На столе я нахожусь,
Вам, ребята, пригожусь.
Меня вечером включите
Когда читать вы захотите. (Настольная лампа)
Только я, только я,
Я на кухне главная.
Без меня, как ни трудитесь,
Без обеда насидитесь. (Электрическая плита)
Если кнопочку нажать
Будет музыка звучать. (Магнитофон)
Я и важен, я и нужен,
Лишь включите вы меня.
Если только захочу
Кипяточку вскипячу
И вас чаем напою. (Электрический чайник)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живет. (Холодильник)
Пыль найдет и вмиг проглотит,
Чистоту для нас наводит.
Длинный шланг, как хобот – нос,
Коврик чистит … (Пылесос)
Только я, только я
Я на кухне главная
Без меня, как не трудитесь,
Без обеда насидитесь. (Электроплита)
Посмотри на бочок
Во мне вертится волчок.
Ни кого он не бьет
Зато все собьет. (Миксер)
(карточки с картинками выставляются на доске)
Воспитатель. Как это можно назвать, одним словом?
Дети. Электроприборы.
Воспитатель. Видите, как много электроприборов нас окружает. Они лучшие
помощники. Все они делают нашу жизнь удобной и разнообразной. Без них
человеку было бы трудно.
А чтобы все приборы ожили и заработали, куда их включают?
Дети. В розетку.
Воспитатель. Что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет приборы
трудиться?
Он всем несет тепло и свет,
Щедрей его на свете нет.
К поселкам, селам, городам
Приходит он по проводам. (электрический ток)
Воспитатель. А почему вы думаете, что это электрический ток?
Ответы детей.
Воспитатель. А вы знаете, откуда электрический ток попадает в ваш дом?
Ответы детей.
Рассказ воспитателя «Откуда берется электрический ток?»
(слайд 1 «электростанция»)
Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы
получить электричество, на таких электростанциях используется сила воды,
тепловая и атомная энергия. Про эту энергию вы узнаете, когда будете учиться в
школе. Затем электрический ток течет по проводам, спрятанными глубоко под
землей или очень высоко над землей (слайд 2) и приходит в наши дома, попадая в
выключатели и розетки. Электрический ток совершает длинное путешествие по
улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течет
вода, а по проводам текут маленькие – премаленькие частицы – электроны.
Воспитатель показывает провод. Это провод дорожка. Сверху она одета в
резиновую рубашку, а под ней пучок тонких проволочек, вот по ним ток и
попадает в дом, больницы, школы, детские сады.
Дети рассматривают провода.
Воспитатель. А у нас в группе есть электрический ток? (ответы детей) Как вы
догадались?
Дети. Есть розетки, выключатели, лампочки.
Воспитатель. Для чего нужен электрический ток?
Что работает с помощью электричества?
Ответы детей.
Воспитатель. Я предлагаю вам поиграть в игру «Провода»
Я буду розеткой, а вы проводом.
(Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном
конце провода розетка (воспитатель), на другом электроприбор (ребенок).
Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу)
Дети поочередно встают, создавая волновое движение, когда последний ребенок
встает, включается электроприбор. Дети угадывают, какой электроприбор
включился. Воспитатель отпускает руку, дети садятся, электроприбор
отключается.
Проблемные ситуации:
Воспитатель. Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы?
Ответы детей. Все может перегореть; будет болеть голова от шума; будем
много платить за электричество.
Воспитатель. А что будет, если отключить электричество?
Ответы детей.
Воспитатель. Кого мы зовем на помощь, когда что-то случается с
электричеством?
Дети. Электромонтёра.
(слайд 3)
Ребенок читает стихотворение
Если в доме свет погас,
Если тока нет у вас
Если сломаны приборы,
Он является к вам скоро,
Оглядит проводку зорко,
Поработает отвёрткой,
Выключатель щелкнет «Трак!» -
И исчезнет полумрак.
Воспитатель. Яркая иллюминация улиц, работа заводов, предприятий,
обеспечение комфортных условий для жизни людей – все это требует
ежедневного, упорного труда энергетиков, электромонтеров.
Сейчас электричество есть в каждом доме, это наш самый первый помощник. С
помощью электричества работают все электроприборы. А много лет назад не
было электричества, трудно приходилось человеку справляться с жизненными
проблемами. Давайте на минутку вернемся в прошлое и вспомним, какими
предметами пользовались люди.
Дидактическая игра «Что есть, что было»
Перед вами картинки – предметы старины и бытовая техника, нужно найти пару.
Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления
электричества (раскладываются карточки, составляющие пару):
*стиральная машина – корыто
*пылесос – веник
*миксер – венчик
*утюг – гладильная палка, утюг на углях
*швейная машина – игла
*электролампа – свеча
*магнитофон - гармонь, балалайка
(игра проводится 2 раза)
Воспитатель. Молодцы, справились с заданием, а теперь давайте разложим все
карточки и посмотрим, сколько бытовой техники усовершенствовал человек
благодаря электричеству.
Дети садятся за столы.
Послушайте поучительную историю, которая приключилась с девочкой.
Мальчик и девочка читают стихотворение:
В гости к нам пришла соседка,
Мы резвились с ней полдня,
Спицу вставили в розетку,
Из розетки – столб огня!
Мы с соседкой еле-еле
Прыгнуть в сторону успели!
Папа мой, большой знаток,
Нам сказал:
«В розетке – ток,
Вам розетку эту я
Трогать не советую,
Утюги и провода
Не хватайте никогда!
Ток невидимый без рук
Вас ударит может вдруг!»
Воспитатель. А сейчас вспомним главное правило для детей.
Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Электричество опасно –
Это каждый должен знать.
Запомните на будущее несколько важных правил
(показ слайдов «Осторожно – электроприборы»)
1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно
металлические! Почему? - Потому что ток, как по мостику, переберется по ним на
вас и может убить.
2. Не касайтесь руками оголенных проводов! Почему? - По оголенному, не
защищенному обмоткой проводу течет электрический ток, удар которого может
быть смертелен.
3. Не прикасайтесь к включенным электроприборам мокрыми руками! Почему? -
Можно получить удар током, так как вода является проводником электрического
тока.
4. Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра! Почему? - Потому
что включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома,
всегда проверяйте - потушен ли свет, выключен ли телевизор, магнитофон,
электрообогреватель, утюг и т. д.
5. Не перегружать работой электроприборы! Почему? - Может произойти
замыкание, что приведёт к пожару.
6. Не пользоваться неисправными розетками, электроприборами! Почему? – Это
приведёт к пожару.
Главное правило пользования электроприборами для дошкольников
7. Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их
отсутствие.
Если вы будете соблюдать все эти правила, то электричество будет всегда вашим
другом.
Воспитатель. А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Игра «Ток бежит по проводам».
Ход игры:
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
После игры дети встают вокруг воспитателя.
Воспитатель. А есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет
повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно
поиграть. Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся
ловить электричество.
Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно, повернуться вокруг себя. Вот мы и
в волшебной стране.
Дети проходят за столы.
Опыты.
1. Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным
бабочкам. Что вы видите? (лежат спокойно).
Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они
будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяной ткани и потрите ей
пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бумажным цветочкам и
потихоньку поднимите ее. Цветочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки
стали электрическими, и цветочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки
стали электрическими? Их натерли кусочком ткани.
Вывод: электричество живет в ткани, одежде.
2. У меня в руках часы, движется секундная стрелка, а сейчас? (убрать
батарейку) а почему стрелка стоит на месте? Что за сила скрывается в батарейке?
В ней есть запас энергии. Через провода пошел электрический ток в механизм и
часы стали работать.
А что еще может работать от батарейки? Ответы детей.
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество.
3. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает
повесить их на стену.
(Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).
Воспитатель. Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).
Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо
сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной,
которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло
из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда
стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к
стенке.
А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).
Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся
непослушными, торчат в разные стороны).
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
Воспитатель. Посмотрите, какой необычный шарик (рядом находится знак
«Осторожно, высокое напряжение!»
Дети предлагают снять шарик, воспитатель сначала соглашается, а потом с
сомнением говорит: «Как же мы его снимем, там знак какой-то висит”.
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель. Оказывается, если висит такой знак, то это предупреждение о
высоком напряжении. Мы правильно сделали, что не полезли за шариком, это
опасно! Ведь не зря в народе говорят: «Опасение половина спасения»
Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными. Нам
пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад, а на чем же
нам можно вернуться в детский сад?
Дети. На воздушном шаре.
Воспитатель. Возьмите шарик, сядьте по удобнее и закройте глаза.
Звучит спокойная музыка.
Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко,
дует легкий ветерок. Мы вдыхаем свежий воздух, нам хорошо и приятно.
Открываем глазки.
Вот мы и в детском саду.
Понравилось вам игра – путешествие?
Что вы узнали нового?
Чему научились?
Что нужно запомнить на всю жизнь?
Ответы детей.
На память об этом путешествии я дарю вам шарики.