Напоминание

«Патриотическое воспитание дошкольников»


Автор: Ольховская Любовь Викторовна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №2
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Консультация для воспитателей ДОУ
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей ДОУ

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Составитель:

Ольховская Л.В.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного

здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности

функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей

и норм жизни, утвердившихся в обществе, — объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм

не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а

формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия

Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных

факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По

мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье,

коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя

гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так

невозможно воспитать гражданина из ребёнка, изучавшего большую Родину только по книгам.

Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком

знакомстве с социальными условиями жизни народа. И это чувство, любви к Родине нужно

воспитывать с детства. Однако не каждый человек обладает таким чувством. К сожалению, данная

проблема все больше начинает проникать в наше российское общество. Родина — одно из

основных понятий, представление о которых следует давать детям с дошкольного возраста.

Воспитание патриотических чувств у детей мы осуществляем не только во время

непосредственной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, что способствует

обогащению детского развития, а также формированию познавательных интересов и

познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС.

Сущность патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы воспитать их духовно богатыми

личностями, честными, совестливыми, милосердными, сострадательными, верящими в добро,

готовыми всегда прийти на помощь нуждающимся. Беседы с детьми о легендарных героях войны

и труда, знаменитых земляках о родном крае, природе, чтение книг на патриотические темы,

дидактические игры, утренники, посвящённые «красным датам» календаря; экскурсии в

краеведческий музей, к памятникам героям, погибшим в годы ВОВ; по живописным местам

родного края; встречи с героями Великой Отечественной войны, ветеранами труда, воинами

российской армии, шествие в «Бессмертном полку» в день Победы с фотографией своего прадеда

и, конечно личный пример воспитателя и родителей являются основой патриотического

воспитания. Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и

интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является

краеведческая работа. Дошкольные учреждения — это начало всех начал, первоначальный этап

становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему

миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы

воспитатели должны прививать своим подопечным сознательное отношение к родному краю с

детства, прививать через изучение краеведения в НОД и в свободное время, т. е. во время

прогулок. Для дошкольных учреждений в соответствии с ФГОС была разработана парциальная

образовательная программа по региональной культуре Ставропольского края для детей

дошкольного возраста. Наш детский сад принимает активное участие в апробации этой

программы. Это является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма,

формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию

высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине,

патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Изучение своего края исключительно, как в

воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети

получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым

будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических,

культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрении.

Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:

вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация

индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик,

позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников. Также

важнейшим аспектом краеведения является его консолидирующая роль. Родной край — это не

только географическое образование. Это, то общее, что объединяет людей разных

национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями

единого округа — горожанами, односельчанами. Краеведение способно формировать культуру

межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям,

обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих

национально — территориальных образований. Таким образом, краеведение является мощным и

достаточно всеобъемлющим фактором патриотического и гражданского воспитания

подрастающего поколения. Однако то, что краеведческая работа базируется не на абстрактных и

отвлечённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, очевидном

материале, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с «большой» и

«малой» историей родной земли, делает краеведение очень доступным, сердечно-

эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально

зрелой и гармонично развитой личности.



В раздел образования