Автор: Ольховская Любовь Викторовна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ Д/С №2
Населённый пункт: г.Ставрополь
Наименование материала: Консультация для воспитателей ДОУ
Тема: «Патриотическое воспитание дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей ДОУ
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Составитель:
Ольховская Л.В.
Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного
здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности
функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей
и норм жизни, утвердившихся в обществе, — объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм
не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а
формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия
Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных
факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По
мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье,
коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя
гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так
невозможно воспитать гражданина из ребёнка, изучавшего большую Родину только по книгам.
Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком
знакомстве с социальными условиями жизни народа. И это чувство, любви к Родине нужно
воспитывать с детства. Однако не каждый человек обладает таким чувством. К сожалению, данная
проблема все больше начинает проникать в наше российское общество. Родина — одно из
основных понятий, представление о которых следует давать детям с дошкольного возраста.
Воспитание патриотических чувств у детей мы осуществляем не только во время
непосредственной образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, что способствует
обогащению детского развития, а также формированию познавательных интересов и
познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС.
Сущность патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы воспитать их духовно богатыми
личностями, честными, совестливыми, милосердными, сострадательными, верящими в добро,
готовыми всегда прийти на помощь нуждающимся. Беседы с детьми о легендарных героях войны
и труда, знаменитых земляках о родном крае, природе, чтение книг на патриотические темы,
дидактические игры, утренники, посвящённые «красным датам» календаря; экскурсии в
краеведческий музей, к памятникам героям, погибшим в годы ВОВ; по живописным местам
родного края; встречи с героями Великой Отечественной войны, ветеранами труда, воинами
российской армии, шествие в «Бессмертном полку» в день Победы с фотографией своего прадеда
и, конечно личный пример воспитателя и родителей являются основой патриотического
воспитания. Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и
интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является
краеведческая работа. Дошкольные учреждения — это начало всех начал, первоначальный этап
становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему
миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы
воспитатели должны прививать своим подопечным сознательное отношение к родному краю с
детства, прививать через изучение краеведения в НОД и в свободное время, т. е. во время
прогулок. Для дошкольных учреждений в соответствии с ФГОС была разработана парциальная
образовательная программа по региональной культуре Ставропольского края для детей
дошкольного возраста. Наш детский сад принимает активное участие в апробации этой
программы. Это является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма,
формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию
высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине,
патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Изучение своего края исключительно, как в
воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети
получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым
будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических,
культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрении.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости:
вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация
индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик,
позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников. Также
важнейшим аспектом краеведения является его консолидирующая роль. Родной край — это не
только географическое образование. Это, то общее, что объединяет людей разных
национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями
единого округа — горожанами, односельчанами. Краеведение способно формировать культуру
межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям,
обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих
национально — территориальных образований. Таким образом, краеведение является мощным и
достаточно всеобъемлющим фактором патриотического и гражданского воспитания
подрастающего поколения. Однако то, что краеведческая работа базируется не на абстрактных и
отвлечённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, очевидном
материале, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с «большой» и
«малой» историей родной земли, делает краеведение очень доступным, сердечно-
эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально
зрелой и гармонично развитой личности.