Напоминание

"Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Панькова Антонина Петровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад№1 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Сосногорск
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обобщение педагогического опыта по теме: «Сказкотерапия в работе с детьми

дошкольного возраста ».

Панькова Антонина Петровна

МБДОУ «Детский сад№1» г.Сосногорска

I.

Практика сказкотерапии с детьми дошкольного возраста.

Возрастные особенности.

Умственное развитие детей 3-6 лет характеризуется формированием образного

мышления, которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда,

когда он их не видит. Ребенок начинает создавать модели той действительности, с которой

имеет дело, строить ее описание. И делает он это с помощью сказки, которая выступает в

роли

знаковой

системы,

позволяющей

ребенку

интерпретировать

окружающую

действительность.

Четыре-пять лет — апогей сказочного мышления. Мышлению ребенка этого возраста

свойственен анимизм — стремление приписать неодушевленным предметам или животным

человеческие черты. Он исчезает в процессе умственного и эмоционального развития детей:

к моменту поступления в школу анимистические представления сменяются более

реалистическими, хотя и не исчезают совсем.

По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных

факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает

необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств.

Научиться этому позволяют сказка и игра.

Цели моего педагогического: знакомство с понятием «Сказкатерапия, использование

сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .

Задачи: Снизить уровень тревожности и агрессивности детей. Развить умение преодолевать

трудности и страх. Развивать речь детей с помощью рассказывания, сочинения сказок,

пересказывания. Выявить и поддержать творческие способности. Развить способности к

коммуникации.

Когда мы читаем добрые сказки, мы становимся добрее.

В наше время из СМИ мы получаем столько ненужной негативной информации. Газеты и

журналы пестрят заголовками рекламы, которую навязчиво нам предлагают. По

телевидению показывают различные техногенные, социальные, природные катастрофы, а

именно: убийства, теракты, войны, бунты, аварии. Магазины и интернет переполнены

жестокими комьютерными играми, некачественными и даже, я бы сказала, непонятными для

моего сознания, игрушками: трансформерами, монстрами, стрелялками, куклами из

зарубежных мультфильмов. И всё чаще дети приносят их в детский сад, «заражая» других.

Родители вместе с детьми смотрят фильмы-боевики со сценами насилия, где главные герои

бандиты, воры, убийцы, не осознавая того, как всё это отрицательно сказывается на детской,

ещё толком не сложившейся, психике.

Если мы хотим, чтобы дети выросли добрыми, заботливыми, уверенными в завтрашнем дне,

необходимо, в первую очередь, воспитать у себя и окружающих нас людей жизнерадостное

отношение к миру, духовно-нравственные качества. В мире столько хорошего, полезного и

прекрасного. Найти время, понаблюдайте за звёздным небом, как тает снег, как набухают

почки, как распускаются первые цветочки, послушайте как весело щебечут птицы, как

движутся облака на небе, на что они похожи, как всходит и уходит за горизонт солнце и так

далее. Вспомнить сказку Геннадия Цыферова «Паровозик из Ромашково»: « Иногда не стоит

торопиться. Если видишь красивое, если видишь хорошее- остановись!»

Открыть своё сердце навстречу добру учит нас сказка. Когда мы говорим о сказкотерапии,

мы подразумеваем лечение, которое направлено на повышение детской самооценки, путём

снижения уровня тревожности и агрессивности. В сказках можно найти полный перечень

человеческих проблем и правильные пути их решения, то есть учим детей преодолевать

трудности и страхи. Таким образом, сказочные события переносим в реальную жизнь.

Известно ли вам, что правильно подобранная и вовремя рассказанная сказка способна

устранить практически любые проблемы ребёнка?

Виды сказок

Разида Ткач в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» выделяет виды сказок в

ракурсе отдельно взятых проблем:

по преодолению страхов (к темноте, кабинету врача и пр.)

для снижения гиперактивности

для преодоления агрессивности

направленные на работу с расстройствами поведения

по преодолению проблем, связанными с отношениями в семье (случаи с разводом родителей,

появлением новых членов семьи и пр.)

в случае потери любимых родственников или животных.

В качестве детских терапевтических сказок используются:

притча

сказка

басня

легенда или миф

былина

анекдот

Сказки бывают следующих видов:

Художественные.

Народные.

Авторские.

Дидактические.

Психокоррекционные.

Психотерапевтические.

Сюжеты сказок разнообразны:

Сказки о животных, а также их взаимоотношениях с людьми. Такие сказки (отлично

подойдут младшим и средним дошкольникам, так как детям до от 1,5 до 5 лет легко

идентифицировать себя с животными.

Бытовые сказки. Эти истории рассказывают о сложностях обычной жизни, отношениях в

семье, способах разрешения конфликтов. Эти сказки не лишены иронии и юмора, они

подойдут более страшим детям.

Сказки о превращениях (преобразованиях, трансформациях). Подходят детям с низкой

самооценкой, с ощущением, что их не любят, застенчивым детям, а также приёмным.

Страшные сказки. Колдуньи, лешие и прочая нечистая сила — основные персонажи таких

историй. Такие сказки дети могут сочинять даже сами: с помощью переживания тревожных

ситуаций

дети

избавляются

от

напряжения

и

страха.

Обычно

«страшилки»

как

терапевтический метод используют для детей от 7 лет.

Волшебные сказки. Это сказки транспортируют жизненную мудрость в подсознание ребёнка.

Они больше всего нравятся детишкам 6-7 лет.

«Осознав проблему ребёнка, с которой нужно поработать, вы можете подобрать народную

сказку, одну из сказок отечественных или зарубежных писателей или же придумать историю

самостоятельно».

Список сказок, которые имеют терапевтический эффект

Для детей, которые столкнулись с проблемами в семье:

«Морозко»

«Крошечка-Хаврошечка»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Снегурочка»

«Аленький цветочек»

«Золушка»

Для детей, переживающих кризис, стресс, невроз:

«Спящая красавица»

«Госпожа Метелица»

«Церевна-Лягушка»

«Серая шейка»

Для приёмных детей, детей с низкой самооценкой:

«Мальчик-с-пальчик»

«Гадкий утёнок»

Для преодоления страхов:

«Красная Шапочка»

«Гуси-лебеди»

«Волк и семеро козлят»

«Баба Яга»

и много других сказок.

Правильно подобранная сказка поможет преодолеть любой страх.

Очень часто сказки используют для преодоления детских страхов.

Выявить, какие страхи мучают ребёнка, помогают специальные методики (например, «Два

дома», где ребёнку предлагается нарисовать чёрный и красный домики, в которые нужно

«расселить» свои страхи — самые сильные и не очень).

Обычно детские страхи делятся на:

медицинские (страх боли, уколов, докторов, заболеваний)

физические (боязнь получить ущерб от средств транспорта, неожиданных звуков, пожара,

войны, стихий)

страх своей смерти

страх, связанный с боязнью животных

боязнь сказочных персонажей

страх темноты и ночных кошмаров

социальные страхи (людей, детей, одиночества и пр.)

боязнь пространства (глубины, высоты, замкнутых пространств).

Как только со страхами будет всё понятно, можно применить программу преодоления

страхов дошкольников:

Проиграть этюд, основанный на сказке «У страха глаза велики».

Поиграть в игру-инсценировку «Зайцы и волк».

Организовать поиск путей борьбы с чувством страха с помощью упражнений-релаксаций

«Беседа с лесом» и «Полёт бабочки», этюдов «Вкусная была капуста!» и «Разное

настроение».

Способствовать формированию навыков выражения разных эмоций с помощью сказок

«Почему грустил трусишка?», «Смелый трусишка».

Развивать смелость, преодолевая страхи с помощью сказки «Страх мой — враг мой» и игр

«Пятнашки» и «Прятки с голосом».

Формировать нужные навыки поведения с помощью сказки «Спать пора».

Дошкольники играют в игру «Зайцы и волк»

Эффективны групповые занятия для детей одного возраста.

Такую программу лучше всего проводить с группой детей одного возраста в. При

индивидуальной работе с ребёнком программу можно варьировать, учитывая характер

проблемы, наполняя сказки новым смыслом.

Правила, как обычную сказку сделать терапевтической

Чтобы обычная сказка стала терапевтической, нужно создавать её с учётом определённых

правил:

Сказка должна отвечать проблемам малыша, однако не быть похожей на неё досконально.

Сказка обязательно должна содержать замещающее действие, используя которое, ребёнок

научится по-новому подходить к решению своей проблемы.

Сюжет терапевтической сказки должен быть последовательным:

главный герой сказки должен соответствовать полу ребёнка, желательно — возрасту и

характеру

далее — описание жизни главного героя таким образом, чтобы малыш нашёл сходство с

собой

далее — описание проблемной ситуации, куда попадает герой и которая должна быть

похожа на ситуацию ребёнка (переживания героя должны соответствовать переживаниям

крохи)

далее — поиск героем выхода их проблемной ситуации (усугубление положения, встреча

главного героя с разными персонажами, поиск альтернативных решений выхода из

ситуации)

в конце — осознание главным героем своего неверного поведения, признание ошибок,

принятие оптимального варианта.

Обдумывая программу преодоления какой-либо детской проблемы (например, страхов),

нужно учитывать возраст ребёнка:

в 3-4 года — главным героем может быть любимая игрушка малыша, маленький человечек,

зверюшка

с 5 лет — вводите в сказки фей, волшебниц, принцесс и принцев, солдат и др.

с 5-6 лет — делайте сказки наполненными волшебством.

«Один из важных компонентов психологического воздействия сказок — метафора,

которая является основой сказки. Метафора – сравнение с чем-то другим на основе

общего признака. Точность и образность метафоры — залог эффективности

терапевтических приёмов».

У каждого ребёнка может быть своя сказка, направленная на ту или иную проблему,

например, если ребёнок боится прививок можно сказать, что это не просто лекарство-защита,

а волшебный эликсир, дающая жизненную силу и энергию и связать это всё со сказкой,

придумать сказочный сюжет с героями. Другой пример, ребенок ужасно боится пауков, я

предложила ей самой сочинить сказку. По - началу может быть очень сложно. Тогда

попросите нарисовать несколько насекомых. К Вашему удивлению, все как на подбор будут

смешными, в нарядных одеждах: на голове шляпки, на лапках туфельки, возможно кто-то

будет грустным ,попросите оъяснить почему . Через некоторое время навязчивый страх к

паукообразным исчезнет.

Многие педагог-психологи рекомендуют приёмы релаксации. Очень часто использую их в

своей работе. После прочитанного основного текста, после его обсуждения детям предлагаю

удобно лечь на ковёр и закрыть глаза. Данная техника помогает детям расслабиться, учит

сбрасывать с себя лишнюю негативную информацию, о которой я говорила, ранее. Но читать

их нужно тихо, спокойно, медленно, с небольшими паузами.

Очень хорошие приёмы релаксации для детей дошкольного возраста у педагога Татьяны

Анатольевны Куликовской. Некоторые из них использую в своей работе. Представлю их

здесь для того, чтобы вы имели представление как работать с готовым текстом. В её работе

представлены небольшие по объёму тексты, основной сюжет которых составили предметы и

явления окружающего нас мира. (обратите внимание, что все неодушевлённые предметы

написаны с большой буквы, это значит, что автор, вложил в них, определённые человеческие

качества.) Вот варианты из них:

Как на берёзках появились чёрные полоски

На стволе берёзки-

Чёрные полоски.

Может чёрным угольком

Кто-то чертит их тайком?

Летом в барсучьей норе появился Барсучонок. Он быстрее рос и становился

самостоятельным. И вот однажды Барсучонок решил один отправиться к речке. На пути к

речке стояли большие белые берёзки. Только в те времена на них не было ещё чёрных

полосок.

Чтобы малыш не заблудился, Барсучиха нарисовала ему на некоторых берёзках чёрные

полоски. Пошёл малыш от одной разрисованной берёзке к другой. Так до речки и добрался.

Хорошо Барсучонку, и Барсучихе не страшно его отпускать: не заблудится.

Увидела Лисичка берёзки с чёрными полосками. Удивилась. Понравились они ей! Взяла она

уголёк и разрисовала остальные берёзки. И теперь у всех берёзок появились чёрные полоски.

Но они от этого ещё краше стали.

А барсучонок совсем вырос. И дорожку к речке хорошо знает.

Примерные вопросы для обсуждения:

Зачем Барсучиха нарисовала на берёзках чёрные полоски?

Почему Лисе нравились берёзки с чёрными полосками?

Как он чёрные полоски помогли Барсучонку?

Психологический тренинг

Закрой глаза. Представь себе стройную зелёную берёзку. Подойди к ней. Постой около

берёзки. Почувствуй, как её мягкие, гибкие веточки наклоняются к тебе. Они, словно лёгкое,

нежное одеяло, укрывают и согревают и тебя. Они отдают тебе своё тепло и добро. Ты

становишься сильнее, тебе хочется сделать много разных добрых дел. Поблагодари берёзку

за её подарок. Ты спокоен и счастлив.

(Т.А Куликовская)

После сна, во второй половине дня, мы с детьми старшей группы снова возвращались к этой

сказке, только уже воспроизводили её на бумаге. Готовые рисунки дети уносили домой,

пересказывали родителям содержание сказки.

Горка

Дети горкой снег сложили,

А потом водой залили.

И на радость детворе

Вышла горка во дворе.

Рано утром Петя вышел во двор. Кругом лежал белый снег. Хорошо было бы из него слепить

что-нибудь! Но Снежную Бабу лепили вчера. Вот она стоит, слегка наклонив голову в

старом ведре. Снежную крепость тоже уже сделали. Она служит надёжной защитой от

снежков. А вот Горки нет.

Стал Петя снег в большую кучу сгребать. Много снега собрал. Высокая горка получилась.

Только пора Пете было домой возвращаться. Оставил он Горку и ушёл.

Тут Маша из школы вернулась. Решила погулять немного. Увидела Горку: «Хорошая Горка,

большая, только ступенек не хватает». Взяла Маша лопатку и сделала ровные ступенечки. А

потом пошла домой. Уроки надо ещё выучить.

Дима пришёл из детского сада и залюбовался Горкой: « Замечательная Горка, только водой

её надо залить!». Взял он леечку с водой и полил Горку.

Быстро застыла Горка. Огляделась вокруг. Вот Качели стоят рядом с Песочницей. Вот

Фонарь ждёт вечера, чтобы вспыхнуть своим тёплым светом. Вот Снежная Баба озорно

поглядывает глазами-угольками. Понравился ей двор. Хорошее место.

Скоро и Петя с Машей появились. Взяли дети картонки да ледянки, стали с горки кататься.

То по одному, то «паровозиком». И ребятам хорошо, и Горке весело!

Через некоторое время пришёл Никита. Он нёс тяжёлый снегокат. Горка испугалась « Сейчас

я развалюсь. Недолго я простояла во дворе!»

Дети попросили Никиту не кататься на снегокате. Но он никого не хотел слушать. Забрался

Никита на Горку и снегокат затащил. Рассердилась Горка: « Ишь, ты какой, сам ничего не

сделал, а сломать норовишь!» Тряхнула она макушкой и сбросила Никиту вниз. Упал

мальчик в сугроб, обиделся: «Плохая у вас Горка, пойду я в парк кататься».

А ребята остались. Для них эта Горка была самая лучшая на свете. Потому что сами её

сделали!

Примерные вопросы для обсуждения:

Почему Петя решил слепить Горку?

Зачем Маша сделала ступеньки?

Для чего Дима полил Горку водой?

Почему Горке понравился двор?

Отчего Горке было весело?

Зачем Горка сбросила Никиту?

Почему Горка для детей была самой лучшей?

Психологический тренинг

Закрой глаза. Представь себе тёплый зимний день. Снег легка растаял и хорошо лепится. У

тебя на руках тёплые перчатки. А снег мягкий и податливый. Из него можно слепить всё

что захочешь. Вот Горка, вот снеговик, вот снежная крепость. А тебе хочется лепить

домик. Ты лепишь стены, крышу, дверь, ступеньки. Входишь в домик и включаешь

волшебный фонарик. Фонарик светит мягким ровным светом. В домике становится тепло

и уютно. Появляются пушистый коврик, столик, диванчик. Ты садишься на диванчик. Тебе

хочется отдохнуть. Ты отдыхаешь.

(Т.А.Куликовская)

Секрет терапевтических сказок в том, что малыш воспринимает смысл услышанного

одновременно на сознательном и подсознательном уровнях. Малыш сознательно

переживает главному герою и осознаёт вымышленность сказочного сюжета. Подсознание же

ребёнка улавливает и впитывает истины сказки, отождествляет себя с главным героем,

пересматривает своё поведение. В процессе работы с ребёнком воспитатель акцентирует

внимание на приобретение ребенком нужных ему знаний для решения его проблемы, а

главное — формирует полезные навыки.

При сказкотерапии очень важной является коммуникация взрослого и ребёнка, а также яркая

эмоциональная окраска занятий.

Проводя занятия, нужно соблюдать такие правила:

Во время повествования сказки важно расположиться напротив ребёнка, чтобы он видел

ваши глаза и выражение лица.

Когда рассказываете или читаете сказку, нужно передавать истинные чувства и эмоции

героев.

Нельзя допускать затянувшиеся паузы.

Сказка и ситуации в ней должны быть построены на актуальной для малыша проблеме.

Работая со сказкой, обратите внимание на то, чтобы в ней не содержалось готового ответа.

Предоставьте ребёнку подумать и предложить вариант выхода из той или иной ситуации

самому.

II.

Практика сказкотерапии с педагогами и родителями.

Варианты работы.

При проведении сказкотерапевтических занятий с детьми необходимо обязательно

включать в эту работу родителей и педагогов.

Вариант 1.

При проведении индивидуальной работы с ребенком родители или

педагоги получают так называемое домашнее задание: прочитать и обсудить сказку или

историю вместе с ребенком, сделать куклу, использовать на уроке рекомендуемые метафоры

или притчи, провести с классом сказочную драматизацию или игру и т. д. При условии

активного участия педагогов и родителей результат такой работы может всех удивить.

Вариант 2. При проведении групповой работы родители и педагоги включаются на

определенном этапе (5-е или 6-е занятие) и психолог проводит совместное детско-

родительское занятие. Родители (педагоги) включаются в путешествие наравне с детьми. Для

этого психолог заранее подготавливает взрослых. На совместных занятиях, как правило,

предлагаются изготовление сложных кукол в парах (марионетки), спонтанные импровизации

с куклами, парные импровизации на музыкальных инструментах, парные танцевальные

композиции и т. п.

Вариант 3. Групповые занятия только для родителей или педагогов. Целью таких

занятий может быть сплочение педагогического коллектива и создание команды, снятие

синдрома эмоционального сгорания, переориентация родительского или педагогического

поведения и др.

Вариант 4.

Использование психологической сказки на родительских собраниях,

методических совещаниях и педсоветах.

В итоге могу сказать, что Сказкотерапия метод, который позволяет решать любые

детские проблемы с помощью сказок — сказкотерапией. Родители и сами могут попробовать

с помощью сказки скорректировать поведение или характер малыша. А если решили сделать

выбор в пользу специалиста, знайте, что он должен обладать высоким уровнем подготовки,

умением писать терапевтические сказки под потребности ребёнка, использовать метафоры,

иметь достаточный опыт работы

ЛИТЕРАТУРА

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.

СПб., 1998.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. СПб.:

Речь, 2001.

4. Куликовская Т.А. Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста- СП –

Детсво-Пресс 2012.

5 Сакович Н А. Практика сказкотерапии — СПб.: Речь, 2004.— 224 с.

6 . Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.



В раздел образования