Автор: Перфильева Жанна Георгиевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 27
Населённый пункт: п. Солнечный, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Использование новых образовательных технологий в работе службы по профилактике социального сиротства
Раздел: среднее образование
Использование новых образовательных технологий в
работе службы по профилактике социального сиротсва
Одно из направлений в работе службы по профилактике социального
сиротства является работа с родителями, чьи семьи находятся в социально
опасном положении. Изучая списки семей СОП обратили внимание, что
большая часть это семьи _где дети воспитываются одинокими мамами, и
что, среди них встречаются и одинокие отцы. Хотя одинокие отцы, как и
одинокие матери, относятся к категории неполных семей, специфика работы
различна.
Первичной проблемой отцов, которым выпало одним растить детей,
становится психологическая растерянность и состояние стресса в ситуации,
когда они остаются один на один с ребенком. В отсутствие второго родителя
взаимопонимание с отцом для ребенка становится определяющим. проблема
и заключается в том, что вследствие гендерных представлений о роли отца
как добытчика, у мужчины зачастую не только не налажен непосредственный
контакт с ребенком, но и отсутствует представление о важности этого
контакта, как основы для правильного понимания потребностей своего
ребенка и их реализации. Следовательно, главным, на наш взгляд, является
способность и умение отца наладить полноценный контакт со своим
ребенком так, чтобы максимально восполнить отсутствие матери. Для этого
деятельность специалистов, работающих с одинокими отцами, в первую
очередь, должна быть направлена на преодоление страха, связанного с
ответственностью за ребенка, за его развитие и воспитание, а также
установление гармонии в их отношениях. Кроме этого, одинокие отцы остро
нуждаются в обеспечении поддержки их интересов в сфере реализации прав
в различных государственных структурах наравне с правами одиноких
матерей.
Эти
проблемы
легли
в
основу
направлений
работы,
которых
придерживаются
специалисты
службы
по
профилактике
социального
сиротства. Служба была организована в КГКУ «Детский дом 27» в 2014
году. Основной
задачей
службы
является
оказание
социально-
педагогических
услуг
семьям,
находящимися
в
социально
опасном
положении.
Специалистами
службы
оказывается
комплексная
квалифицированная помощь семьям, как находящимся на сопровождении,
так
и
обратившимся
за
консультацией.
Однако, как показала практика работы, дистанционное сопровождение
отцов-одиночек не позволяет в полной мере решать весь комплекс
имеющихся проблем их семей, так как он связан со сложившимися
внутренними
психологическими
процессами,
для
коррекции
которых
необходима организация более тесного взаимодействия с одинокими
родителями на регулярной основе, то есть применение иных форм работы.
Такой формой работы стало открытие в 2015 году Родительского кафе
«Парус надежды» Работа Родительского кафе направлена на поддержку
мужчин в их роли отцов и формирование ответственного отцовства.
Задачами клуба явились следующие: - просвещение, психологическая
помощь
в
развитии
и
поддержании
внутрисемейных
отношений;
-
формирование
культуры
поведения
в
семье;
-
формирование
психологической компетенции, т.е. комплекса знаний, необходимого для
преодоления конфликтов и кризисов в неполной отцовской семье; -
обсуждение и выявление проблемных зон, умение конструктивно разрешать
конфликты;
-
развитие
взаимоотношений
и
профилактика
роста
отчуждённости между членами семьи; - организация совместного досуга
отцов
и
детей.
Для достижения целей и задач, используем следующие мероприятия: беседы
групповые занятия с элементами тренинга, тематические праздничные
мероприятия, экскурсии. Группа формируется из родителей, состоящих на
социальном сопровождении. Для многих доверительная атмосфера в группе
стала благоприятной средой для решения важных личностных проблем. В
Родительском кафе обсуждаются вопросы воспитания, общения с ребенком,
ответственности за будущее ребенка и влияние среды, а кроме того, отно-
шения
с
родственниками,
трудности
на
работе.
Также весьма актуальны вопросы, связанные с образованием - как выбрать
подходящее учебное заведение, как действовать в конфликтных ситуациях,
возникающих в школе, что влияет на мотивацию ребенка к учебе.
Социальный педагог Ж.Г. Перфильева.