Напоминание

"Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников".


Авторы: Пономарева Ольга Викторовна, Янгулатова Зарина Камильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 2 города Ставрополя
Населённый пункт: Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников»

Дошкольный возраст — важнейший период становления личности,

формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта

жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения,

взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает

закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с

творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному

взаимодействию с другими людьми. Вся деятельность педагогов основана

соответствие возрасту разных формах образовательной работы с дошкольниками:

экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных

ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать

обучение с жизнью. Система образования призвана обеспечить воспитание

патриотов России, граждан правового демократического, социального государства,

уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и

проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы

невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения

методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы работы,

соответствующие конкретным условиям работы в детском саду.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка

инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Формирование любви к

Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того

уголка, где дети живут. Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В

этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим,

культурным, национальным, географическим, природно-экологическим

своеобразием. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок

учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в

определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам

национальной и мировой культуры. Дети знакомятся с историей России, гербом,

флагом, мелодией гимна. Работа по патриотическому воспитанию проходит с

широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов,

художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-

прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом с сочетанием

разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе

произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по

содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.

Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует

формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории,

достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности,

чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке,

аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только

нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также

физического воспитания.

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются

следующие задачи:

1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к

настоящему и прошлому своего народа.

2. Воспитывать нравственно- патриотические качества: гуманизм, гордость

желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание

детей в семье.

Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников.

Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово,

музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о

труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится. Искусство

помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей

жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и

воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей

дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может

взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на

эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может

угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях,

специально создавая разнообразные ситуации.

Знакомство дошкольников с родным краем и родной страной – процесс

длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю.

Положительного результата можно достичь только систематической работой.

Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду в

разные виды деятельности, предусмотренные основной общеобразовательной

программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную,

изобразительную и т. д.). Работа вне образовательной деятельности включает

различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная

деятельность, экскурсии, походы. Работа с детьми по патриотическому воспитанию

ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому

планированию на учебный год. В нем отражены такие мероприятия как: «Веселые

старты», «Я вырасту здоровым», «Мой любимый поселок», «Моя страна»,

«Символы Российского государства», «Герои Отечества», Проект «Наша дружная

семья», «Их именами славится Россия», Проект «День защитников Отечества»,

«Мама, папа, я – спортивная семья», «День победы»

Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут

люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном

возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других

национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является

первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.

Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного

края осуществляется в процессе пешеходных прогулок и экскурсий. Во время

походов, экскурсий, знакомлю детей с историческим прошлым родного края, его

богатой историей, архитектурными памятниками, необыкновенной красотой

природы, воспитываю чувство гордости за своих земляков, уважению к прошлому,

любви к ближним.

Отдельным направлением нравственно-патриотическое воспитание

подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Это

встречи с интересными людьми, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и

славы России, историю и героическое прошлое родного края. Центральным

стержневым моментом является праздник, посвященный Дню Победы,

оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. На

занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с воинскими званиями,

изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании

отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни,

учатся маршировать.

Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива —

детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная

направленность поступков постепенно становиться основой воспитания

гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно

постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в

нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось

представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является

высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный ЧЕЛОВЕК,

который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего ответственность

за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в духовных и культурных

традициях многонационального народа Российской Федерации



В раздел образования