Авторы: Пономарева Ольга Викторовна, Янгулатова Зарина Камильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 2 города Ставрополя
Населённый пункт: Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Тема: «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников»
Дошкольный возраст — важнейший период становления личности,
формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта
жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения,
взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает
закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с
творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному
взаимодействию с другими людьми. Вся деятельность педагогов основана
соответствие возрасту разных формах образовательной работы с дошкольниками:
экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных
ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать
обучение с жизнью. Система образования призвана обеспечить воспитание
патриотов России, граждан правового демократического, социального государства,
уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и
проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы
невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения
методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы работы,
соответствующие конкретным условиям работы в детском саду.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка
инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Формирование любви к
Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того
уголка, где дети живут. Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В
этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим,
культурным, национальным, географическим, природно-экологическим
своеобразием. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок
учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в
определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам
национальной и мировой культуры. Дети знакомятся с историей России, гербом,
флагом, мелодией гимна. Работа по патриотическому воспитанию проходит с
широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов,
художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-
прикладного искусства, диафильмов, слайдов. При этом с сочетанием
разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. При отборе
произведений важно руководствоваться общими принципами: доступность по
содержанию и форме, привлекательность, яркость, эмоциональная насыщенность.
Знакомство с двором, улицей, районом, где живет ребенок, способствует
формированию у него представлений о родном городе, его устройстве, истории,
достопримечательностях. Необходимо побуждать детей к творческой деятельности,
чтобы их знания и впечатления находили отражение в играх, рисовании, лепке,
аппликации, чтении стихов, рассматривании книг, пении, сочинении рассказов.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только
нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также
физического воспитания.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются
следующие задачи:
1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к
настоящему и прошлому своего народа.
2. Воспитывать нравственно- патриотические качества: гуманизм, гордость
желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание
детей в семье.
Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово,
музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о
труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится. Искусство
помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей
жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и
воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей
дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может
взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на
эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может
угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях,
специально создавая разнообразные ситуации.
Знакомство дошкольников с родным краем и родной страной – процесс
длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю.
Положительного результата можно достичь только систематической работой.
Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду в
разные виды деятельности, предусмотренные основной общеобразовательной
программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную,
изобразительную и т. д.). Работа вне образовательной деятельности включает
различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная
деятельность, экскурсии, походы. Работа с детьми по патриотическому воспитанию
ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому
планированию на учебный год. В нем отражены такие мероприятия как: «Веселые
старты», «Я вырасту здоровым», «Мой любимый поселок», «Моя страна»,
«Символы Российского государства», «Герои Отечества», Проект «Наша дружная
семья», «Их именами славится Россия», Проект «День защитников Отечества»,
«Мама, папа, я – спортивная семья», «День победы»
Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут
люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном
возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других
национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является
первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.
Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного
края осуществляется в процессе пешеходных прогулок и экскурсий. Во время
походов, экскурсий, знакомлю детей с историческим прошлым родного края, его
богатой историей, архитектурными памятниками, необыкновенной красотой
природы, воспитываю чувство гордости за своих земляков, уважению к прошлому,
любви к ближним.
Отдельным направлением нравственно-патриотическое воспитание
подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Это
встречи с интересными людьми, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и
славы России, историю и героическое прошлое родного края. Центральным
стержневым моментом является праздник, посвященный Дню Победы,
оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. На
занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с воинскими званиями,
изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании
отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни,
учатся маршировать.
Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива —
детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная
направленность поступков постепенно становиться основой воспитания
гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно
постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в
нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось
представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является
высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный ЧЕЛОВЕК,
который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего ответственность
за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации