Автор: Яценко Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ "Кудровский ДСКВ № 1"
Населённый пункт: город Кудрово, Ленинградская область
Наименование материала: конспект "Экологическая тропа"
Тема: "Экологическая тропа"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия
«Экскурсия по экологической тропе»
Цель: Познакомить детей с наиболее интересными и особо охраняемыми объектами
экологической тропы.
Задачи:
Познакомить детей с кедром, как с интересным, особо охраняемым объектом.
1.
Отметить отличительные особенности, уточнить, какие места благоприятны для
роста кедра. Рассмотреть кедровую шишку, уточнить какую пользу приносит дерево
для человека и обитателей тайги.
2.
Обогащать представления детей о лиственнице, как представителе хвойных деревьев.
Уточнить какими полезными для человека свойствами обладает лиственница.
3.
Воспитывать интерес к объектам наблюдения. Воспитывать бережное отношение к
растительному миру.
Предварительная
работа: Экскурсия
по
экологической
тропе.
Рассматривание
изображение деревьев. Знакомство с репродукциями картин И. Шишкина, В. Васнецова,
И. Левитана, А. Васильева. Тонированные листы бумаги.
Материалы, инструменты, оборудование: 2 корзины для сбора шишек, шишки
хвойных деревьев, мольберт, картинки животных, птиц, деревьев .
Организационный момент
Тренинг, природа красива в любое время года. А сегодня такой солнечный день!
Закройте глаза и попробуйте почувствовать, смотрит ли на нас солнышко, греет ли оно
вас? Когда солнышко греет, кажется, что оно гладит своими лучиками, как будто мама.
1. Рассматривание карты-схемы "Экологическая тропа"
2. Ребята мы продолжаем нашу экскурсию по экологической тропе, а куда мы
отправимся, вы догадаетесь, отгадав загадку:
Шишка с загадкой:
Это дерево большое,
На ветвях его растет,
Не листва - густая хвоя
Зеленеет круглый год,
И всегда на шишки щедр
Исполин сибирский -..... (Кедр).
Правильно сегодня мы отправимся на экскурсию по экологической тропе "Хвоинки" и
познакомимся с ними поближе, и вы узнаете о них что-то новое и интересное. Вся
природа спит, кругом бело, а наши хвоинки стоят зеленые.
Почему эти деревья стоят зеленые?
Дети: это хвойные деревья и в отличие от лиственных деревьев они всегда зелёные.
- А где обычно растут хвойные деревья?
Дети: в лесу, в парке, в питомнике и в нашем детском саду.
- А какие хвойные деревья у нас растут?
Дети: Ель, сосна, кедр.
Ребята, а вы знаете легенду о том, как эти деревья стали вечно зелёными?
- тогда послушайте:
Легенда о "Живой воде"
Собрались птицы на опушке леса и выбрали гонца за живой водой. Этим гонцом
оказалась ласточка. Когда она набрала в Лукоморье живой воды и летела обратно,
захотела она оповестить окружающих о своем прилёте, приоткрыла клювик и выронила
несколько капель "живой воды". Попали эти капли на три дерева сосну, пихту и ель.
Стали эти растения "вечнозелёными". Зелёная одежда украшает хвойные деревья во все
времена года. Периодически деревья сбрасывают хвою, но не всю сразу, поэтому человек
не замечает листопада.
- Так почему ребята деревья стали вечнозелеными?
Сегодня нам предстоит узнать много интересного об удивительном дереве. О, каком,
догадайтесь сами:
Ему немало сотен лет.
В тулуп зеленый он одет.
Хотя в глухой тайге растет,
Ему всегда большой почёт.
Ведь и для взрослых, для ребят
Он очень шишками богат.
А в шишках, то не говори,
Орешки вкусные внутри..
Что за дерево? ....(Кедр)
Ребята!.Послушайте легенду о кедре.
С давних пор люди считали кедр одушевленным и объясняли это такой легендой…
Однажды в глухой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним
раскидистым кедром. Кедр был очень стар, весь покрыт извилинами, с кривыми
ветвями, а на земле под кроной, опавшая за всю его жизнь хвоя лежала толстым слоем.
Крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Перед утром он проснулся
оттого, что до его слуха донесся чей-то стон и тихий разговор. Это разговаривал
старый кедр, под которым спал охотник, с молодым кедром, стоявшим рядом.
Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять. «Что же
ты не падаешь, ведь я слышал об этом ещё вчера?» – удивленно заметил
молодой кедр. «Да» – ответил старый кедр – «Я упал бы ещё вчера, но подо мной лёг
спать уставший человек». Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-
то могучий ствол и отошел в сторону. Закачался старый кедр и со вздохом облегчения
упал на землю.
Вопросы по легенде:
1. Какие чувства вызвала у вас легенда?
2. Почему?
3. О чём говорит эта легенда?
Эта легенда говорит о том, что кедр, даже умирая, жалеет человека за то, что человек
бережно и с любовью относится к нему.
Кедр издревле считался священным деревом, рубить его было запрещено.
Ребята, давайте с вами рассмотрим кедр
Игра - моделирование«Часть дерева и тела»
– Как вы думаете, действительно ли мы похожи на Кедр, или нет?
/ответы детей/.
- Мне кажется, что мы с кедром больше похожи друг на друга, чем с другими деревьями.
- Как вы думаете, почему? /ответы детей/.
- Сколько у нас пальцев на одной руке?
– Да у нас, у всех по пять пальцев на каждой руке.
– А теперь, давайте посчитаем, сколько у кедра листиков- иголочек в одном пучке,
/ответы детей/.
У кедра из одной чешуйки, всегда выходит ровно 5 длинных, мягких иголок-хвоинок,
темно-зеленого цвета, длиной 60-140 мм
– Из чего вырос Кедр? /ответы детей/.
– Как называется это семечко? /ответы детей/.
– Каждое растение появляется из семени. У Кедра это семя называется орешки. Но каждое
орешко - семечко спрятано в домике, что за домик?
отгадайте загадку.
Есть в тайге сибирской кедры,
На орехи кедры щедры.
Знают белки, знают мышки,
Что искать их надо в… (шишке)
– Когда Кедру исполнится 30 или 70 лет в его жизни произойдет маленькое чудо. Весной,
когда природа просыпается, и все вокруг зацветает, кедр тоже начинает цвести
маленькими бордовыми цветочками, похожими на свечку. После того как кедр отцветет,
на том месте появляются маленькие шишечки. В одном месте их бывает от 2 до 7 штук.
Но эти шишки еще нельзя употреблять в пищу, а как вы думаете, почему? /ответы детей/.
Да, они еще зеленые и не созрели. Для того, чтобы шишка созрела, нужно время.
Два года шишка зреет на дереве. На третий год летом шишка начинает созревать. В
сентябре от жарких солнечных лучей шишка побуреет и, выжимая из себя янтарную
смолу, поспеет.
Вот тут-то кедр устроит пир, в гости к нему придет много лесных жителей.
Показываю картинки с изображением диких животных/ + 1 домашнее.
Исключение.
- Как вы думаете, зачем они к нему приходят? /ответы детей/.
Звери приходят к кедру, чтобы полакомиться кедровыми орешками.
Вот произошло то чудо в природе. На кедре появились семена, шишки, в которых орешки
спрятались в орешки. Но как же кедр сам сможет посадить свои семена? Ветром их далеко
тоже не отнесет, потому что они тяжелые и у них нет крылышек, как у семян березы
/высказывания детей/.
– К Кедру в гости приходят не только животные, но и прилетает маленькая рябая птичка,
которая, называется Кедровка. (обогощ. словаря)
– Вот она и помогает вырасти кедру в любом месте. Делая запасы себе на зиму, Кедровка
и сама не знает, какое доброе дело делает.
Принесет кедровка орешки и спрячет их в укромное место чтобы ни кто не нашел их.
Много кладовых делает себе Кедровка. Часть своих запасов съедала зимой сама, а
остальные орешки съедят мыши.
Но некоторые семена, спрятанные осенью, сохраняются до весны. Весной орехи набухают
и прорастают. У него появится маленький росточек, который ему, пригревшись, захочется
посмотреть на солнышко, выглянет из-под земли. Солнышко примет его очень ласково, и
маленький кедр начнет потихоньку расти. Когда пройдет 70 лет, этот маленький росток
превращается в могучий Кедр.
Ой, ребята, что-то на этой шишке написано?
Дидактическая игра
"С какой ветки детки?" (сортировка)
Мальчикам и девочкам дается по одной корзине и предлагается собрать шишки -
девочкам лиственные , мальчикам- кедровые
Кто это сделает быстрее.
Потом идет счет шишек.
Исследовательская деятельность
Сравнить шишки лиственницы и кедра, разложи по размеру, форме.
Экспериментирование
При помощи лупы осмотрите, нет ли на деревьях вредителей?
Ребята. мы продолжаем нашу экскурсию и я хочу рассказать об одном дереве, которое
есть у нас на нашем участке. Если вы внимательно послушаете мою загадку, то сразу
отгадаете, о каком дереве пойдёт речь в дальнейшем.
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок?
Какое это дерево?
Чем оно похоже на кедр?
- Правильно, это лиственница. Давайте найдем её на участке и рассмотрим
внимательно.
(дети находят дерево и рассматривают)
- А кто-нибудь из вас, дети, знает - почему это дерево назвали лиственницей
(высказывания детей)
- Да, лиственница, как и все лиственные деревья, сбрасывает листву - хвою. Таким
образом, дерево экономит энергию, потеря хвои – это защита от вымерзания в условиях
нашей суровой зимы. Лиственница достигает высоты 35-40 метров. У нее прямой ствол,
ажурная крона, пропускающая много света. Отличается от всех хвойных пород тем, что
сбрасывает на зиму хвою. Дерево морозоустойчивое, засухоустойчивое, светолюбивое.
Может переносить как холод, так и жару. Лиственница растет быстро.
Лиственница обронила хвою,
И стоит раздетая зимою.
Но придет в Бурятию весна,
И опять нарядится она.
Лиственница не только прекрасна, она еще обладает лечебными свойствами. Для
использования в лечебных целях весной собирают почки, хвою и молодые побеги. Еще
лиственница славится своей древесиной. Она очень тяжелая, упругая, смолистая, обладает
особой прочностью.
- Ребята, а где у нас используют древесину лиственницы?
(ответы детей)
- Правильно, для отопления наших печей, строительства.
- Посмотрите, какое красивое у нас наше дерево на участке. Давайте вокруг него
встанем вместе, взявшись за руки, и поводим хоровод.
Возле лиственницы нашей,
Встанем дружно в хоровод.
Снега выпало здесь много,
Мынаблюдение
Трудовая деятельность на участке
Ребята! В нашем городе необходима помощь деревьям. И мы с вами тоже сможем им
помочь. Зимой необходимо подгребать снег к стволу дерева, чтобы их корни не замерзали.
Цель: Развивать трудовые способности у детей, работать и добиваться цели сообща.
Воспитывать любовь к растениям и желание ухаживать за ними.
Подвижная игра: «Метание снежков вдаль»
Цель: развивать координацию движений, меткость. ловкость, быстроту реакции,
Индивидуальная работа:«К нужному дереву – беги!»
Цель: закреплять названия деревьев, которые присутствуют на участке, развивать
ловкость и быстроту.
Ребята! Какие деревья мы видели на нашем участке?
Цель: побуждать детей делиться собственными наблюдениями и впечатлениями с
товарищами. Расширять кругозор и связную речь.
Итог экскурсии:
Ребята! Вот и закончилась наша экскурсия по экологической тропе
Давайте подведем итог, что общего у хвойных деревьев и чем они отличаются?.
- С какими деревьями мы познакомились? (Кедр, лиственница)
- какие у этих деревьев отличительные особенности?
(разные хвоинка, шишки, у лиственницы иголки опадают)
Какие места благоприятны для роста кедра?
(лес, тайга)кедровая шишка?
(богата витаминами, которые необходимы человеку и является кормом для животных и
птиц).
А какую пользу приносит лиственница?
- она еще обладает лечебными свойствами. Для использования в лечебных целях весной
собирают почки, хвою и молодые побеги. Еще лиственница славится своей древесиной.
Ребята, как вы понимаете выражение – бережное отношение к растительному ми
Как вы думаете, деревьям нужна наша помощь?
-Хвойные растения растут медленно, пройдет много лет пока росток превратиться в
большое дерево.
Ведь говорят недаром: "Немудрено срубить, мудрено вырастить».
1. Какие чувства вызвала у вас легенда?
2. Почему?
3. О чём говорит эта легенда? После экскурсии предложить ребятам изготовление
поделок из природного материала (чешуек шишек, скорлупы орешек, шишек кедра и
лиственницы)
.