Автор: Шабанова Татьяна Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 100
Населённый пункт: город Волгоград 2021 год
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование
Здоровьесберегающие технологии на уроках окружающего мира.
Наибольшим потенциалом для формирования навыков здоровьесбережения
обладает учебный предмет "Окружающий мир". Содержание указанного
курса обеспечивает младших школьников полными знаниями об организме
человека, которые будут востребованы ими в дальнейшей жизни. На уроках
окружающего
мира
закладывается
фундамент
здоровых
привычек
и
здорового образа жизни.
Период младшего школьного возраста – это возраст, когда ребенок
чувствителен к чужой боли, ищет родства с природой, любит растения и
животных, тонко чувствует их красоту. Ребенок по своей природе пытливый
исследователь и открыватель мира.
Отсюда следует, что укреплять,
совершенствовать физическое и психическое развитие ребёнка необходимо
путём обогащения его души яркими образами природы.
Какие средства помогут сформировать у него потребность заботиться о своем
здоровье и здоровье других людей, вести здоровый образ жизни? Особо
выделим содержание естественно-научного образования. Оно является тем
полем, на котором выстраивается процесс формирования здорового образа
жизни,
взращивается
личность
и
создаются
здоровьеформирующие
образовательные технологии. На уроках окружающего мира
я провожу
беседы по здоровому образу жизни . Например :
К теме "Введение. Природа и человек":
- Нет неживой природы. Земля, вода, камни так же, как растения и
животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В
природе все взаимосвязано. В народе говорят: "Как аукнется, так и
откликнется". Люди – часть природы. Люди отличаются от всего другого в
природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы
природы, творить по намеченному плану. Человек – маленькая вселенная.
Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы,
даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому
сообществу – мир и процветание.
К теме "Лекарственные растения твоего края":
- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в поле. Это
травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений
признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных
растений
или
вырастить
аптеку
на
подоконнике.
Подорожник,
тысячелистник, крапива, ромашка, шиповник, черёмуха, берёза, липа, дуб,
ель , одуванчик - не перечесть всех природных врачей.
К теме " Всегда ли вода чистая?":
- Чистой можно считать воду прокипячённую, которая в течение суток
находилась в закрытом сосуде. Самая чистая и самая полезная вода – талая,
впервые 6 часов после размораживания. Недаром, птицы весной из южных
краёв летят на север. А больше всего долгожителей на Кавказе и в Якутии,
единственным
общим
условием
их
жизни
является
использование
ледниковой воды.
К теме "Опасные растения":
- Знаете ли вы, что замечательное цветущее дерево черёмуха отгоняет мух и
других
насекомых?
Черёмуха
выделяет
летучие
ядовитые
вещества
(синильную кислоту). Поэтому рвать черёмуху, а тем более ставить её
букеты в комнате – опасно для здоровья.
Ядовитые растения часто имеют внешнее сходство с растениями
неядовитыми. Нужно обязательно научиться их различать. У ядовитого
растения все части его содержат ядовитые вещества: и листья, и плоды, и
кора, и корни. Нередко ядовитые растения внешне довольно привлекательны:
разноцветные листья, крупные, яркой окраски цветы, сочные ягоды. К
некоторым растениям даже опасно прикасаться: в результате – ожоги и
тяжёлые отравления.
А что делать, если случайно прикоснулся к ядовитому растению
руками или телом, взял в рот ядовитый стебелёк или ягодку? Нужно как
можно быстрее вымыть руки и поражённый участок тела, промыть желудок и
сразу обратиться к врачу.
К теме "Опасные животные":
- Животные могут быть источниками различных заболеваний, например,
таких, как глисты, бешенство, туберкулёз, воспаление лёгких, туляремия,
даже сибирская язва. Туберкулёзом можно заразиться от кошки, собаки,
курицы, коровы. Домашние животные, дикие животные – пчёлы, кролики,
тараканы, лягушки – весь окружающий нас животный мир – это наши соседи
по планете, с которыми надо научиться жить в ладу.
К выше сказанному хочется отметить, что данный методический приём
оказывает также плодотворное воздействие и на духовно-нравственное
воспитание младших школьников.
На уроках окружающего использую метод-игра . Я считаю, что запоминание
нового учебного материала в сочетании с двигательной активностью
происходит
быстрее.
Поскольку
игра
является
величайшей
школой
социального опыта, та познавательная информация, которую учащиеся
получают благодаря игровым приемам и методам, расширяет их кругозор и
возбуждает интерес к познанию вообще и к учебной деятельности.
Школьники получают сведения об окружающих предметах, явлениях
действительности и моделируют эту действительность в игре, закрепляя
программный
материал.
Подвижная
игра
–
незаменимое
средство
пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. На
уроках, в зависимости от темы, используются следующие игры:
"Помоги малышу найти свою маму":
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.
На карточках изображены взрослые животные и их малыши. С обратной
стороны сделаны кармашки. Карточки с изображением малышей лежат
лицевой стороной, в их кармашках – листки со схемами слов. Карточки с
изображением взрослых животных перевернуты обратной стороной, в их
кармашках – листки со словами. Вызванный ученик, рассмотрев схему, ищет
слово, соответствующее схеме, и перевертывает карточку. Если слово
соответствует схеме, игрок правильно выполнил задание, а значит, малыш
нашел маму.
"День - ночь":
Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой.
Братец будит весь народ,
А сестра – наоборот -
Спать немедленно зовет.
Считалкой выбирают 2 игрока "День" и "Ночь", которые по очереди
выбегают в зал. Пока гуляет "День" - все резвятся, прыгают, бегают. Но как
только на смену выходит "Ночь" - все игроки замирают и засыпают. Кто не
выстоял без движения – выбывает из игры.
Использование в практике работы подвижных игр способствует
формированию
у
учащихся
коммуникативных
навыков,
двигательной
активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных
и языковых способностей.
Тема «Спорт» имеет большое воспитательное значение. На уроках
провожу беседы о спортивных играх, подвижных и ролевых играх, таких, как
«В
спортивном
магазине»,
«На
спортивной
площадке»,
«На
уроке
физической культуры», «Я собираюсь в турпоход». После знакомства с
играми проводится беседа о необходимости занятий спортом, физкультурой,
их ролью в жизни человека. Учащиеся приходят к выводу, что спорт –
источник здоровья. Так постепенно формируется понятие о здоровом образе
жизни.
Широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил
гигиены и здорового образа жизни содержат и разделы «Познай самого
себя», «Здоровье и движение», «Питание и здоровье», «Знай и будь
осторожным».
Так, по теме «Режим дня» дети рассказывают о своем
распорядке дня, сравнивают его с днем своих одноклассников и делают
выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических
правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения
здоровья.
На уроках окружающего мира провожу с учащимися целенаправленную
воспитательную работу по охране зрения, виде физкультурных минутках В
начальных классах хорошо провести краткую беседу с учениками на тему:
“Как надо заботиться о сохранении хорошего зрения” примерно такого
содержания:
- При помощи глаз мы узнаем о цвете, форме, размерах предмета. Глаза
помогают
нам
познавать
окружающий
нас
мир,
учиться
выполнять
различную работу. Человеку с плохим зрением труднее стать летчиком,
моряком, достичь успехов в спорте, на сцене. Зрение нужно беречь.
Зрение портится во время работы при плохом освещении, при малом
расстоянии до книги (тетради), чтении лежа, длительном просмотре
телевизионных передач, при работе с компьютером. Для того чтобы сберечь
зрение, нужно заниматься при достаточном освещении, свет должен падать
слева, должны соблюдаться необходимое расстояние от глаз до книги и
правильная посадка во время занятий, выполняться простейшая гимнастика
для глаз.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева
направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3
раза.
Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и,
наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки.
Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
Положить ладони одну на другую так, чтобы образовался треугольник,
закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той
последовательности, какая описана выше. Глаза под ладонями должны
быть открытыми, но ладони не плотно лежащие на глазницах, не
должны пропускать свет.
Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство
усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно
считая до пяти. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения
глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить
глазные мышцы, посмотреть вдаль, считая до пяти.
Учащиеся стоят возле парт. Вначале они выполняют наклон в правую
сторону и при этом подмигивают правым глазом, затем они выполняют
наклон в левую сторону и подмигивают левым глазом.
Не меньшее внимание уделяю и темам «Безопасность на дорогах»,
«Домашние опасности», «Лесные опасности», «Экология», «Животный и
растительный
мир».
Уроки
по
данным
темам
можно
проводить
в
нетрадиционной форме: урок - путешествие, урок- экскурсия, урок-КВН, что
дает возможность каждому ученику принять участие в достижении цели
урока. Такие уроки не только дают конкретные сведения по основам
здоровья, но и формируют у учащихся жизненно важные гигиенические
умения, навыки и полезные привычки. Приведу пример урока-сказки. Группа
детей инсценируют сказку "Репка"
Сказка Репка.
- А сейчас посмотрите сценку «Репка» и подумайте, что же помогло
участникам справиться с работой.
Ведущий: Возле дома огород,
Бабка с внучкой у ворот,
Жучка хвост колечком
Дремлет под крылечком .
На крыльцо выходит дед,
Он в большой тулуп одет,
Из открытого окна
Деду музыка слышна:
«На зарядку, на зарядку становись».
Дед: У меня здоровье крепкое,
Посажу-ка лучше репку я!
Ведущий: Лопату берёт, идёт в огород.
Бабка: И у бабки без зарядки,
Слава богу, все в порядке!
Ведущий: Рот разевает – сладко зевает.
Внучка: Клонит бедную ко сну,
С понедельника начну!
Ведущий: На лавку садится, заплетает косицу.
Жучка: Поиграем лучше в прятки!
Кошка: Обойдёмся без зарядки.
Ведущий: Жучка за кошкой, кошка в окошко.
Выходит мышка в спортивных штанишках
Майка на теле, в лапках гантели.
Мышка: Раз и два! И три – четыре!
Стану всех сильнее в мире!
Буду в цирке выступать,
Бегемота поднимать.
Ведущий: Бегает, прыгает, лапками дрыгает.
Дед. Ох, умаялся с утра
Бабка: Да и мне на печь пора.
Ведущий: Занимается рассвет.
На крылечке снова дед.
Видит репу в огороде
И себе не верит вроде.
Встал он возле репки –
Репка выше кепки.
Из открытого окна
Та же музыка слышна.
Дед: Эх, бульдозер бы сюда,
Без него – совсем беда!
Ведущий: Тянет – потянет, вытянуть не может.
Бабка: Подожди, я сейчас!
Ай да репка удалась!
Ведущий: Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут – потянут, вытянуть не могут.
Дед: Как тянуть? С какого боку?
Выйди, внучка, на подмогу.
Ведущий: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут – потянут, вытянуть не могут.
Внучка: Ломит спину, ноют ручки!
Нет, не справиться без Жучки.
Ведущий: Жучка за внучку, внучка за бабку,
Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут – потянут, вытянуть не могут.
Жучка: Разбудить придётся кошку –
Пусть потрудится немножко.
Ведущий: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку,
Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут – потянут, вытянуть не могут.
Бабка: Мышку кликнуть бы на двор.
Кошка: Мышку звать?! Какой позор!
Мы пока и сами, кажется, с усами!
Ведущий: Тут из норки мышка прыг!
Ухватилась за турник.
Мышка: Чем топтать без толку грядку –
Становитесь на зарядку.
Чтоб за дело браться,
Надо сил набраться!
Ведущий: Все выходят по порядку,
Дружно делают зарядку.
Дед и бабка: Влево – вправо, влево – вправо –
Получается на славу!
Мышка: Встали! Выдохнуть – вдохнуть
А теперь пора тянуть!
Ведущий: Мышка за кошку, кошка за Жучку,
Жучка за внучку, внучка за бабку,
Бабка за дедку, дедка за репку.
Тянут – потянут, вытянули и репку!
- Что же нужно делать, чтобы быть здоровым? На примере сказки дети
приходят к выводу, что нужно делать зарядку.
Со здоровым дружен спорт,
Стадион, бассейн и корт,
Зал, каток – везде вам рады.
За старание в награду
Будут кубки и рекорды,
Станут мышцы ваши твёрды,
Только помните: спортсмены
Каждый день свой непременно
Не играют с дрёмой в прятки,
Начинают с физзарядки.
Зарядка делает тело человека сильным и красивым. У того, кто каждый день
утром выполняет физические упражнения, хорошая осанка: голова гордо
приподнята, плечи расправлены, спина прямая. Говорят, что у них
королевская стать. Но красивая осанка – это не только привлекательная
внешность, но и здоровье человека. Ведь при неправильной осанке, когда
плечи опущены, а спина «кривая», лёгкие и сердце испытывают давление,
им, оказывается, сложно выполнять свою работу.
На уроках окружающего мира использую различные стихи, загадки,
кроссворды, игры, шутки, головоломки, рубрики «Это интересно», легенды,
позволяющие детям легко и непринужденно воспринимать программный
материал. Такие уроки дают возможность обучающимся показать себя,
проявить свое воображение и фантазию.
Таким образом, использование на уроках окружающего мира физкультурно-
познавательного компонента повышает у учащихся интерес к физической
культуре и спорту, желание самостоятельно заниматься физическими
упражнениями для сохранения и укрепления своего здоровья.
Хочется верить, что, научившись ценить и беречь свое здоровье, дети
будут внимательнее относиться к окружающим их близким и даже
незнакомым людям, никогда не пройдут мимо человека, попавшего в беду.