Напоминание

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста


Автор: Павлова Аксиния Иннокентьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад
Населённый пункт: Кобяйский улус,село Кобяй
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ д/с №14 «Сардаана»

Руководитель: Павлова А.И.

Тема:

«Внедрение финансовой

грамотности для детей старшего

дошкольного возраста»

Актуальность: Сегодня каждый понимает, что судьба государства

зависит от экономической, правовой, политической и нравственной

грамотности молодого поколения. Экономика всегда была

неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях

современного общества жизни непрерывное экономическое

образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста,-

когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных

экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту

область самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями,

путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру,

он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика

занимает в окружающей его действительности.

Новизна: Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.

Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество

финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем

раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть

сформированы полезные финансовые привычки.

Выбор темы объясняется необходимостью повышения качества образовательного процесса в дошкольном

учреждении. Острой потребностью воспитывать дошкольников полноценно развитой личностью,

гармонично сочетающей в себе интеллектуальные и нравственные качества.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу

формирования общей культуры личности детей.

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об

экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность,

смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без

сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой

грамотности.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в

обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни

дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок

формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Основные идеи:

1.

Человек в современном мире не может сам производить все, что

ему нужно для жизни, поэтому необходимо специализация в

производстве товаров.

2.

Обмен товарами – путь удовлетворения экономических

потребностей.

3.

Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

4.

Заработная плата – цена работы по производству товаров.

5.

Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

6.

Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

7.

Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на

своему усмотрению.

Цель: Не только расширять экономический кругозор

дошкольника, но и дать представление о таких

экономических качествах, как трудолюбие,

бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь

дошкольнику осознать, что достичь экономических

благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует

понимать не только, как средство достижения этих

самих благ, но и как созидание, как творческий

процесс, приносящий радость и удовлетворения.

Задачи:

1.

Формировать основы экономической культуры у детей – дошкольников.

2.

Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы

экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности.

3.

Совершенствовать коммуникативные качества детей.

4.

Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной

деятельности взрослых.

5.

Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций

экономических отношений посредством игровых действий.

6.

Укреплять взаимоотношения в детском коллективе (взаимопомощь,

взаимовыручка, дружеские отношения и пр.)

Ожидаемый результат реализации программы:

1.

Совершенствуются коммуникативные навыки детей при

работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

2.

Сформируются предпосылки учебной деятельности:

умение и желание трудиться, выполнять задания в

соответствии с инструкцией и поставленной целью,

доводить начатое дело до конца, планировать будущую

работу.

Дети будут иметь представления: Обучение

экономической культуре не сводится к тому, чтобы

учить зарабатывать деньги. На первый план ставится

формирование нравственных понятий: честность,

обязательность, умение подчинять свои желания

возможностям, законопослушность, взаимопомощь и

пр. А также ориентация дошкольников в экономическом

пространстве современного мира на материале в

соответствии с возрастными возможностями.

Ресурсное обеспечение:

1.

Компьютерное оборудование

2.

Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и

пр.

3.

Художественное литература: Романов А «Чудеса в кошельке», К.И.

Чуковский «Муха цокотуха»

4.

Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал»,

«Барбоскины и реклама»

5.

Карта «Путешествие денежки»

6.

Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»

7.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

8.

Материалы к изобразительной деятельности, бросовой и природный

материал

Формы работы:

Беседа, обсуждение, дискуссия

Просмотр слайд-презентации, мультфильм

Коллекционирование

Чтение художественной литературы

Игровые ситуации

Рассматривание картин

Сюжетно-ролевая игра

Продуктивная деятельность

Экскурсия

Содержание программы «Финансово-экономическое»

Средне дошкольный возраст (4-5 лет)

Что узнает ребенок

1

Труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга

Понимание ребенком, что любой труд – это хорошо,

сидеть без дела – плохо. На протяжении всей жизни необходимо трудиться и работать. Результатом трудовой

деятельности может быть как достижение поставленной цели (например, овладение мастерством катания на

коньках, лыжах, смастерить хороший подарок близкому человеку, починить сломанную вещь и др.), как товар и

услуга

2

Деньги, монета, купюра, доход, заработок, заработная плата

Понимание ребенком, что труд приносит

доход. Заработать деньги можно трудом. Деньги – мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу),

универсальное средство обмена (инструмент обмена товара и услуг). Виды денег (бумажные и металлические)

3

Личный бюджет, карманные деньги, семейный бюджет, домашнее хозяйство

Ребенок должен узнать

разницу между ведением личного и семейного бюджетов. Понимать важность ведения домашнего хозяйства

4

Сбережение, копилка, кошелек

Ребенок должен понимать, зачем надо копить и сберегать, как можно

копить

5

Покупка, цена, продажа, обмен, расходы, покупатель, продавец, выгодно, невыгодно, дорого, дешево

Необходимо разобрать цепочку продажа – «товар-цена-покупка»

6

Долг, должник, займ Ребенок должен осознать, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя

вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не

занимать. Долг – это серьезное обязательство.

7

План, экономия

Ребенок должен понять, что деньги зарабатываются трудом и поэтому тратить их

необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо

8

Потребность. Капризы, желание, возможность

Ребенок должен различать разницу между желаниями и

потребностями, учиться задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли ему нужна та или иная вещь,

игрушка и пр., есть ли возможность это купить

9

Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки Ребенок должен изучить, где

покупают и продают разные товары и оказывают услуги

10

Подарок, реклама

Ребенок должен узнать, что такое реклама, какое влияние она может оказать на него

11

Богатство, бедность, жадность, щедростьРебенок узнает, что не все продается и покупается. Главные

ценности – жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди – за деньги не купишь

Спасибо за внимание



В раздел образования