Автор: Волкова Альбина Геннадьевна Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения Учебное заведение: МБДОУ д/с 10 "Белочка" Населённый пункт: г.о.г.Кулебаки Наименование материала: методическая разработка Тема: "Миром правит доброта" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад
№10 «Белочка» комбинированного вида
Методическая разработка мероприятия по духовно-нравственному
воспитанию детей «Ребенок в мире социальных отношений».
Тема: «Миром правит доброта»
Выполнила воспитатель:
Волкова Альбина Геннадьевна.
Стаж работы:16 лет
I квалификационная категория.
Кулебаки 2016г
Тема:
«Миром правит доброта»
«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека.
Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни от
человека»
(М. Пришвин).
Участники: дети средней группы
Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема
настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над
духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии,
справедливости. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная
незрелость. Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные
ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств,
мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со
злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из
сострадания. Основу этих взаимоотношений необходимо заложить еще в
дошкольном возрасте, когда в ребенке начинает формироваться все
человеческое. На это указывает В.А. Сухомлинский: «Добрые чувства
должны уходить своими корнями в детство...» Поэтому работа педагогов
Доу, главной целью которой является формирование первоначальных
представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на
сегодняшний день очень актуальной. Основа гуманного отношения к людям-
способность к сопереживанию, к сочувствию –проявляется в самых разных
жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только
представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а
прежде всего нравственные чувства.
Цель: Воспитание у детей положительных качеств характера, формировать
осознанное отношение к социальным нормам поведения, мотивировать
детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи :
-формировать у детей представления о добре, доброте, о хороших добрых
поступках;
- формировать доброжелательные чувства, положительные эмоции через
ласковые, добрые слова;
- стимулировать желание проявлять сочувствие, заботу и отзывчивость к
окружающим;
- поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;
- воспитывать доброе отношение к близким людям, к своим сверстникам,
уметь исправлять свои ошибки.
Интеграция образовательных областей:
«Коммуникация»
-
совершенствовать
коммуникативные
навыки:
пополнение
и
активизация
словаря
на
тему добро,
дружба;
учить
детей
позитивным способам общения со сверстниками.
«Познание»
- углублять
представления
детей
о
доброте,
как
о
ценном,
важном качестве человека.
«Социализация»
-
учить
детей
размышлять
над
нравственной
сутью
поступков; формировать положительное отношение к себе и к окружающим;
воспитывать умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением
относиться друг к другу.
«Здоровье» - сохранение и укрепление здоровья детей, предупреждение
утомляемости детей
«Физическая
культура»
- формирование
у
детей
потребности
в
двигательной активности.
Предварительная работа:
Беседы с использованием дидактических пособий «Уроки доброты», чтение
сказок и рассказов по теме «Как заботиться о близких людях»,
рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Вежливые слова», «Что
такое хорошо и что такое плохо?»
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад».
Лечим книжки, ухаживаем за комнатными растениями, рисование на тему:
«Дружба»
Прослушивание песен о дружбе.
Консультации родителям, ведь воспитание у детей доброты начинается в
семье.
В данном вопросе очень важна сама атмосфера в доме. Стремление к
доброте рождается из взаимоуважения, заботы, осознания ценности добра.
Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка является личный
пример самих родителей . Авторитет родителей у ребенка всегда стоит на
первом месте.
«ДОБРО, ВПИТАННОЕ С МОЛОКОМ МАТЕРИ, ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ ДО
СТАРОСТИ».
Ход мероприятия:
1.Звучит «Песенка о дружбе» муз Шаинского .(входит Фея Доброты)
-Здравствуйте ребятки, Я Фея доброты. Давайте поздороваемся. Есть
хорошая примета всем с утра дарить приветы:
Солнцу красному….
Дети: Привет!
Фея: Небу ясному….
Дети: Привет!
Фея: Люди взрослые и малыши….
Дети: Вам привет от всей души!
Фея: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы
настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за
руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что
живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в
ладошку переходит доброта. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра
и радостного настроения. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте.
Удивительное, волшебное слово! А как вы понимаете, что такое доброта?
Дети: Ответы.
Фея:
Давайте
хором
повторим
и
внимательно
вслушаемся
в
это
слово
-
доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили
мягко - доброта. Добро тебе, добро от тебя. Как это верно! Подумайте и
скажите, о ком, или, о чем можно сказать «добрый»?
Дети: (ответы: о человеке, поступке, дне, вечере, пути и т. д.)
Фея: Добрый человек, а добрый, значит, он еще какой?
Дети: Внимательный,
заботливый,
щедрый,
добродушный,
отзывчивый,
нежадный.
Фея: А если человек недобрый, он какой?
Дети: Злой, жадный, грубый, равнодушный, нетерпимый.
Фея: Как вы думаете, потрогать доброту можно?
Дети: Ответы.
Фея: Быть может, ее нетрудно увидеть? А в чем ее можно увидеть?
Дети: В поступках, действиях, чувствах человека.
Фея: Ребята, а как вы думаете какого цвета доброта?
Дети: Ответы.
Фея: Легко ли быть добрым?
Дети: Ответы.
Фея: Послушайте мои слова и запомните легко ли быть добрым?
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Я слабым помогать готов,
Попавшим вдруг в беду,
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю,
Не жадничаю никогда,
Жалею я других.
Ошибки всем прощу всегда -
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу,
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.
Фея: Добрый - это тот, кто помогает взрослым, не обижает младших,
защищает слабых, вежлив и внимателен ко всем, говорит только добрые,
хорошие слова. Дети, а вы знаете, что означает слово
«благотворительность»?
(Предположения детей) «Благотворительность» состоит из двух слов «благо»
и «творить». «Благо» означает «добро», а «творить» - «делать». Значит слово
«Благотворительность» означает «делать добро».
Фея: Я видела ваши рисунки о дружбе, я поняла, что дети в этой группе
добрые и дружные, но, а если вдруг поссоритесь, то сразу же помиритесь.
Проводится игра «Мирилка» (дети берутся за мизинчики и произносят
«мирилочку»)
Не ругайся не бранись
А скажи ты «Подружись»
А скажи ты «Помирись»
Будем мы с тобой всегда
Неразлучные друзья!
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы пойдём гулять
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся
И в кружочек соберёмся
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
(дети выполняют движения согласно текста)
Игра «Выбери хорошие поступки»
Просмотр картинок с добрыми и злыми поступками «Что хорошо? Что
плохо»?
(На доске солнышко, но оно без лучиков. На столе лучики с изображением
хороших и плохих поступков. Детям предлагается выбрать лучик с
добрым поступком и прикрепить его к солнышку, аргументируя свой
выбор)
Фея: Молодцы! Правильно оценили поступки. Я уверена, что вы будете
совершать только добрые поступки, дарить добро друг другу и всем
окружающим. И сейчас мы с вами расстанемся со злом, плохим
настроением, с обидой и др.
Упражнение «Волшебный мешочек» ( дети скомкивают руками лист черной
бумаги, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой
смять листочек и как можно немного потоптать. В мешочек выбросим
все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.
Фея: А сейчас я хочу услышать от вас вежливые и ласковые слова.
Игра «Волшебное сердечко».
Дети стоят в кругу, сейчас вы будете передавать сердечко и называть добрые,
вежливые слова, а кто помнит называют пословицы и поговорки о добре:
1. Дружбу помни, а зло забывай.
2. Про доброе дело и говори смело.
3. Жизнь дана на добрые дела.
4. За добрые дела, всегда похвала.
5. Нет друга ищи, нашёл береги.
6. Настоящий воин у кого есть милосердие.
7. Тот, кто не имеет сострадания – жесток.
8 Добрый человек не помнит зла.
9. За добро злом не платят.
10. Добро не умрёт, а зло пропадёт.
11. Ласковое слово, как весенний день.
Фея: Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем
чаще говорить их друг другу, добро должен иметь каждый человек. Это
доброе сердце, добрую душу, добрые слова чтобы помогать тем, кто попал в
беду. О таких людях говорят: «Добрый человек»
Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент мультфильма «Цветик- семицветик»,
о том, как девочка помогла больному мальчику.
Фея: У меня для вас тоже есть волшебный «цветик- семицветик» и все что вы
пожелаете больным детям, все сбудется (дети произносят слова:
«Лети, лети лепесток через запад на восток
лишь коснёшься ты земли будь по- моему вели»)
Дети отрывают по лепестку и высказывают добрые пожелания детям
инвалидам.
Фея: «Доброе дело вознаграждается, хоть и не сразу может быть. Я узнала
какие вы добрые, дружные много знаете о доброте, дружбе, милосердии
давайте заглянем в наш мешочек (черная бумага в мешочке превратилась в
конфеты.)
Фея: Я надеюсь, что вы всегда по жизни будете идти дорогою добра, и вам
будут встречаться только добрые люди. Доброта живет на свете только в
добром сердце, дети.
Дружат с небом облака,
А роса с травою,
Дружит бабочка с цветком
Дружим мы с тобою,
Дружат взрослые и дети
Все должны дружить на свете.
Фея угощает детей конфетами и прощается с ними.
Ожидаемые результаты:
- доброжелательно и уважительно относиться к близким;
- различать хорошие и плохие поступки;
- проявлять доброту в общении с детьми;
- распознавать аморальные качества
(трусость, жестокость, леность, лживость), давать им оценку;
- учитывать и принимать позицию другого;
- определять дружеские проявления людей;
- осознанно относиться к нормам поведения в общественных местах;
- бережно относиться к растениям, животным и птицам.
Литература:
1.
Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование
доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - №
9.
2.
Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников - М.:
Просвещение, 1974.
3.
Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников.
М., 1986.
4.
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.,1985
5.
Сухомлинский В.А Рождение гражданина. - М.,1971
6.
Афанастева Т.М, Семья. - М.,1986
7.
Бабаева
Т.И.,
Римашевская
Л.С.
Как
развить
взаимоотношения
и
сотрудничество дошкольников в детском саду. - С.-Пб., Детство-Пресс,
2012.