Автор: Шарова Светлана Георгиевна
Должность: Методист
Учебное заведение: МБУДО
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по составлению методической продукции (для педагогов дополнительного образования)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Городской дворец детского творчества им. А. Алиша» г. Казани
Методическая разработка
«Рекомендации по составлению методической продукции»
Составитель:
Шарова Светлана Георгиевна, методист
г. Казань
2020 г.
Рекомендации по составлению методической продукции. Методическая разработка. /
Составитель Шарова С.Г. – г. Казань, МБУДО «ГДДТ им. А. Алиша», 2020, 11 с.
Данная методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования
МБУДО «ГДДТ им. А. Алиша». В ней собрана и систематизирована информация об
основных видах методической продукции, представлен примерный алгоритм работы над
ними. В приложении представлены образцы оформления работ. Методическая разработка
будет полезна педагогам при подготовке к конкурсу методических материалов.
2
Оглав
ление
I. Виды методической продукции...................................................................................................4
II. Требования к содержанию и структуре методической продукции.........................................4
1. Структура методической разработки и требования к отдельным структурным элементам4
2. Технические требования для текстовых документов...............................................................5
3. Что необходимо учитывать при разработке различных видов методической продукции....5
3
I. Виды методической продукции
1. Информационно-методическая продукция излагает опыт для распространения,
анализ конкретного опыта, разъяснение отдельных педагогических приемов и методов,
описание педагогических действий. В основе данных изданий лежат факты, их оценки и
методические выводы из педагогической практики.
К этому виду продукции относят листовку, буклет, информационно- методический
плакат, методическое описание, аннотацию, аннотированный каталог, методический
комментарий, рецензию, тематический (рекомендованный) библиографический список,
сборник материалов (тезисов)
2.
Организационно-методическая
продукция
содержит
в
себе
указания,
предложения, разъясняет цели и порядок действий, технологии и методики организации
образовательного процесса, проведения мероприятия, акций, демонстрирует возможные
приемы и формы организации массовых дел.
Это инструктивно-методическое письмо, методическая записка, методическая
памятка.
К этому
же виду
относятся
методические рекомендации, методические
разработки,
методическое
пособие
и
тематическая
папка,
дополнительная
общеобразовательная
программа,
которые
представляют
собой
комплексный
вид
методической продукции, включающий в себя методические материалы различных видов.
3.
Прикладная методическая продукция
– это вспомогательные материалы,
иллюстрирующие либо более полно раскрывающие тему, отраженную в методической
продукции других видов:
графическая информация, картотека, сборник упражнений,
сценарии занятий/мероприятий, дидактические материалы, тематические подборки,
мультимедийные презентации, сценарии и другое.
4.
Научно-методическая продукция.
В системе дополнительного образования
основными научно-методическими продуктами принято считать тезисы
и
статьи. Эти
материалы содержат в себе обобщение опыта по решению актуальных вопросов. В тезисах
сжато передается основная суть содержания книги, статьи, доклада, собственного опыта.
Статья излагает собственные мысли автора или коллектива авторов.
5.
Учебная
(образовательная)
продукция
-
стандартизированные
формы
продукции,
являющиеся
продуктом
издательской
деятельности
(определение
Межгосударственного стандарта). Продукция этого вида: учебник и пособие. Среди пособий
выделяют
учебно-наглядное, учебно- методическое, методическое
и
учебное.
Учебное
пособие может быть представлено в следующих формах: рабочая тетрадь, самоучитель,
хрестоматия, практикум.
II. Требования к содержанию и структуре методической продукции
1. Структура методической разработки и требования к отдельным структурным
элементам
При разработке любой методической продукции следует придерживаться следующей
структуры:
Титульный лист (Приложение № 1).
На титульном листе должны быть обозначены:
- название учреждения;
4
-
название
(с
пометкой
о
виде
методической
продукции
-
«Методические
рекомендации» или «Методическая разработка»);
- Ф.И.О. автора;
- город и год.
Аннотация
(Приложение № 2). Аннотация приводится на втором листе вверху,
включает в себя лаконичные сведения о цели, адресате, предназначении рассматриваемых
вопросов,
первоисточниках
или
образовательных
программах,
в
рамках
которых
предполагается реализовать данную методическую продукцию.
Пояснительная записка
1
(Приложении № 3). Содержит следующую информацию:
обоснование актуальности разработки данной методической продукции, ее значимости для
организации
досуга
или
образовательного
процесса;
определение
цели
составления
методической продукции; краткое обоснование методов и форм работы с детьми (если
таковые освещаются в данной методической продукции), может включать сравнительный
анализ с существующими методическими разработками в данной образовательной области.
Основная часть, которая для каждого отдельного вида продукции будет иметь свои
особенности.
Список использованной литературы оформляется в соответствии с ГОСТом Р.7.0.5.
- 2008 «Библиографическая ссылка» (Приложение № 4).
Приложения. Могут включать наглядный, дидактический и иные материалы, более
подробно раскрывающие содержание методического продукта.
При
необходимости
в
материал
включается
раздел
«Содержание»,
которое
помещается либо после аннотации, либо после списка использованной литературы.
2. Технические требования для текстовых документов
Текст набирается шрифтом Times New Roman, размер - 12 (в таблицах шрифт может
быть уменьшен, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся,
выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля: слева 2 см, справа 1,5 см, сверху и снизу 1 см.
Заголовки оформляются полужирным шрифтом.
Caps
Lock
не используется. Списки
оформляются в едином стиле, с абзацного отступа.
Таблицы вставляются непосредственно в текст. Графические изображения, если это
необходимо, могут размещаться в тексте, либо вынесены в приложения.
Нумерация располагается внизу, по центру страницы. Титульный лист считается
первым, но не нумеруется, также как и листы приложений.
3. Что необходимо учитывать при разработке различных видов методической продукции
Рассмотрим отдельные, наиболее популярные в системе дополнительного образования
формы методической
продукции: сценарий,
дидактические материалы,
методическая
разработка (план-конспект, мастер-класс и др.), методические рекомендации и методическое
пособие, статья.
3.1
Дидактические материалы
- это совокупность наглядных учебных средств,
использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в
процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал.
Виды дидактических материалов:
- демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики,
карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);
1
При составлении Плана-конспекта, Мастер-класса, Сценария мероприятия этот раздел можно опустить.
5
- раздаточный материал
(задания, предлагаемые обучающимся для выполнения
конкретных учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного
характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.);
-модели и макеты;
-тесты;
- дидактические игры.
Требования к дидактическим материалам:
- ориентация на обучение с опережением (учебный материал должен быть сложнее того,
которым ребенок может легко овладеть; следует учитывать принципиальное положение Л.С.
Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает
вперед развития и ведет развитие за собой»);
- увлекательность содержания;
- вариативность форм и способов подачи материала;
-
нацеленность
на
развитие
творческих
способностей
(этому
способствует
разнообразие видов деятельности, а также ориентация обучающихся на то, чтобы все
задания выполнялись ими самостоятельно).
Алгоритм работы над дидактическими материалами:
1)
Определение целей обучения: для чего создается тот или иной дидактический
материал.
2)
Отбор содержания учебного материала.
3)
Разработка средств контроля знаний и способов их применения.
4)
Включение дидактических материалов в образовательный процесс (апробация,
корректировка, применение).
3.2 Сценарий - подробная запись праздника, массового мероприятия.
В сценарии дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты стихов,
поэтических произведений, песен и т.д. В ремарках даются сценические указания:
художественное оформление, световая партитура, движение участников праздника на сцене и
т.д.
Требования к оформлению сценария:
- текстовый материал размещают ближе к правой стороне листа, а ремарки ближе к
левой;
- сценарий снабжается методическими советами по подготовке и проведению,
ремарками.
Алгоритм работы над сценарием.
1) Определение целей мероприятия.
2)
Отбор содержания.
3)
Разработка механизмов обратной связи.
4)
Включение мероприятия в образовательный процесс.
5)
Написание и оформление работы.
3.3 Методическая разработка
- это логично структурированный и подробно
описанный ход проведения отдельного учебного занятия, мероприятия, цикла занятий или
мероприятий, объединенных одной темой. Описание последовательности действий должно
также включать поставленные педагогом цели, средства их достижения, ожидаемые
результаты и сопровождаться соответствующими методическими советами.
6
Требования к методическим разработкам.
Данный вид методической продукции помогает лучше понять теоретические идеи и
практические возможности рекомендованного материала.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной
работой, она должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог
в своей работе (карточки задания, планы занятий или мероприятий, инструкции для
проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Для «Основной части» методической разработке учебного занятия можно выделить
следующие разделы:
- описание (конспект) учебного занятия (Приложение № 5);
- описание (конспект) мастер-класса (Приложение № 6)
- методические рекомендации по проведению занятия;
- дидактический материал к занятию (можно не выделять в виде приложений);
- список литературы (источников) для обучающихся;
- список литературы для педагогов.
Основную часть методической
разработки мероприятия
можно оформить по
следующей схеме
2
:
пояснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия,
предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие,
условия для проведения, осуществления;
оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и
авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии);
методические советы на подготовительный период (правильное распределение
поручений);
сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части,
ссылки на авторов и названия источников с указанием страниц;
методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить
мероприятие,
варианты
оформления,
пути
создания
эмоционального
настроя,
предостережения от ошибок);
методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги,
что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).
В методической разработке темы (раздела) дополнительной общеобразовательной
программы или серии занятий, объединенных общей идеей, темой «Основная часть» может
состоять из следующих разделов:
характеристика темы программы (указываются образовательные цели и задачи
темы; планируются темы занятий и количество часов, отводимое на изучение темы; знания и
умения, которые обучающиеся должны получить или совершенствовать; место и роль темы в
образовательной программе, связь с предшествующим или последующим материалом, а
также внутрипредметные и межпредметные связи; дается дидактический анализ содержания
материала; выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала; возможен
сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой,
которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке);
-
планирование изучения
темы
(указывается методика преподавания темы;
примеры, иллюстрации, планируемые лабораторно-практические занятия, экскурсии, формы
2
Этот раздел носит рекомендательный характер.
7
контроля и т.д.; основные вопросы, которые обучающиеся должны прочно усвоить; анализ
воспитательных возможностей учебного материала и применяемой методики);
- рекомендации по организации и методике изучения темы.
В заключении методической разработки приводятся:
- основные выводы по теме разработки (не просто перечень полученных результатов, а
их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового, что внесено автором в решение
проблемы. Заключение не должно подменяться механическим суммированием выводов);
- информация о том, где, когда и в какой форме разработка была представлена
профессиональному сообществу.
Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки
на них в тексте обязательны).
Алгоритм работы над методической разработкой.
1.
Выбор актуальной темы.
2.
Изучение литературы по избранной теме.
3.
Составление плана работы.
4.
Накопление фактического материала.
5.
Подбор
наиболее
ярких,
характерных
фактов
для
обоснования
приведенных
положений и рекомендаций.
6.
Распределение содержания работы по разделам.
7.
Написание и оформление разработки.
3.4 Методические рекомендации - вид методической продукции, раскрывающий
порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. В
методических
рекомендациях
акцент
делается
не
столько
на
последовательность
осуществляемых действий (как в методической разработке), сколько на раскрытие одной или
нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Задача
методических рекомендаций - распространить наиболее эффективные, рациональные
варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том
числе - мероприятию). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по
организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих
описываемую методику на практике.
Требования к методическим рекомендациям:
обобщенный и более теоретический характер (представляется обобщенная
методика, пригодная применения в других ситуациях);
разрабатывается на основе изучения или обобщения опыта педагогов или
проведенного исследования;
в них обязательно содержится указание по организации и проведению одного или
нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике;
должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам,
родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.).
Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических
рекомендаций.
При
работе
над
методическими
рекомендациями
автору
необходимо
четко
определить:
- цель работы;
- содержание, соответствующее поставленной цели;
8
-адресат (указать, кому адресованы рекомендации);
- дать рекомендации о том, какими передовыми педагогическими технологиями надо
пользоваться для улучшения образовательно - воспитательного процесса.
Если речь идет об обобщении передового опыта, необходимо раскрыть, какими
методическими приемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе в
конкретных объединениях или в учреждении в целом.
Алгоритм работы над методическими рекомендациями.
1)
Выбор актуальной темы.
2)
Определение цели методической разработки.
3)
Изучение литературы, методического материала, положительного опыта по
выбранной теме.
4)
Составление плана и определение структуры разработки.
5)
Написание и оформление разработки.
3.5
Методическое
пособие
-
комплексный
вид
методической
продукции,
включающий в себя особым образом систематизированный материал, раскрывающий суть,
отличительные особенности и методики какого-либо образовательного курса, темы либо
направления дополнительного образования. Методическое пособие включает в себя не только
теоретический, но и обширный дидактический материал в виде иллюстраций, таблиц,
диаграмм, рисунков, а также образцы документов, разработанных в соответствии с
заявленной тематикой.
Требования к методическому пособию.
Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и
методистам системы дополнительного образования в приобретении и освоении передовых
знаний как теоретического, так и практического характера.
Методические пособия в системе дополнительного образования могут быть условно
разделены на пять основных типов.
1.
Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и
методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.
2.
Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики
по какой-либо отдельной направленности дополнительного образования.
3.
Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики
по какой-либо отдельной предметной области дополнительного образования.
4.
Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики
дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений
дополнительного образования.
5.
Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики
дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении дополнительного
образования.
Типовая структура методического пособия включает:
Введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую
конкретную группу работников дополнительного образования оно рассчитано, какие
конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия.
Теоретическую часть,
где излагается,
как правило, в краткой форме (при
необходимости
с
отсылкой
к
соответствующим
работам)
научно-
педагогическое
обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция
9
автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования,
обладающей своими специфическими чертами.
Практическую часть,
где систематизируется и классифицируется фактический
материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или
иных форм и методик работы в дополнительного образования.
Дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы,
таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.
Кроме
того,
в
состав
методического
пособия
могут
включаться
различные
необходимые нормативные документы, в том числе данного учреждения, использование
которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с
имеющимися требованиями.
Обязательной частью методического пособия является список литературы, который
желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с
конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими
аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам дополнительного образования
рекомендуемых работ.
Алгоритм работы над методическим пособием.
1)
Выбор актуальной темы.
2)
Определение цели методического пособия.
3)
На основе изученного теоретического материала, автором должна быть сформулирована
собственная позиция по освещаемому вопросу.
4)
Составление плана и определение структуры разработки.
5)
Написание и оформление разработки.
3.6 Статья - это самостоятельное научное произведение, представляющее изложение
своих мыслей по актуальным проблемам.
Требования к содержанию и оформлению статьи.
Прежде чем приступить к написанию статьи, нужно ответить на следующие вопросы:
- к какому выводу необходимо подвести материал?
- что будет составлять содержание этой работы?
- для чего пишется статья?
Структура статьи включает три части:
1.
Вводная часть: обоснование темы, ее актуальность, главный тезис.
Возможные пути раскрытия:
- ретроспективный обзор затрагиваемой темы; обоснование необходимости рассматриваемой
темы с позиции сегодняшнего дня;
- объяснение основных понятий; изложение ошибок, предрассудков, связанных с этой темой
или проблемой.
2.
Основная часть:
аргументация доказательства или факты, подтверждающие
данный тезис (от частного к общему или от общего к частному).
Главной задачей этой части является ответ на вопрос: сможет ли соответствующим
образом
подготовленный
специалист
повторить
Ваше
исследование,
базируясь
на
прочитанном? Поэтому постарайтесь достаточно детализировано описать все этапы
исследования.
3.
Выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутый тезис - оформление
основной мысли в виде тезиса или формулировка вывода.
10
Характерные недочеты в оформлении текста:
- отклонение от темы, подмена ее другой;
- неоправданно большая вступительная часть, нечеткость или отсутствие выводов;
- неумение выделять абзацы;
-
речевые и стилистические ошибки, просторечия, жаргонизмы. Алгоритм работы
над статьей.
1)
Четкое определение темы, ее анализ, составление плана, тезисов.
2)
Работа над первым вариантом статьи по плану или по тезисам.
3)
Завершение работы, совершенствование и исправления.
В работе по совершенствованию статьи могут помочь следующие вопросы:
-
соответствует ли содержание теме?
-
каков основной тезис статьи и подчинены ли ему все части работы?
-
пропорциональны ли части по отношению друг к другу?
-
есть ли нарушение логики?
-
соответствует ли работа требованиям научного стиля?
-
есть ли речевые ошибки, и какова общая грамотность статьи?
11