Автор: Казюлина Наира Карловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: станция Кудринская
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
« Кудринская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока « Русский язык»
Тема: «Мягкий знак. Обозначение мягкости
согласного звука на письме. »
2 класс.
Составил учитель начальных классов
Казюлина Н.К.
Тема: Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме.
Цель урока:
Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на мягким знаком.
Задачи:
Образовательные:
Развивать умение распознавать по звучанию твёрдые и мягкие согласные
звуки;
Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце и в
середине слова мягким знаком.
Развивающие:
Постоянно привлекать учащихся к активной познавательной деятельности,
учить детей мыслить, объяснять, сравнивать, выделять главное, обобщать,
рассуждать, делать вывод, развивать ассоциативную память;
Обогащать словарный запас учащихся для развития монологической речи.
Воспитательные:
Воспитывать осознанное отношение к учёбе;
Продолжить формирование умения работать совместно с другими
учащимися (нравственное воспитание);
Поддерживать в классе доброжелательную обстановку.
Формируемые УУД:
личностные: сохранять мотивацию к учёбе; ориентироваться на понимание
причин успеха в учёбе; развивать способность к самооценке;
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать
выделенные учителем ориентиры действия; планировать свои действия;
осуществлять итоговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя;
выполнять учебные действия в материале, речи в уме;
коммуникативные: допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения; стремиться к координации; формировать
собственное мнение в высказываниях; контролировать действия партнёра;
познавательные: анализировать объекты, проводить сравнения, строить
рассуждения об объекте.
Оборудование:
мультимедийный проектор,
компьютер,
электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого,
карточки
Ход урока.
1. Оргмомент.
Ужасно интересно, все то, что неизвестно.
А то, что неизвестно, нам хочется узнать.
Но чтоб добыть нам знания, проявим мы старание, |
Тогда с тобою многое удастся нам понять.
2.Проверка домашнего задания. (фронтально)
Стр.123, упр.201. (Какое предложение списали? Какие буквы подчеркнули, которые
указывают на мягкость предшествующего согласного звука? Назовите слова, которые
начачинаются и заканчиваются мягким согласным звуком?)
3. Актуализация знаний.
1) Чистописание: Гимнастика для пальцев.
на доске записаны гласные: а у ы э о я ю и е ё. ( Слайд)
- Что это за буквы?
Запишите их в тетрадь.
- По какому признаку их можно разделить ? (Гласные показатели твердости и мягкости) -
-Какие гласные обозначают мягкость согласных?
2) Прочитайте слова на доске и запишите их в 2 столбика:
в 1-ый столбик слова, в которых есть мягкие согласные,
во 2-ой столбик – слова, в которых мягких согласных нет.
Слова на доске: мыло, милый, денёк, лук, люстра, радуга, отряд.
Дети записывают слова в 2 столбика.
3)Самопроверка. (Слайд)
милый
мыло
денёк
лук
люстра
радуга
отряд
4. Постановка темы и задач урока.
-Подчеркните гласные, показывающие на мягкость согласных.
- В какой столбик запишите слово моль? (1) Почему? ( Назовите лексическое значение
слова).
- В нем есть мягкий согласный звук? Какой?
- Но ведь после согласной л нет гласных я, ю, е, ё, и. Почему же она произносится мягко?
- Можете предположить, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Послушайте загадку. Отгадка на неё и будет темой нашего сегодняшнего урока.
Живет в стране Грамматика очень веселый волшебник.
Без него не написать 30, 20, 10, 5.
Он не произносится, но в слово часто просится.
Почему у дома угол превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал …
(Дети произносят отгадку: мягкий знак.)
Далее формулируется тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости согласных».
-Чему будем учиться на уроке? (Писать слова с мягким знаком)
- Сегодня нам предстоит доказать, действительно ли мягкий знак показывает на мягкость
стоящего перед ним согласного звука. А для этого нам необходимо:
1.
Понаблюдать над ролью мягкого знака в русском языке.
2.
Вспомнить, в чем особенность мягкого знака (Чтение вопроса «Почемучки» и
просмотр диска к учебнику)
5 Освоение нового материала..
Словарная работа.
-Напишите по слайдам - (картинный диктант)
(1 ученик работает за доской)
Теплая верхняя одежда - Пальто
Школьная профессия - Учитель
Школьная принадлежность - Тетрадь
Зимняя птица с красной грудкой – Снегирь
Любитель долгого зимнего сна - Медведь
Обувь для игры в хоккей - Коньки
Время года с листопадом и дождями – Осень
самопроверка, самооценка
- Что общего во всех словах? (это словарные слова, в каждом слове пишется мягкий знак)
-Подчеркните Ь. Какую роль выполняет ь?
- Чем отличаются слова? ( мягкий знак пишется в середине слова и на конце)
-Составьте с любым словом предложение, найдите и подчеркните основу предложения.
Физкультминутка в форме игры «верно-неверно» Называю слова и если в слове
пишется мягкий знак хлопаю в ладоши, если нет-приседают.
6. Первичное закрепление нового материала.
1) Работа с учебником.
Выполнение упр.203 с.124
-Прочитайте про себя задание к упражнению.
-Чтение вслух.
-Какими звуками различается каждая пара слов?
-Одинаковое ли количество звуков и букв в словах каждой пары? Почему? (Буква ь знак
звука не обозначает).
-Комментированное письмо с подчеркиванием букв, которые указывают на мягкость
согласного звука.
2) Чтение правила и его формулировка с.124
-Что узнали из прочитанного правила?
3) Наблюдение над словами с мягким знаком, обсуждение пословиц.
Выполнение упр.202 с.124.
- В чем смысл каждой пословицы?
-Запись любой пословицы по памяти.
4) Выборочное письмо
- Ребята, сегодня к нам пришло письмо от Димы Дубровина. Послушайте отрывок из его
письма и постарайтесь запомнить слова с мягким знаком, которые в нем встретятся.
Учитель читает письмо.
Здравствуйте, ребята.
Весь июнь я провел у бабушки в деревне. Стояли солнечные деньки. Однажды мы с
ребятами ходили в ельник. По дороге моя сестра Ольга собирала васильки. А я нашел на
пеньке семейку опят. Вдруг из-за кустов выглянул лось. Мы побежали домой.
- Какие слова с мягким знаком встретились в этом письме?
-Проводится выборочный диктант. Дети записывают только слова с мягким знаком: июнь,
деньки, ельник, Ольга, васильки, на пеньке, лось.
Физкультминутка для глаз
7. Включение нового знания в систему знаний
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (карточки разноцветные, разноуровневого
задания)
- Выберите задание, которое вам по силам:
Первый уровень
- Выпиши слова, которые начинаются с мягкого согласного звука:
Мыл, мил, лук, люк, лист, лыжи, пенал, парта.
Второй уровень
Подчеркни слова количество звуков и букв которых совпадает
Дом, конь, сыр, рис
рысь, угол, соль, яма
Третий уровень
- Собери «рассыпанные» предложения, вставь, где нужно мягкий знак:
У Олги Васка и кот Коли живёт.
Сем один отмер, отреж раз раз.
- Прочитай последнее предложение. Что это? (Пословица. Беседа о бережливости.)
8. Проверка самостоятельной работы по эталону. (Слайд)
9. Итог урока.
На какой вопрос надо было ответить почемучки?
- Чему учились на уроке?
10.Рефлексия.
-Какая тема урока сегодня?
-Для чего служит мягкий знак?
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Какой вид работы понравился больше?
- Что получилось хорошо?
- Над чем надо поработать?
11.Домашнее задание:
стр. 125 упр.204, 205 ПО ВЫБОРУ.