Напоминание

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ


Автор: Сараев Владислав Петрович
Должность: тренер по спортивной гимнастике
Учебное заведение: МАУ "СШОР "Яр Чаллы"
Населённый пункт: город Набережные Челны , Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА

НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ " СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО

РЕЗЕРВА "ЯР ЧАЛЛЫ"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

выполнил:

тренер

спортивной гимнастике

МАУ «СШОР «Яр

Чаллы»

Сараев В.П.

Набережные Челны

2020 г.

1

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..….....3

1.1.

Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста на этапе

предварительной подготовки…………………………………………………..……....4

1.2.

Развитие гибкости на этапе предварительной подготовки гимнастов…..….5

1.3.

Методика развития гибкости………………………………………………......8

2.1. Методы исследования………………………………………………………….....9

2.2. Организация исследования……………………………………………………....11

2.3. Практические рекомендации…………………………………………………….14

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………….....15

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………16

2

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность.

В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего

гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и

правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого

является развитие и совершенствование движений.

Темпы развития физических качеств, в том числе гибкости, оказывают существенное

влияние на развитие физической работоспособности.

Двигательная деятельность, режим

двигательной активности, в свою очередь, могут изменять скорость происходящих процессов,

ускорять или замедлять физическое развитие. Направленность и степень этого воздействия

зависит как от характера и дозы двигательной активности, так и от реактивности организма,

связанной с физиологическими особенностями.

Двигательная деятельность, связанная с умением управлять своими движениями во

времени, пространстве и по степени проявления мышечных усилий, является существенным

фактором, влияющим на формирование двигательных функций .

Под

гибкостью

понимают

морфофункциональные

свойства

опорно-

двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев.

Гибкость позволяет совершать двигательные действия с необходимой амплитудой.

Высокий уровень развития гибкости является одним из важных

факторов,

способствующих

росту

спортивных

результатов.

Спортсмен,

обладающий

достаточной гибкостью, рациональнее использует физические качества и быстрее овладевает

техникой изучаемых движений. При плохой гибкости искажается техника выполнения

физических

упражнений,

увеличиваются

энергетические

затраты

и

волевые

усилия

спортсмена.

Гибкость является одним из важных физических качеств гимнаста, от развития

которого зависит результативность как тренировочного, так и соревновательного процесса .

В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для

выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в

суставах может ограничивать проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости

движений, выносливости, увеличивая энергозатраты и снижая экономичность работы, и

зачастую приводит к серьезным травмам мышц и связок.

Гибкость является одним из важных физических качеств гимнаста, от развития

которого зависит результативность как тренировочного, так и соревновательного процесса.

От интенсивности развития активной гибкости во многом зависит рост спортивного

мастерства .

3

1.1. Особенности физического воспитания детей дошкольного возраста на этапе

предварительной подготовки

Этап предварительной подготовки приходится на старший дошкольный возраст. В

процессе физического воспитания детей решаются следующие

основные задачи:

укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие, обучению умению выполнять

различные физические упражнения, привитие интереса к занятиям физической культурой

и спортом. Большое внимание уделяется воспитанию активной жизненной позиции

детей, формированию у них осознанного отношения к занятиям физической культурой и

спортом. К концу этапа предварительной подготовки дети обычно начинают проявлять

интерес к занятиям определенным видом спорта. В это время осуществляется отбор детей

в спортивные школы .

Развитие двигательной функции детей ребенка предопределяется его режимом в

семье и детском саду. Чем больше места занимает двигательная деятельность в режиме дня

детей, тем чаще им свойственны хорошее здоровье, гармоничное физическое развитие и

высокий уровень двигательной подготовленности.

Задачи

физического

воспитания

дошкольника

заключаются

в

обеспечении

дальнейших процессов роста и развития в формировании умений и навыков, необходимых

в трудовой деятельности, которые понадобятся ребенку в последующие возрастные

периоды .

Особо важное место отводится игровой деятельности ребенка. Целевое назначение

игры следует рассматривать, прежде всего, в повышении роли эмоционального компонента

во время выполнения физических упражнений.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста на этапе предварительной

подготовки требует особого внимания, так как в этом возрасте закладывается основа общей

работоспособности,

здоровья,

гармоничного

развития,

надежности

и

слаженности

деятельности всех систем организма, т. е. всего того, что обеспечивает в дальнейшем

достижение высот спортивного мастерства .

В дошкольном возрасте совершенствование движений у детей происходит на

обычных занятиях и во время проведения подвижных игр.

4

К концу дошкольного периода дети приобретают умения правильно, ритмично и

легко ходить и бегать, прыгать с места и с разбега, мягко приземляться, пользоваться

различными способами бросков и ловли мяча, выполнять метания, лазанья, простые

гимнастические упражнения. На разных этапах формирования двигательных навыков

изменяется соотношение методических приемов. В начале обучения целесообразно

сочетать показ с объяснением. В дальнейшем объяснения занимают все большее место по

мере овладения движением и приобретают характер указаний.

В старшем дошкольном возрасте все больше внимания уделяется воспитанию

физических качеств, особенно скоростно-силовых, гибкости и ловкости .

Подготовка

детей

характеризуется

разнообразием

средств,

методов,

организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта,

подвижных и спортивных игр. На этом этапе не должны проводиться тренировочные

занятия со значительными физическими и психическими нагрузками, предполагающими

применение однообразного, монотонного учебного материала.

У детей этого возраста имеются особенно благоприятные возможности для

воспитания гибкости (подвижности в суставах). Следует не только повышать уровень

развития активной и пассивной подвижности в суставах, но и укреплять их. Целесообразно

увеличивать амплитуду в тех движениях, которые способствуют эффективному овладению

спортивной техникой. Типичными для развития гибкости являются упражнения «на

растягивание», которые характеризуются постепенным увеличением амплитуды движений

до возможного на данном занятии предела. Упражнения «на растягивание» представляют

собой, как правило, элементарные движения из основной и вспомогательной гимнастики,

избирательно воздействующие на определенные группы мышц, связок (упражнения для ног,

рук, туловища и шеи). С успехом используются разнообразные подвижные игры,

упражнения с движениями большой амплитуды, упражнения на гибкость в сочетании с

упражнениями на укрепление суставов, связок и мышц .

1.2. Развитие гибкости на этапе предварительной подготовки гимнастов

Между развитием двигательных качеств и формированием двигательных навыков

5

существует тесная связь. Освоение новых движений сопровождается совершенствованием

двигательных качеств. Различные движения избирательно воздействуют на двигательный

аппарат

человека,

поэтому

отдельные

мышцы

и мышечные

группы

развиваются

неравномерно.

Систематическая тренировка ускоряет развитие двигательных качеств, но прирост их

в различные возрастные периоды неодинаков. Раннее приобщение детей к развитию

силовых качеств может привести к изменению осанки, т.к. в этом возрасте идет

формирование скелета.

Следует уделять большое внимание развитию гибкости у детей уже с 6-7 летнего

возраста, и даже раньше. Занятия строятся по типу общей физической подготовки. Общая

физическая

подготовка

направлена

на

всестороннее

развитие

мышечных

групп

двигательного аппарата. Тем самым создаются предпосылки к проявлению гибкости .

Гибкость зависит от возраста, времени суток, степени утомления. Принято считать,

что в наиболее оптимальные условия для ее развития создаются в младшем возрасте.

Гибкость зависит от способности мышц к расслаблению. Она существенно изменяется под

влиянием утомления, причем показатели активной гибкости понижаются, а показатели

пассивной повышаются. Это связано с тем, что при утомлении мышц снижается их сила и

эластичность, ухудшается способность к расслаблению. Под влиянием активных движений

(разминка, упражнения на растягивание) повышается эластичность и температура мышц,

гибкость улучшается. И наоборот, пассивный отдых, расслабление тела ухудшают

гибкость. Основной метод развития подвижности в суставах - многократное повторение

специальных активных, пассивных и статических упражнений .

Гибкость

-

это

способность

выполнять

движение

с

большой

амплитудой.

Упражнения,

развивающие

гибкость,

одновременно

укрепляют

суставы

и связки,

повышают эластичность мышц, их способность к растягиванию, что является весьма

важным фактором предупреждения мышечных травм .

Гибкость и подвижность в суставах имеет огромное значение во многих видах спорта.

Особо большое внимание должны обращать на развитие гибкости гимнасты, акробаты.

Как известно, наиболее значительные темпы развития гибкости под влиянием

направленных

воздействий

отличаются

в

детском

и подростковом

возрасте.

Если

6

подвижность всех звеньев опорно-двигательного аппарата доведена на этих этапах до

амплитуд допустимых нормальным строением суставов, то дальнейшее увеличение

становится педагогически нецелесообразным. Чрезмерное развитие гибкости ведет к

избыточной необратимости деформации суставов и связок, нарушает осанку и отрицательно

сказывается на двигательной способности человека

Далее в процессе углубленных занятий такими видами спорта как акробатика,

гимнастика, фигурное катание, спортсмены стремятся довести размах движений во всех

основных звеньях и направлениях до рационального максимума, который определяется, в

конечном

счете,

закономерностями

гармонического

совершенствования

опорно-

двигательного аппарата и зависит вместе с тем от принятых критериев спортивного

мастерства, в том числе эстетических.

Гибкость, в отличие от других качеств, начинает регрессировать в силу возрастных

факторов уже в первые годы жизни. По мере окостенения хрящевых тканей уменьшается

подвижность в сочленениях, к 13-16 годам завершается формирование суставов и они

становятся

менее

податливыми

морфологическим

изменениям;

прочнее

становится

связочный аппарат и он с каждым годом меньше поддается воздействиям на растягивание,

эластичность связок становится менее совершенной. Все это выражается в уменьшении

предельно возможной амплитуды движений. Так, уже в суставах позвоночного столба

подвижность все более уменьшается с 14-15 летнего возраста .

Из всего этого делаем вывод, что этапы таких концентрированных нагрузок

сравнительно не продолжительны. Вполне достаточно 8-10 дней, чтобы в основном

реализовать ту часть возможного прироста размаха движений, которая зависит от

улучшения эластичности мышц.

Следует особо подчеркнуть необходимость правильного сочетания тренировочного

процесса с упражнениями на растягивание и силу. Важно не только максимально полно

развивать отдельно силу и подвижность, но и постоянно проводить их в соответствии

между собой. Только таким путем можно добиться эффективного использования

подвижности в суставах для достижения высокого спортивного результата .

7

1.4. Методика развития гибкости

Метод «стретчинга»

Стретчинг развивает подвижность суставов и увеличивает амплитуду движений.

Существует два типа упражнений, при выполнении которых происходит растягивание

мышц: 1) баллистический - это маховые движения руками и ногами, сгибание и разгибание

туловища; 2) статический - это когда с помощью очень медленных движений принимается

определенная поза и спортсмен удерживает её в течении 5-30 и даже 60 сек. При этом он

может напрягать растянутые мышцы (периодически или постоянно).

Именно мышца сильнее всего реагирует на растягивание, что объясняется её

анатомическим строением. Даже очень слабо растяжимая мышца в результате тренировки

быстро наращивает эластичность. Доказано, что мышцу можно растянуть по длине вдвое .

Цель любой работы на растягивание в конечном итоге состоит в повышении активной

подвижности, которую в то же время можно существенным образом развить путем

пассивного растягивания.

При растягивании мышца ведет себя не пассивно, а активно. Мышца реагирует на

раздражение, вызываемое растягиванием, некоторым напряжением, и в этом состоит ее

работа. Рефлекторное сокращение мышцы предостерегает ее от травм в результате

перерастяжения.

Наилучшая работа мышц достигается только путем оптимального мышечного

напряжения. Стретчинг способствует оптимизации мышечного тонуса, а значит и

улучшению работы мышц .

Метод многократного растягивания

Этот метод основан на свойстве мышцы растягиваться значительно больше при

многократных повторениях упражнения с постепенным увеличением размаха движений.

Пределом

оптимального

числа

повторений

является

возникновение

болевых

ощущений, которых необходимо избегать. Количество повторений упражнений меняется в

зависимости от характера и направленности упражнения на развитие подвижности в том или

ином суставе, темпа движений, возраста и пола занимающихся.

Активные динамические упражнения обычно выполняются в более высоком темпе,

чем все другие, а их дозировка существенно зависит от разрабатываемого сустава и задач

тренировки.

Но наиболее эффективно использование комплексов из нескольких активных

динамических упражнений на растягивание по 8-15 повторений каждого из них. В течение

одного учебно-тренировочного занятия может быть несколько таких серий упражнений,

выполняемых с незначительным отдыхом или вперемешку с упражнениями другой

8

направленности

(обычно

технической,

силовой

ил

скоростно-силовой).

При

этом

необходимо следить, чтобы мышцы не застывали .

Метод статического растягивания

Этот

метод

основан

на

зависимости

величины

растягивания

от

её

продолжительности. Для растягивания по этому методу сначала необходимо расслабиться,

а затем выполнить упражнение и удержать конечное положение от 5-15 сек. до нескольких

минут .

Для решения данных задач очень эффективны упражнения из Хатха-Йоги,

прошедшие многовековую практику. Эти упражнения обычно выполняются отдельными

сериями. Наибольший эффект дает ежедневное выполнение серий таких упражнений в виде

отдельных занятий. Такая тренировка обычно занимает от 30 до 60 мин .

Комплексы статистических упражнений на растягивание могут выполняться и в

пассивной форме, с партнером, постепенно преодолевая с его помощью пределы гибкости,

достигаемые при самостоятельном растягивании. Такие упражнения обычно применяют

после предварительной разминки в основной или заключительной частях занятия, а также в

форме отдельных занятий. Можно использовать как комплекс упражнений в целом, так и

отдельные упражнения .

На основе анализа литературных источников выявлено, что организм детей, а значит,

и их физические качества, в том числе и гибкость, развиваются неравномерно: то,

замедляясь, то, ускоряясь.

Таким образом, важно отметить, что систематические занятия с детьми дошкольного

возраста физическими упражнениями позитивно влияют на развитие физических качеств и

в том числе, на гибкость.

Контроль

за

уровнем

развития

физических

качеств,

включая

и

гибкость,

дошкольников позволяет дозировать физическую нагрузку на тренировочных занятиях.

2.1. Методы исследования

Для определения гибкости гимнастов нами были использованы тесты, разработанные

В.И. Ляхом, Ю.В. Менхиным, А.В. Волковым, Е.Ю. Розиным:

1.

Наклон вперед из положения сед.

Испытуемый садится на пол или скамью, упираясь ногами в стену,

наклоняет

9

туловище вперед-вниз. Преподаватель при помощи рулетки измеряет расстояние в см от груди

испытуемого до пола (скамьи).

2.

Поднимание рук вверх в положении лежа на животе.

Этот тест используется для оценки уровня гибкости плечевого пояса. Испытуемый

ложится на скамью животом, упираясь в нее подбородком, и вытягивает руки вверх. Обеими

руками он держит палку. Не отрывая подбородка от скамьи, поднимает прямые руки как

можно выше над головой. Преподаватель при помощи рулетки измеряет длину в см

воображаемого перпендикуляра от палки до скамьи.

3.

Мост из положения стоя.

Измеряется расстояние в см от пяток до кончиков пальцев рук испытуемого. Чем

меньше результат, тем лучше.

4.

Разведение ног в стороны (шпагат).

Рекомендуется два варианта. Испытуемый стремится как можно шире развести ноги:

1) в стороны; 2) вперед-назад с опорой на руки. Фиксируется результат - расстояние в см от

вершины угла, образуемого ногами, до пола. Чем меньше расстояние, тем больше гибкость.

5.

Выкрут гимнастической палки.

Для определения гибкости плечевого сустава. На отметке 0 находятся руки перед

грудью вытянутые. Резким движением вверх за спину через голову отводим палку, руки

должны находится вместе, т.е. на отметке 0, затем руки с палкой возвращаются вперед перед

грудью на исходное положение. На сколько отошли руки от положения 0 в см, записывается

как результат на гибкость.

6.

Подвижность в коленных суставах.

Испытуемый выполняет приседание с вытянутыми вперед руками или руки за

головой. О высокой подвижности в данных суставах свидетельствует полное приседание

(полное приседание 1 балл, неполное приседание 0 баллов).

7.

Подвижность в голеностопных суставах.

Тест применяется для оценки подвижности голеностопного сустава. Оборудование:

гимнастическая скамейка, рулетка. Испытуемый садится на гимнастическую скамейку, ноги

вместе, стопы параллельно стене. Испытуемый разгибает ногу в голеностопном суставе (тянет

10

носки на себя). В этот момент точкой фиксируется положение большого пальца и измеряется

расстояние в см от большого пальца до стены. Затем испытуемый сгибает ногу в

голеностопном суставе (вытягивает носки), измеряется расстояние в см от пола до большого

пальца. То же самое необходимо повторить со второй ногой.

8. Педагогический эксперимент - это метод исследования, в процессе которого

исследователь вызывает интересующие психические явления испытуемых и создает условия

необходимые и достаточные для проявления и измерения связи. Естественный эксперимент

представляет собой научно-организованный опыт проверки выдвинутой гипотезы без

нарушения учебно-воспитательного процесса. Для этого были созданы 2 группы: контрольная

и экспериментальная.

9. Методика математической обработки данных.

Полученные

данные

подверглись

математико-статистической

обработке.

Определились: среднее арифметическое, среднее квадратическое отклонение (стандартное

отклонение), стандартная ошибка средней арифметической, t расчетное для связанных и

несвязанных выборок. Для статистического анализа использовался t – критерий Стьюдента.

2.2. Организация исследования

Первый этап исследования проводился в спорткомплексе «Яр Чаллы» г. Набережные

Челны с сентября 2020 г. по октябрь 2010 г., где мы снимали исходные показатели уровня

развития гибкости гимнастов. К исследованию были привлечены

мальчики 5-6 лет

занимающиеся спортивной гимнастикой.

Экспериментальную и контрольную группу

составили гимнасты в количестве 24 человек по 12 в каждой.

На втором этапе исследования мы разработали и применили на практике методику

развития гибкости гимнастов на этапе предварительной подготовки. Эксперимент длился с

октября 2020 года по ноябрь 2020 года.

На третьем этапе исследования, который проходил в декабре 2020 года, мы повторно

сняли показатели уровня развития гибкости и составили процентное соотношение их

изменений.

В экспериментальной группе занятия проводились по предложенной нами методике

развития гибкости. В контрольной группе занятия проводились по учебно-тренировочной

программе подготовки гимнастов.

11

Приложение 1

Тестирование физической подготовленности контрольной группы (сентябрь 2020 г.)

Наклон

вперед,

см

Мост, см

Подъем

рук, см

Выкрут

палки,

см

Шпагат,

см

Подвиж

ность в

кол.суст.

Подвиж. в

гол ен. суставах

Сгибание,

см

Разгиба

ние, см

1.

21

59

7

48

18

1

6

9

2.

20

60

9

45

16

0

10

4

3.

19

58

6

44

15

0

9

8

4.

22

58

6

44

18

1

8

4

5.

17

60

8

45

19

1

7

6

6.

20

56

9

47

15

0

8

8

7.

21

60

7

44

17

0

11

5

8.

24

58

8

42

16

0

9

8

9.

19

59

5

43

15

1

12

9

10

21

59

8

48

14

1

9

7

11

14

57

5

45

16

1

11

8

12

19

59

9

47

18

0

8

8

Xср

19,3

59,9

7,3

44,8

16,04

0,55

9,00

7,00

Приложение 2

Тестирование физической подготовленности экспериментальной группы (сентябрь 2020 г.)

Наклон

вперед,

см

Мост, см

Подъем

рук, см

Выкрут

палки,

см

Шпагат,

см

Подвиж

ность в

кол.суст.

Подвиж. в

гол ен. суставах

Сгибание,

см

Разгиба

ние, см

1.

17

56

7

48

18

1

6

6

2.

19

55

6

45

16

0

9

4

3.

19

57

6

48

18

0

9

8

4.

18

54

6

49

18

1

8

4

5.

17

56

9

45

16

1

7

6

6.

17

56

6

47

15

0

8

8

12

7.

21

57

7

47

17

0

10

5

8.

20

55

8

49

16

0

9

8

9.

19

55

5

48

15

1

12

6

10

16

54

8

48

17

1

9

7

11

15

57

8

45

16

1

8

8

12

19

56

6

47

18

0

8

6

Xср

18,3

56,1

6,9

48,2

17,05

0,6

8,7

6,2

Приложение 3

Тестирование физической подготовленности контрольной группы (Декабрь 2020 г.)

Наклон

вперед,

см

Мост, см

Подъем

рук, см

Выкрут

палки,

см

Шпагат,

см

Подвиж

ность в

кол.суст.

Подвиж. в

гол ен. суставах

Сгибание,

см

Разгиба

ние, см

1.

17

57

7

44

14

1

6

8

2.

18

58

8

42

15

0

7

6

3.

19

56

9

41

13

0

5

8

4.

16

55

8

41

14

1

8

7

5.

17

57

8

42

15

1

7

9

6.

16

56

9

42

12

0

8

8

7.

17

58

7

44

13

0

6

6

8.

19

55

7

41

15

0

9

8

9.

16

56

8

42

12

1

7

9

10

15

57

8

43

14

1

8

7

11

17

55

9

44

12

1

7

8

12

15

57

9

41

14

0

8

8

Xср

17,4

56,5

8,5

42,8

14,3

0,8

7,9

7,8

13

Приложение 4

Тестирование физической подготовленности экспериментальной группы

(Декабрь 2020 г.)

Наклон

вперед,

см

Мост, см

Подъем

рук, см

Выкрут

палки,

см

Шпагат,

см

Подвиж

ность в

кол.суст.

Подвиж. в

гол ен. суставах

Сгибание,

см

Разгиба

ние, см

1.

15

51

7

40

12

1

6

8

2.

14

50

8

38

13

0

7

6

3.

16

52

9

40

11

0

5

8

4.

15

51

8

41

12

1

5

7

5.

13

53

8

39

13

1

7

7

6.

14

51

9

42

12

0

5

8

7.

13

53

7

39

11

0

6

6

8.

16

52

7

41

11

0

5

8

9.

12

51

8

42

12

1

7

7

10

13

53

8

40

13

1

6

7

11

14

52

9

40

12

1

7

8

12

14

52

9

41

11

0

6

7

Xср

14,4

52,8

9,1

40,2

12,3

0,7

6,4

7,3

2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. Частое чередование упражнений на гибкость с силовыми упражнениями в ходе

тренировочного занятия является более предпочтительным по сравнению с другими

вариантами построения занятий (включением упражнений на растягивание только в

подготовительную часть, либо включением этих упражнений а разных долях в разминку

и в конце занятия). Следовательно, частое чередование в учебно-тренировочных

занятиях гимнастов упражнений на силу и гибкость является более предпочтительным,

так как обеспечивает одновременное повышение силы и гибкости у спортсменов.

2. При сильном утомлении после выполнения больших объемов нагрузок

технической, силовой, скоростно-силовой направленности рекомендуем использовать

пассивные динамические упражнения на растягивание. В условиях сильного мышечного

14

утомления такие упражнения не только более эффективны, но и менее травматичны.

3. Комплексы пассивных упражнений лучше всего применять в конце основной

или в заключительной частях занятия, а также, в форме отдельной «восстановительной»

тренировки. После большого объема тренировочной нагрузки, например, после

длительного или темпового кросса, лучше всего выполнить 5-6 легких активных

динамических упражнений на растягивание, соблюдя при этом осторожность, чтобы не

получить травму утомленных мышц.

ВЫВОДЫ

1. Изучение литературных источников и теоретико-методический анализ специальной

научной литературы дают основание утверждать, что гибкость зависит от: строения суставов,

эластичности мышц, связок, суставных сумок, психического состояния, степени активности

растягиваемых мышц, разминки, массажа, температуры тела и среды, суточной периодики,

возраста, уровня силовой подготовленности, исходного положения тела и его частей, ритма

движения, предварительного напряжения мышц .

2. При сравнении исходного уровня показателей развития гибкости у гимнастов 5-6 лет

экспериментальной

и

контрольной

групп

до

эксперимента

существенных

различий

результаты не показали.

3. Нами разработана и экспериментально апробирована методика развития гибкости, которая

состояла из ежедневных тренировок, включающих 5 специальных комплексов упражнений на

развитие гибкости.

4. Анализ повторного исследования уровня развития гибкости у гимнастов 5-6 лет выявил,

что гимнасты экспериментальной группы во всех контрольных упражнениях показали

достоверно значимые результаты, чем гимнасты контрольной группы.

15

ЛИТЕРАТУРА

1.

Антонов, Ф.И. Развитие силовой выносливости и гибкости у гимнастов/ Ф.И. Антонов,

Теория и методика физической культуры. - 1990. - С. 12-

2.

Бормотов, А.С. Общеразвивающие упражнения для развития подвижности плечевого пояса

гимнастов / А.С. Бормотов, - Смоленск: 1999. - С.64.

3.

Гимнастика: Учеб. пособие для вые. пед. завед./М.Л. Журавин и др. - М.: Изд. центр

«Академия», 2001. - 435 с.

4.

Годик, М.А. Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность / М.А. Годик, - М.: Советский

спорт, 1991. - 96 с.

5.

Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / И.А Гуревич, - М.:

Высшая школа, 1995. - 255 с.

6.

Евсеев, Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия» / Ю.И. Евсеев Ростов

- на-Дону: Феникс, 2003. - 384 с.

7.

Елизарова, О.С. Физиологическая характеристика гимнастики: Лекция для студентов и

слушателей факультета усовершенствования/ О.С. Елизарова,. - М: ГЦОЛИФК, 2000.-30 с.

8.

Забурдяева, В.А. Развитие физических качеств у гимнасток методом круговой тренировки /

В.А.Забурдяева, В кн.: XXIII научная конференция. - Малаховка: 1999. - С. 60-63.

9.

Захаров, Е.М. Энциклопедия физической подготовки/ Е.М. Захаров, - М.: Лептос, 2004. -280 с.

10.

Зуев, Е.И. Волшебная сила растяжки / Е.И. Зуев, М.: Советский спорт, 1990. - 48 с.

16



В раздел образования