Напоминание

Групповая и парная работа на уроке - одно из основных требований ФГОС.


Автор: Головкина Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ№1 р.п.Дергачи"
Населённый пункт: р.п.Дергачи, Саратовской области
Наименование материала: статья (из опыта работы)
Тема: Групповая и парная работа на уроке - одно из основных требований ФГОС.
Раздел: начальное образование





Назад




Групповая и парная работа на уроке -одно из основных требований ФГОС

Одним из эффективных методов формирования УУД является работа в

парах, в группе. Это одно из требований ФГОС нового поколения. Но как

часто у нас бывает, новое-это хорошо забытое старое. Ещё в своё время

И.Г.Песталоцци говорил: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они

будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться

и развить собственные идеи». И я, следуя заповедям великого педагога,

стараюсь строить так свои уроки, чтобы они выполняли эту задачу.

Вовлечение детей в активную работу на уроке - важная часть моей работы

как учителя. Системно - деятельностный подход подразумевает деятельность

всех учащихся. Работа в паре – это первая ступенька к работе в группе. И

хотя, согласно ФГОС, организация отдельных УУД совместного типа (работа

в парах, микрогруппах) наиболее предпочтительна на уроках окружающего

мира, я стараюсь организовывать групповую и парную работу часто и на

других уроках.

Такая работа предполагает активное взаимодействие и сотрудничество

учеников и учителя, учеников и учеников. В самом начале разработали с

учащимися правила общения в группе, в паре. Теперь помним об этих

правилах всегда, когда проводится такая работа на уроках.

Группы на уроке создаю по желанию детей, группы создаю по своему

усмотрению, в зависимости от цели, которую ставлю перед собой. И тогда

ребёнок учится устанавливать нормальные рабочие отношения с людьми,

даже если они ему не очень нравятся (это если пара или группа создана по

случайности) .

Придерживаюсь принципа - нельзя создавать пару или группу только из

«слабых» учеников.

При парной и групповой работе дети объединены одной задачей, но

каждый может выполнять свою роль. При организации работы в парах и

группах каждый ученик мыслит, не просто «сидит на уроке», он предлагает

своё мнение. Пусть оно не всегда бывает верным. И это хорошо. Когда все

говорят одинаково правильно, что обсуждать? А в этом случае в группах

возникают споры, обсуждаются разные варианты решения, а для этого

реализуются полученные знания. А потом, в споре, рождается истина. И что

особенно важно, в процессе учебной дискуссии, учебного диалога идёт

взаимообучение.

Такие работы делают урок наиболее интересным. Человек высказался.

Он получил удовлетворение. А в моём случае, когда класс переполнен, и я

могу сегодня не услышать ребёнка на уроке, это имеет огромное значение.

Человек сказал, его услышали, его оценили. Он осознал свою значимость.

Ребёнок получил новые знания или закрепил изученные, ребёнок

реализовался. Значит, не зря он сегодня пришёл в школу.

В процессе групповой работы учащиеся тесно сотрудничают между

собой. Наблюдаю за ними, и вижу, как это влияет на развитие их речи, как у

них повышается активность мышления. Такая работа ведёт к взаимному

обогащению.

Если правильно организовать работу в парах и группах, обеспечить

достаточным количеством заданий, то даже «молчуны» заговорят. Тем

самым, начинает формироваться процесс коммуникативной компетентности.

А это важнейшее условие качественного обучения.

Парную работу использую на уроке и даже для того, чтобы помирить

поссорившихся друзей, т.к. работа в паре, группе налаживает межличностные

отношения. Она обеспечивает умственное развитие, развивает деятельность,

уверенность в себе, трудолюбие. Устанавливается психологический комфорт

в коллективе. Такая работа помогает проявить себя. Появляется

ответственность, внимательность.

Групповую и парную работу использую для формирования у детей

мотивации учения и обучения.

Групповая и парная работа - это такая учебная деятельность, в которой

развиваются индивидуальные способности каждого ребёнка, лидерские

качества, творчество.

При организации такой работы соблюдается дифференцированный

подход на уроке.

После завершения работы в паре, в группе учу детей оценивать не

только работу товарищей, но и свою работу в этом коллективе, свой вклад в

работу всей группы. Ведь каждому ребёнку необходимо формировать чувство

внутренней поддержки себя и окружающих, повышать самооценку,

формировать позитивный настрой. Разобраться в себе, своих товарищах,

уметь адекватно оценить себя и друзей – ещё и этому учит групповая, парная

работа.



В раздел образования