Напоминание

"Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"


Автор: Наталия Александровна Семенова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №18
Населённый пункт: Калуга
Наименование материала: статья
Тема: "Сказкотерапия в работе с детьми дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказкотерапия в работе с

детьми дошкольниками

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти

в действительность новыми путями, может помочь ребенку

узнать мир, может одарить его воображение

и научить критически воспринимать окружающее.

Джанни Родари

Цель сказкотерапии – активизация в человеке творческого созидающего

начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его

самосознания

Задачи:

Создать условия для развития творческого воображения, оригинальности

мышления.

Стимулировать творческое самовыражение.

Формировать позитивное отношение ребенка к своему «Я».

Оборудование: презентация; сюжетная картинка для игры «А что было

потом?»; «Чудесный мешочек» с иллюстрациями из сказок.

Если попытаться найти в информационных источниках определение

сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем,

что в различных контекстах, этот термин используют по-разному.

Сказкотерапия – означает «лечение сказкой». Как пишет Вачков И. В., сказку

используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в

сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказкотерапия как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ

воспитания у ребенка особого отношения к миру, способ передачи необходимых

моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и

преданиях, былинах и притчах.

Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания

и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного

существования навыки связной речи, фантазия, творчество. Он усваивает

основные механизмы поиска и принятия решений.

Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена

непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия,

в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая,

продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.

Поэтому определим предмет сказкотерапии как процесс воспитания

Внутреннего Ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий,

приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления

созидательной творческой силы.

В рамках сказкотерапии выделяют пять видов сказок:

К художественным сказкам мы относим сказки, созданные многовековой

мудростью народа и авторские истории. Собственно, именно это и принято

называть сказками, мифами, притчами, историями.

Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

Окружающий нас мир – живой. В любой момент все может заговорить с нами.

Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к

тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и

рукотворными вещами.

Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно,

они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для

формирования чувства принятия другого.

Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания

бодрости духа и развития стремления к лучшему.

Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может

быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и

терпения.

Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том

случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта

идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия

окружающему миру.

Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные.

Дидактические сказки создаются педагогами для “упаковки” учебного

материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические

действия и пр.) одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они

живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных

знаний. В форме дидактических сказок “подаются” учебные задания.

Алгоритм дидактической сказки-задания:

Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ

о нраве, привычках, жизни в этой стране.

Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые

сказочные персонажи (дракон, Кощей), стихийные бедствия (ураган, ливень),

тяжелое эмоциональное состояние (скучно, тоскливо, отсутствие друзей).

Обращение к ребенку. Только человек с пылким сердцем и знаниями может

все спасти. Поэтому, чтобы восстановить страну, нужно выполнить

определенное задание.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение

ребенка.

Психотерапевтические сказки. Сказки, врачующие Душу… Сказки,

раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Психотерапевтические

сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует

процесс личностного роста.

Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного

опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших

моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Отличительная

особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев.

Преимущество сказок для личности ребенка заключается в

следующем:

Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений. Самое большое, что может

«позволить себе» жанр сказки – это намек на то, как лучше поступать в той

или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить

правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно

из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-

следственные связи, существующие в этом мире.

Неопределенность места действия главного героя. «В некотором царстве,

в некотором государстве»… Нам как будто дают понять, что такая история

могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и

совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется

принять сказочную историю.

Образность языка. Главный герой в сказке – собирательный образ. Имена

главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья.

В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые

переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь,

ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом – все это

«закодировано» в образах сказки.

Кладезь мудрости. Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и

смыслов. Ребенок, слушая сказку, бессознательно выносит для себя тот смысл,

который наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек

меняется, и ту же самую сказку он может понять по-разному… Часто дети

просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку.

Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в

данный момент и помогает ему понять важные для себя вопросы. Благодаря

многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь ребенку в разные

периоды жизни решать актуальные для него проблемы.

Победа Добра. Психологическая защищенность. Признак настоящей

сказки – хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической

защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо.

Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были

нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой

стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок,

обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все

испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В

этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Наличие Тайны и Волшебства. Ореол тайны и волшебства – это качество,

свойственное волшебным сказкам. Волшебная сказка как живой организм – в

нем все дышит, в любой момент может ожить и заговорить даже камень. Эта

особенность сказки очень важна для развития психики ребенка.

Работу с детьми по сказкотерапии проводят как индивидуально, так и с

группой:

1.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Воспитатель – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии,

задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка.

Для того чтобы сказка была интересна ребенку, задела его, необходимо в

предварительной беседе выяснить его интересы и увлечения, причем, не столько

для прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных аспектов, на

которые можно опереться в процессе создания или подбора истории.

Использование темы, близкой и понятной ребенку, позволяет ему легче вжиться в

образ сказочного героя, соотнести его и свои проблемы, увидеть эффективность

выхода из сложившейся ситуации.

Одним из важных моментов этого направления является то, что в процессе

работы воспитатель следит за всеми изменениями, происходящими с ребенком,

включая малейшие изменения мимики, пантомимики, дыхания и строит свою

дальнейшую работу в соответствии с его реакцией.

Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз,

смены интонации, громкости произношения текста. Если это сказка придумана

воспитателем, то введение собственного имени ребенка или созвучное с его

именем, особенно перед тем, как будут сказаны важная фраза, информация,

которую хотелось бы запечатлеть на подсознательном уровне, просто необходимо.

2.

РАБОТА В ГРУППЕ

1) Прослушивание сказок и анализ (интерпретация). Цель – осознание,

интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой,

появлением новых героев, конструкцией сюжета. Современному ребенку мало

просто прочитать сказку, раскрасить ее героев, поговорить о сюжете. С ребенком

третьего тысячелетия необходимо осмыслять сказки, вместе искать и находить

скрытые смыслы и жизненные уроки. И в этом случае сказки никогда не уведут

ребенка от реальности. Наоборот, помогут ему стать в реальной жизни активным

созидателем. Но как это, осмыслять сказки? Как находить в них скрытые

жизненные уроки? Давайте попробуем вместе. Возьмем, к примеру, известную

всем сказку “Колобок”. ( Приложение. Анализ сказки «Колобок»)

2) Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа

детей. Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник по очереди

рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки

произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя

предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе,

ведущий может участвовать в рассказывании.

3) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После

того, как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение,

причем последний рассказчик должен закончить сказку.

4) Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу,

например: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Следующий

участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так

далее.

5) Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей

сказки. Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать

и распределяют персонажи между собой. В группах дошкольного возраста

интересно будет инсценирование сказок.

6) Рисование сказки. Сказку желательно нарисовать, слепить или представить в

виде аппликации. Рисуя или работая с цветным картоном, пластилином, ребенок

воплощает все, что его волнует, чувства и мысли. Тем самым освобождаясь от

тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

С детьми в процессе занятия можно проводить интересные литературные игры:

вставить в стихотворную строчку пропущенное слово, подобрать рифму, отгадать

загадку, сочинить загадку, вспомнить отрывок из стихотворения на заданную тему

(утро, вечер, дождь, радуга, праздник, игрушка и т. д., по прочитанному отрывку

стихотворения отгадать, кто автор и как называются стихи, и т. д. и т. п.

Для побуждения интереса детей к литературному творчеству могут быть

использованы следующие приемы:

1. Игра «Перевирание» сказок»

«Переставленная на другие рельсы», знакомая сказка заставляет ребенка

пережить ее заново. В некоторых случаях эта игра будет оказывать

оздоровительное воздействие: не бояться волка и т. п. Второй серьезный аспект

игры состоит в том, что участники ее должны интуитивно провести самый

настоящий анализ сказки.

2. Игра «Сказки «наизнанку» («Чудесный мешочек»)

Один из вариантов игры в «перевирание» сказок состоит в умышленном и более

органичном «выворачивании наизнанку» сказочной темы. Например, сказка, в

которой Красная Шапочка злая, а волк добрый.

3. Игра «А что было потом? » (Сюжетная картинка)

Детям предлагается послушать, как читает сказку воспитатель и затем всем вместе

придумать продолжение сказки.

4. Игра «Салат из сказок»

Детьми, конечно, с помощью воспитателя, придумывается сказка, в которой

взаимодействуют герои многих известных сказок.

Есть еще варианты для составления сказок, например, такие:

«Сказка – калька» – из старой сказки получается новая с различными степенями

узнаваемости или полностью перенесенная на чужую почву.

Составление сказок с заданным началом.

Составление сказки, концовка которой известна.

Составление сказок с заданным кульминационным моментом.

5. Игра «Придумай рассказ»

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком-либо или о чем-либо, затратив

на это всего одну минуту, и затем пересказать его в течение двух минут. Это

может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один

из самых древних. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не

спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из

которой становился ясным смысл поступка. Советую и вам поступать так почаще!!!



В раздел образования