Напоминание

"Словесная игра как средство для речевого развития детей дошкольного возраста"


Автор: Кешишян Карине Арутюновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г.Краснодар "Центр развития ребёнка №199 "Радужный"
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Словесная игра как средство для речевого развития детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Краснодар

«Центр – детский сад №199 «Радужный»

Методическая разработка

для работы с детьми дошкольного возраста

«Словесная игра как средство для речевого

развития детей дошкольного возраста»

Автор: Кешишян Карине Арутюновна

г. Краснодар 2021 г.

Содержание

1.

Актуальность……………………………………………………………3

2.

«Отгадай-ка»…………………………………………………………….4

3.

«Похож — не похож»………………………………………..……..…..4

4.

«Незнайкины ошибки»…………………………………………………4

5.

«Два брата»…………………………………………………….………..4

6.

«Подбери словечко»………………………………………..…………..5

7.

«Найди фишке место»………………………………………………….5

8.

«Эстафета»………………………………………………………………5

9.

«Кого позовут в гости?»…………………………………….…………6

10. «Прятки»………………………………………………………………..6

11. «Объясните, почему…»………………………………….…………….6

12. «Распутай слова»……………………………………………………….7

13. «Найди ошибку»……………………………………………………….7

14. «Нарисуй сказку»………………………………………………………8

15. «Как ты узнал»…………………………………………………………8

16. «Чего на свете не бывает?»……………………………………………8

17. «Подними цифру»……………...………………………………………8

18. «Измени слово»………………………………………………………...9

19. «Отгадай предмет по названию его частей»…………………………9

20. «Кто кем был или что чем было?»……………………………………9

21. «Закончи предложение»……………………………………………….9

2

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста:

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы

отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы

реализуем себя, как личность.

Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития

личности ребёнка дошкольного возраста.

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка.

Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать

необходимые условия:

побуждать

ребёнка

говорить,

создавать

соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И

в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые

условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют

у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют

чистоговорки,

скороговорки,

загадки

и

организовывают

звукоподражательные игры.

Речь

является

основанием

для развития всех

остальных

видов

детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской.

В

этой

связи развитие речи

ребенка становится

одной

из актуальных

проблем в деятельности педагога ДОУ.

Основные цели и задачи речевого развития:

1.

Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение

конструктивными

способами

и

средствами

взаимодействия

с

окружающими;

2.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя

речи, связной речи — диалогической и монологической форм;

формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

3

КАРТОТЕКА СЛОВЕСНЫХ ИГР

для детей 4-6 лет.

№1. «Отгадай-ка»

Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем

существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Дети должны

выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу, воспитатель кладет

камешек

на

колени

любому

играющему

(вместо

камешка

можно

использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание

предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав,

ребенок

описывает

свой

предмет

и

передает

камешек

следующему

играющему,

чтобы

тот

отгадал.

Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку.

№2. «Похож — не похож»

Цель: Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия,

сходства, узнавать предметы по описанию. Каждый задумает два предмета,

вспомнит, чем они отличаются друг от друга и чем похожи, и расскажет нам,

а мы отгадаем.

№3. «Незнайкины ошибки»

Цель: развитие

слухового

внимания,

умения

согласовывать

слова

в

предложении в винительном падеже.

Расскажите ребёнку историю о том, как Незнайка ходил в осенний лес. Ему

там так понравилось, что он поделился своими впечатлениями со своими

друзьями, но допустил в рассказе ошибки. Нужно помочь Незнайке

исправить его ошибки.

В осеннем лесу.

Я ходил в осенний лес. Там я видел серый заяц, рыжая белка, колючий ёж.

Заяц ел морковка. Белка шелушила еловая шишка. Ёж бежал по лесная

тропинка. Хорошо в осенний лес!

№4. «Два брата»

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

4

Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький.

А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было

своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У

Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища.

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их

облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше,

называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик -

кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник -

слонище.

№5. «Подбери словечко»

Цель:

расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать

прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер);

"старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка,

новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка);

"свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно).

№6. «Найди фишке место»

Цель: научить определять место заданного звука в слове (начало, середина,

конец), опираясь на громкое проговаривание.

Описание игры. Для игры понадобятся карточки, на каждой помещена

предметная картинка и схема: прямоугольник, разделённый на три части. В

правом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук. Кроме

предметных картинок заготавливают фишки по числу карточек.

№7. «Эстафета»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры. Играющие стоят в кругу. У ведущего палочка-эстафета. Он

произносит какое-нибудь слово и передаёт эстафету рядом стоящему

ребёнку. Тот должен подобрать подходящее слово- действие и быстро

передать палочку дальше. Когда эстафета вернётся к ведущему, он задаёт

новое слово, но палочку передаёт в другом направлении. Если кто-то

затрудняется назвать слово или подбирает неподходящее слово, ему дают

штрафное очко. После того как игрок набрал три штрафных очка, он выходит

из игры. Выигрывает тот, у кого в конце игры будет меньше штрафных

очков.

5

Ход игры: собака – лает, кусает, бежит, сторожит, скулит, воет; кошка –

мурлыкает, охотится, играет, дремлет, мяукает, царапается.

№8. «Кого позовут в гости»

Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух

самим ребёнком.

Ход игры. Играют четверо, у каждого играющего – какой-нибудь домик. На

столе

разложены

предметные

картинки

с

изображениями

различных

животных (по числу играющих), а также стопка карточек изображениями

вниз.

Дети

выбирают

себе

нужные

картинки

из

тех,

что

лежат

изображениями вверх, - «находят хозяина дома». Затем каждый по очереди

берет по одной карточке-картинке из стопки, называет вслух слово и

определяет, надо «позвать в свой домик в гости эту картинку или нет». Если

в слове – названии картинки, открытой ребенком, столько же звуков, сколько

в солее – «хозяине, то в гости звать нужно, и тогда играющий получает право

на дополнительные ходы до тех пор, пока встретится неподходящая

картинка. Если количество звуков другое, картинка подкладывается в конец

стопки. Выигрывает тот, кто раньше созвал своих гостей. В один набор

входит по четыре картинки с каждым количеством звуков. Картинный

материал для игры: картинки -«хозяева»: кот, волк, кабан, собака; картинки-

«гости»: три звука – оса, сом, жук, рак; четыре звука – коза, сова, бобр, крот;

пять звуков – галка, жираф, сурок, мишка; шесть звуков – корова, курица,

кролик, ворона.

№9. «Прятки»

Цель: учить понимать и правильно использовать в речи предлоги с

пространственным значением (в, на, около, перед, под).

Материал. Грузовик, мишка, мышка.

Ход игры. В гостях у детей Мишка и Мышка. Зверята стали играть в прятки.

Мишка водит, а мышка прячется. Дети закрывают глаза. Мышонок

спрятался. Дети открывают глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он,

наверняка, под машинкой. Нет. Где же он, ребята? (В кабине) И т.д.

№10. «Объясните, почему…»

Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной

связью, развитие логического мышления.

Ход

игры. Ведущий

объясняет,

что

дети

должны

будут

закончить

предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому

что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения,

главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в

6

первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки

получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

№11. «Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на

свои места. Что получится?

Предложения для игры:

1. Дымок, идёт, трубы, из.

2. Любит, медвежонок, мёд.

3. Стоят, вазе, цветы, в.

4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

№12. «Найди ошибку»

Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.

Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как

нужно исправить предложение?»

1. Зимой в саду расцвели яблоки.

2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня.

3. В ответ я киваю ему рукой.

4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям.

5. Скоро удалось мне на машине.

6. Мальчик стеклом разбил мяч.

7. После грибов будут дожди.

8. Весной луга затопили реку.

9. Снег засыпало пышным лесом

№13. «Нарисуй сказку»

7

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при

рассказывании.

Ход игры. Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью

рисунков.

Таким

образом,

ребёнок

сам

изготавливает

серию

последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка

должна быть краткой.

Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать

человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки

обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

№14. «Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая

существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им

предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его.

Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен

описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот

предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает

фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

№15. «Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-

нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто

перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение

ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с

элементами рассуждения.

№16. «Подними цифру»

Цель: научить определять количество слов в предложении на слух.

Ход игры. Ведущий произносит вслух предложение, а дети подсчитывают

количество слов и поднимают соответствующую цифру. Первоначально для

анализа используются предложения без предлогов и союзов.

Предложения для игры:

1. Алеша спит.

2. Петя кормит кур.

8

3. Врач лечит больного ребёнка.

4. Мама купила Наташе красивую куклу.

5. Сильный спортсмен легко поднял тяжёлую штангу.

№17. «Измени слово»

Цель: развитие речи, слухового внимания.

Теленок — телята, много телят;

поросенок — поросята, много поросят;

жеребенок — жеребята, много жеребят;

щенок

щенки,

много

щенят;

зайчонок — зайчата, много зайчат.

№18. «Отгадай предмет по названиям его частей»

Цель:

активизация

словаря,

закрепление

названий

знакомых

предметов. Ход игры: - дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля) - голова,

туловище, лапы, крылья (птица) -лапы, туловище, шерсть, когти (……….) -

ноги, копыта, туловище, рога (……….) -корни, ствол, ветки, листья(дерево).

№19. «Кто кем был или что чем было»

Цель:

активизация словаря и расширение знаний об окружающем

цыплѐнок (яйцом), лошадь рыба (икринкой), (жеребѐнком), шкаф (доской),

лягушка (головастиком), хлеб (мукой), бабочка (гусеницей), велосипед

(железом), ботинки (кожей), свитер (шерстью) и т. Д. рубашка (тканью).

№20. "Закончи предложение"

Цель:

употребление

сложноподчинённых

предложений

Мама

положила хлеб... куда? ( в хлебницу) . Брат насыпал сахар... куда? ( в

сахарницу) . Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в

салатницу) . Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу) .

Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела) . Мы включили

обогреватели, потому что... (стало холодно) . Я не хочу спать, потому что...

( ещё рано) . Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода). Мама

пошла на рынок, чтобы... (купить продукты) . Кошка забралась на дерево,

чтобы...(спастись то собаки).

9



В раздел образования