Автор: Хобта Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ МО г.Краснодар
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развитие и формирование патриотических чувств у дошкольников через реализацию кубанских игр»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Краснодар
«Центр – детский сад №199»
Методическая разработка
для работы с детьми дошкольного возраста
«Развитие и формирование патриотических чувств
у дошкольников через реализацию кубанских игр»
Автор: Хобта Наталья Викторовна
г. Краснодар 2021 г.
Содержание
1.
Актуальность………………………………………………………..……...3
2.
«Кауны»……………………………………………………………………4
3.
«Горящий пень»…………………………………………………………..4
4.
«Тополек»…………………………………………………………………4
5.
«Заюшка»………………………………………………………………….5
6.
«Мышка»………………………………………………………………….5
7.
«Кубанка»…………………………………………………………………..5
8.
«Утка»……………………………………………………………………….5
9.
«Малечена - Калечена»……………………………………………………6
10. «Подсолнухи»…………………………………………………………….6
11. «Мельница»………………………………………………………………..6
12.
«Петушок»…………………………………………………………………7
13.
«Стадо»……………………………………………………………………7
14.
«Завивайся плетень»………………………………………………………7
15. «Заря-заряница»………………………………………….. ……………..8
16. «Хлибчик»………………………………………………………………..8
17. «Плетень»………………………………………………………………….8
18. «Кривой петух»…………………………………………………………..9
2
Вместе с возрождением казачества на Кубани возобновился и интерес к
его традиционному образу жизни, веками ковавшему из обычных людей
российскую элиту. Тренировать тело и дух кубанские казаки начинали едва
ли не с пеленок, и даже самые ранние детские игры учили их быть сильными,
ловкими, волевыми, справедливыми.
Народные игры являются
неотъемлемой
частью
патриотического,
художественного
и
физического
воспитания
дошкольников.
Радость
движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется
устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного
края,
создается
эмоционально
положительная
основа
для
развития
патриотических чувств.
Народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными
средствами представляет собой основу начального этапа формирования
гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное
богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Смех, азарт, радость от победы! Никто не думает о том, что игры -
прекрасная, мощная тренировка, а между тем у казачат развивается и сила, и
выносливость, и умение балансировать, и многое, и многое другое, что потом
выручало казака в бою.
Цель: донести до потомков национальный колорит обычаев, образ жизни
людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости,
мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и
красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку,
находчивость, волю и стремление к победе.
Задачи:
-уметь играть в обрядовые и подвижные игры кубанского казачества;
-
бережно
относиться
своей
малой
родине,
к
прошлому
и
настоящему Кубани, к памятникам культуры и искусства;
- знать традиции казачества;
- быть наблюдательными, активными, прилежными, добросовестными,
трудолюбивыми, отзывчивыми;
-уметь использовать игры в условиях соревновательной деятельности и
казачьих праздников.
3
КАРТОТЕКА КУБАНСКИХ ИГР
1.
«Кауны»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
На одном конце площадки проводится черта - это «бахча». За чертой на
расстоянии 2-3 шагов от нее «шалаш сторожа». На противоположной стороне
площадки обозначается «дом детей». Выбирается сторож. Когда «сторож»
засыпает, дети направляются к бахче со словами:
«Крадем, крадем кауны, деда не боимся
Дед нас палкой - мы его каталкой».
Сторож просыпается, дети бегут «домой»,
а он их догоняет. Пойманного сторож
отводит в сторону шалаша.
2.
«Горящий пень»
Цель: развивать ловкость, умение менять направление, убегая от водящего.
Ход игры.
На определенном месте стоит ребенок, изображая собою «пень». Сзади
него становятся дети парами, взявшись за руки. «Горящий пень» громко
произносит: «Горю - горю пень».
При последних словах, пара разрывает руки и бежит с двух сторон пня к
определенному месту, где она снова соединяется.
«Пень» тоже срывается с места
и старается поймать кого-либо
из бегущих.
3.
«Тополек»
Цель: действовать в соответствии с правилами.
Ход игры.
В игре участвуют: ведущий - «тополь», 3 игрока - «ветры», остальные -
«пушинки», В центре площадки в кругу диаметром 2 м. стоит ведущий -
«тополь», «пушинки», за кругом. Ведущий (тополь):
4
«На Кубань пришла весна, распушила тополя. Тополиный пух кружится,
но на землю не ложится. Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!»
После этих слов налетают «ветры» и ловят «пушинки», те устремляются в
круг
к
«тополю».
Пойманные
«пушинки»
становятся
«ветрами».
Выигрывают те, кто остался возле тополя.
4.
«Заюшка»
Цель: совершенствовать силовые качества, ловкость.
Ход игры.
Дети образуют круг, внутри круга находится водящий - «заюшка».
Играющие, взявшись за руки двигаются по кругу, произнося слова:
«Ишов заюшка по воду, тай вдарився чолом об воду.
Котры булы в батюшки, котры булы в матушки.
По базари ходилы и ножки томилы.
То в ти, то в ти ворота, а ворота позамыкани,
Жовтим писком позасыпани».
«Заюшка» медленно передвигаясь по кругу, старается неожиданно вырваться
из круга. Если это удается, играющие его ловят. Игрок, поймавший
водящего, сам становится «заюшкой».
5.
«Мышка»
Цель: развивать ловкость, быстроту.
Ход игры.
Число играющих – пять, из которых четверо становятся по углам и
постоянно меняются местами, а пятая - мышка, стоит посередине площадки и
выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его.
Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла,
становится мышкой.
6.
«Кубанка»
Цель: развивать быстроту реакции.
Ход игры.
1 вариант: участники стоят по кругу в головных уборах - кубанках. По
сигналу: «Раз, два, три - бросай! » все подбрасывают кубанки вверх - «чья
выше подлетит». Побеждает тот, чья кубанка упадет позже всех. Не
учитывается тот, кто бросил позже других.
2 вариант: все сидят по кругу, кубанки надеты через одного. Под музыку
дети быстро снимают с себя кубанку и надевают соседу (по часовой стрелке).
Музыка останавливается - игра прекращается. Выигрывает тот, у кого на
голове нет кубанки.
7.
«Утка»
Цель: развивать ловкость.
Ход игры.
Играющие становятся в круг.
Считалкой выбирается «селезень» и «утка».
5
Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом, взявшись за
руки поют:
«Утка киря, по полю лета, поспивай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бо
мало дити пищать,
Исти хотять!»
При этом утку свободно пропускают из круга в круг, а селезня стараются
задержать.
8.
«Малечена - Калечена»
Цель: развивать равновесие, мелкую моторику рук.
Ход игры.
Выбирается ведущий. Все игроки берут в руки небольшую палочку длиной
20-30 см и встают как можно дальше друг от друга, произнося слова:
«Малена - Калена, сколько часов осталось
До вечера, до зимнего?»
После слов «до зимнего» дети ставят палочку на ладонь. Как только дети
поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три ... десять!».
Выигрывает тот, кто дольше продержит палочку
9.
«Подсолнухи»
Цель: развивать наблюдательность.
Ход игры.
Игроки
-
«подсолнухи»
стоят
врассыпную.
Один
-
земледелец,
он
запоминает, кто где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит,
подсолнухи меняются местами. По возвращению земледельца ведущий
произносит считалку, тот в свою очередь, по окончании слов должен
отгадать, кто где стоял:
«Солнце светит, дождь идет,
Семечко растет, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Земледелец не зевай, перемены отгадай!»
10.«Мельница»
Цель: развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры.
6
Играющие встают в круг, и каждый, не сходя с места, кружится,
проговаривая слова:
«Мели, мели, мельница! Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай, и в мешочки набивай!
Крутись, крутись, жернов, съеден хлеб наш черный,
Съеден белый хлебик, мели новый, мельник!»
На последнем слове дети должны
остановиться, удерживая равновесие и не шевелиться. Кто не справится с
заданием, выходит из игры. Игра повторяется
11.«Петушок»
Цель: развивать внимание.
Ход игры.
Все дети сидят,
ведущий считалкой удаляет одного игрока,
он становится ко всем спиной. Среди оставшихся участников игры ведущий
жестом назначает «Петушка».
Ведущий говорит:
«Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спевает, Спать мешает казаку и
кричит… .»
Петушок (назначенный ребенок) кричит:
«Ку-ка-ре-ку!»
Водящий отгадывает, кто кричал.
12.«Стадо»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
Играющие выбирают пастуха и волка,
все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец - два дома на
противоположных концах площадки.
Овцы громко зовут пастуха:
«Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!
Трава мягкая, роса сладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле!»
Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, щиплют травку. По сигналу:
«Волк!» все овцы бегут в дом
на противоположную сторону площадки.
Кого волк поймал, тот выходит из игры.
13.«Завивайся плетень»
7
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
Играющие делятся на 2 равные по силам команды: «зайцы» и «плетень».
«Плетень», взявшись за руки находится в коридоре шириной 10-15 м. Зайцы
находятся на одном из концов площадки.
Дети - «плетень» читают:
«Заяц, заяц не войдет в наш зеленый огород!
Плетень, заплетайся, зайцы лезут, спасайся!»
При последнем слове зайцы стараются перебежать на другую сторону
площадки, разрывая «плетень» или подлезая под руками играющих.
Пойманные «зайцы» выходят из игры.
14.«Заря-заряница»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
Дети встают в круг. Считалкой выбирается Заря: «Тара-бара, домой пора,
коров доить - тебе водить». Заря ходит за кругом с лентой в руках, а дети,
взявшись за руки, идут по кругу в противоположную сторону и поют: «Заря-
заряница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила. Ключи золотые,
ленты голубые, кольца обвитые - за водой пошла!»
С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из
играющих. Тот быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по
кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
15.«Хлибчик»
Цель: развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
Дети делятся на пары. Ведущий - «хлибчик» (без пары) становится на
некотором расстоянии от детей. Он громко произносит: «Пеку, пеку
хлибчик»!
Дети: «А выпечешь?» Ведущий: «Выпеку!»
Дети: «А убежишь?» Ведущий: «Посмотрю!»
С этими словами дети и «хлибчик» бегают врассыпную по площадке. На
команду педагога: «Пара!» - быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот
ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется.
16.«Плетень»
Цель: развивать ориентировку в пространстве.
Ход игры.
8
Играющие стоят шеренгами у четырех стен комнаты, взявшись за руки крест-
накрест. Дети первой, затем второй, третьей и четвертой шеренги подходят к
стоящим напротив и кланяются, отходя спиной на свое место. По сигналу
(свисток) играющие разбегаются по всей комнате, выполняя определенные
движения под звуки бубна.
При остановке музыки все бегут на свои места, строятся шеренгами,
взявшись за руки крест- накрест. Выигрывает шеренга, построившаяся
первой.
17.«Кривой петух»
Дети стоят по кругу. Один в центре с завязанными глазами - «петух».
Дети спрашивают, «петух» отвечает:
«Кривой петух, на чем стоишь?» (На иголочках).
«А как тебе, не колко?» (На подковочках).
Дети идут по кругу и поют:
«Ступай в кут, там блины пекут,
Там блины пекут, тебе блин дадут».
Ребенок - «петух» стучит ногой об пол (3 раза).
Дети: «Кто там?» (Это я, Тарас).
Дети: «Лови нас, не открывая глаз».
Пойманного «петух» должен угадать.
Угаданный становится «петухом».
9