Автор: Скачкова Вера Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Васильево-Шамшевская СОШ №8
Населённый пункт: с. Васильево-Шамшево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Система оценивания предметных результатов в 1 классе"
Раздел: начальное образование
Система оценивания предметных результатов 1 класс
Русский язык
При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку
необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений
и навыков по орфографии, сформированность устной речи.
Критерии и нормы оценки при списывании:
• Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с
правильной каллиграфией, допускается 1-2 негрубых недочета.
• Среднему уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-
З существенных недочета (несоблюдение наклона, равного расстояния между
буквами, словами, несоблюдение пропорций буки по высоте и ширине и др.)
и 1-2 негрубых недочета.
• Низкому уровню развития навыка соответствует письмо, которое в целом
не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное,
неразборчивое, с помарками.
К числу негрубых недочетов относятся:
а) частичные искажения формы букв;
б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;
в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;
г) выход за линию рабочей строки, недописывание до нее;
д) крупное и мелкое письмо;
е) отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между
буквами и словами.
Критерии и нормы оценки при написании диктанта
• Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии
соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и по предыдущему
материалу.
• Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии
соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы
не содержат более 5-7 недочетов.
• Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии
соответствует письмо, в котором число ошибок и недочетов больше 6.
Критерии оценки грамматических заданий
Высокий уровень - Все задания выполнены правильно.
Средний уровень - Выполнено не менее половины заданий.
Низкий уровень - Не выполнено более половины заданий.
Критерии и нормы оценки при написании словарного
диктанта (10 слов)
Высокий уровень- безошибочное выполнение работы.
Средний уровень- 1 -2 ошибка, 1 исправление.
Низкий уровень - От 3 и более ошибок.
Критерии оценки при выполнении проверочной работы творческого
характера
Критерии оценки за раскрытие темы:
Высокий уровень– логически последовательно раскрыта тема.
Средний уровень – незначительно нарушена последовательность изложения
мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые
неточности, имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные
нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3
предложений, беден словарь.
Низкий уровень– имеются значительные отступления от темы, пропуск
важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена
последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями,
отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Критерии оценки за соблюдение орфографических и пунктуационных
норм в проверочной работе творческого характера
Высокий уровень – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1
исправление.
Средний уровень – имеются 1-5 орфографических ошибок и допущено 1
исправление.
Низкий уровень– имеются 6 и более орфографических ошибок и 1-2
исправления.
Математика
При определении уровня развития умений и навыков по математике
необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных
навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться
в простейших геометрических понятиях.
Система оценивания устных вычислительных навыков
•
Высокому
уровню
развития
устных
вычислительных
навыков
соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение
самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и
достаточно быстро.
•
Среднему
уровню
развития
устных
вычислительных
навыков
соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в
формулировках, не всегда использует рациональные приемы вычислений.
• Низкому
уровню
развития
устных
вычислительных
навыков
соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей
части программного материала.
Система
оценивания
письменных
вычислительных
навыков
(проверочные работы) При оценивании проверочных и контрольных работ
используется % уровни усвоения учебного материала:
•
Высокому
уровню
развития
письменных
вычислительных
навыков
соответствуют работы, выполненные безошибочно. 91-100%
•
Среднему
уровню
развития
письменных
вычислительных
навыков
соответствуют работы, в которых допущено не более трёх грубых ошибок.-
90%-50%.
• Низкому
уровню
развития
письменных
вычислительных
навыков
соответствуют работы, в которых ученик допускает более трёх грубых
ошибок. 40%-0%
Система оценивания при решении задач
• Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют
работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно
решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно
сформулировать ответ на вопрос задачи).
• Среднему уровню сформированности умения решать задачи соответствуют
работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в
формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но
исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно
быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.
• Низкому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют
работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и
вычислениями в них даже с помощью учителя, допускает две и более грубых
ошибки.
Система оценивания при умении ориентироваться в геометрических
понятиях
•
Высокому
уровню
сформированности
умения
ориентироваться
в
геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические
фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок,
ломаная,
угол,
треугольник,
многоугольник,
прямоугольник,
квадрат),
распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку,
угольник, циркуль.
• Среднему уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях
соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но
при этом ученик допускает неточности в определении существенных
признаков фигур.
• Низким уровнем умения ориентироваться в геометрических понятиях не
соответствующие указанным требованиям.
Каждый школьник должен успешно выполнить все проверочные и
контрольные
работы
по
предмету « Математика»,
это
является
свидетельством усвоения курса « Математика» за 1-й класс.
Литературное чтение
При определении уровня развития умений и навыков по чтению
необходимо прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так
же способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение
речевыми навыками и умениями работать с текстом.
Высокому уровню развития навыка чтения соответствуют плавный
слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 25-30 слов в минуту
(на
конец
учебного
года),
понимание
значения
отдельных
слов
и
предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в
тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.
Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой
способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения
20-25 слов в минуту (на конец учебного года). Обучающийся не может
понять отдельные слова при общем понимании прочитанного, умеет
выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения,
подтверждающие эту мысль.
Низкому уровню развития навыка чтения соответствуют чтение по
буквам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и четкости
произношения,
непонимание
общего
смысла
прочитанного
текста,
неправильные ответы на вопросы по содержанию.
Критериями оценки сформированности устной речи являются:
а) полнота и правильность ответа;
б) степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
в) последовательность изложения;
г) культура речи.
Высокому уровню
развития устной речи соответствуют полные,
правильные, связанные, последовательные ответы ученика без недочетов или
допускается не более одной неточности в речи.
Среднему уровню
развития устной речи соответствуют ответы,
близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но
ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов.
Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если
ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает
неполно, по наводящим вопросам затрудняется самостоятельно подтвердить
правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и
предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает
материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в
употреблении слов и построении словосочетаний или предложений.
Критерии оценки
при выполнении
проверочной
работы по
предмету «Литературное чтение».
При оценивании проверочных работ используется
% уровни усвоения
учебного материала:
• Высокому уровню развития учебно-практических навыков соответствуют
работы, выполненные безошибочно. - 100%
• Среднему уровню развития учебно-практических навыков соответствуют
работы, в которых допущено не более двух - трёх ошибок.- 90%-50%.
• Низкому уровню развития учебно-практических навыков соответствуют
работы, в которых ученик допускает более трёх ошибок. - 40%-0%
Как проверить технику чтения?
Техника чтения включает в себя несколько элементов, а именно:
осознанность чтения (понимание ребенком того, о чем прочитал);
скорость чтения (характеризуется количеством слов, прочитанных за
определенный промежуток времени);
способ чтения (читает ребенок по слогам или целыми словами);
выразительность чтения (проявляется в использовании пауз,
нахождении нужной интонации, верной постановке ударения);
правильность чтения (выражается в том, что ученик избегает, или
наоборот, допускает ошибки).
Так, скорость чтения представляет собой лишь отдельную
составляющую техники чтения.
Одним из вопросов, интересующих родителей является: зачем
проверять технику чтения у детей? Технику чтения в начальных классах
нужно проверять более двух раз в год. Делать это следует для того, чтобы
следить за динамикой формирования навыка чтения — такова цель проверки
техники чтения.
Как выбрать текст для проверки техники чтения?
Для проверки техники чтения, подбираются специальные тексты,
согласно рекомендациям методистов. Текст должен быть незнаком ребенку,
но
понятен.
Предложения
должны
быть
короткими,
без
каких-либо
усложняющих конструкций или знаков.
Лучше, если текст для проверки чтения будет без иллюстраций и
диалогов, чтобы дети во время чтения не отвлекались. Текст должен быть
размещен на одной странице.
Перед началом проверки следует настроить ребенка на спокойное
чтение, чтобы он не волновался и не переживал. Во время чтения текста,
нельзя прерывать ребенка, исправлять ошибки. После завершения чтения,
нужно вернуться к тем словам, которые вызвали затруднение или были
прочитаны неправильно и попросить ребенка снова их прочитать. В процессе
чтения первоклассник должен следить по тексту пальцем, чтобы не потерять
строчку.
Для проверки осознанности чтения, необходимо задать несколько
вопросов по тексту. Если ребенок переволновался и во время проверки часто
запинается, голос его срывается, то следует перенести проверку техники
чтения на другое время и организовать проверку в форме игры.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ
В 1 классе техника чтения проверяется особенно тщательно.
1 полугодие
Чтение должно быть плавным слоговым, осознанным и правильным, с
четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения—25-30 слов в минуту.
2 полугодие
Ребенок читает целыми словами правильно, осознанно. Слова со сложным
слоговым строением прочитываются по слогам.
Темп чтения — 30-40 слов в минуту.
ОЦЕНИВАНИЕ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ ПО НОРМАТИВАМ ФГОС
Оценка
1 полугодие
2 полугодие
«Просто чудо!»
Более 20 слов
Более 40 слов
«Это здорово!»
16-20 слов
31-40 слов
«Замечательно»
10-15 слов
25-30 слов
«Эх, маловато»
Менее 10 слов
Менее 25 слов
КАК ТРЕНИРОВАТЬ ТЕХНИКУ ЧТЕНИЯ
Развивать технику чтения можно с помощью специальных игр. Вот
некоторые из них:
Жужжащее чтение.
Ежедневное чтение на уроке, когда все ученики читают вполголоса в течение
5 минут.
Чтение перед сном.
Многократное чтение текста. Суть такого упражнения заключается в
следующем: ученики читают одновременно текст, но каждый в своем темпе.
По истечении минуты учитель останавливает ребят, и они примечают слово,
до которого дочитали. Далее педагог просит прочитать детям текст
орфографически. Затем, повторное прочтение этого же отрывка предполагает
чтение орфоэпическое (как говорим). И снова ребята примечают слово, до
которого они дочитали и сравнивают с предыдущим результатом.
Чтение наоборот. Такой способ предполагает чтение слов не слева направо,
а справа налево. Такое чтение полезно, так как регулярно тренирует ребенка
в слиянии букв и чтении слов без напряжения.
Вершки да корешки.
Ребятам предлагается прочитать слова, закрывая
длинной непрозрачной линейкой верхнюю или нижнюю половину букв.
На доске записано много слов. Ребята должны найти то слово, которое
назовет учитель.
Самозамер чтения. В конце урока оставлять несколько минут для того,
чтобы произвести самозамер чтения и записать результаты в специальный
дневник.
Чтение «вверх ногами». Дети с удовольствием почитают текст в книжке,
которую будут держать «вверх ногами».