Автор: Вавина Вера Константиновна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Ханты - Мансийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Лего - конструирование - как фактор развития одаренности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Лего – конструирование - как фактор развития одаренности
детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Вавина Вера Константиновна
Многие современные педагоги и ученые прошлых лет считают, что
познавательный интерес - это преобладающий показатель развития
одаренности детей в дошкольном возрасте.
Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные,
простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того
не замечая,
обучаются. Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры.
Программа по лего – конструированию включает занятия, на которых
используются различные формы организации обучения дошкольников
конструкторским навыкам.
Конструирование по образцу. Детям предлагают образец постройки и
показывают способ, как его воспроизвести. Это прямая передача готовых
знаний и способа действий, основанных на подражании. Конструирование по
образцу является важным обучающим этапом, обеспечивающий переход детей
к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют
модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Таким
образом, детям предлагают определенную задачу, но не дают способа ее
решения. Постановка таких задач перед дошкольниками – достаточно
эффективное средство активизации их мышления.
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки,
рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым
постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают
практическое ее назначение. В процессе такого конструирования у детей
формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа
строить практическую деятельность достаточно сложной структуры
Конструирование по схеме. В результате такого обучения у детей
формируется мышление и познавательные способности, развиваются
инженерные способности, прививается технический интерес.
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для
развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они
сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма позволяет
самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные
ранее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику
конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают
материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по
заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.
Если деятельность дошкольника находится в зоне оптимальной
трудности, то есть на пределе возможностей, то она развивает его способности,
максимально используя зону потенциального развития. Деятельность,
которая находится в рамках, не достигающих оптимальной зоны трудностей,
гораздо меньше развивает способности ребенка. Из вышеизложенного следует
сделать вывод.
Если конструирование очень простое для ребенка, то оно всего
лишь реализует, использует те способности ребенка, которые у него
уже есть;
Если задание слишком сложное, практически невыполнимое для
ребенка, то это тоже не формирует новые умения и навыки.
Поэтому необходимо поддерживать интерес ребенка к конструированию
с помощью мотивации, что превращает цель деятельности в актуальную
потребность.
Разнообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с
обучающимися разного возраста и различных образовательных
возможностей.
Для детей от 1 до 3 лет используют мягкие кирпичики и набор Дупло
С детьми 3-4 лет используются LEGO - наборы, преимущественно
крупного размера, имеющие несложные соединения деталей.
На первом этапе необходимо провести знакомство с лего -деталями.
Далее научить детей классифицировать элементы конструктора, показать
варианты скрепления, совмещения, пространственного расположения
деталей. Дети в этом возрасте должны уметь выполнять словесные
инструкции педагога в процессе действия с лего - конструктором.
Определенная постройка может быть не всегда результатом продуктивной
(конструктивной) деятельности на этом этапе.
На втором этапе, акцентируя внимание детей на процессе
конструирования, необходимо формировать у них умение выделять в
предметах пространственные характеристики: "высокая башенка - низкая
башенка", "толстый кирпичик - тонкая пластинка", а также цвет деталей,
построек (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый) и
форму (квадрат, прямоугольник).
Конструирование детьми 3-4 лет осуществляется по образцу педагога,
по теме. Организовывая продуктивную (конструктивную) деятельность с
дошкольниками по принципу возрастной адекватности, можно провести
развивающие игры такого характера, как «Разложи по цвету детали
конструктора», «Найди деталь такого же цвета, как у меня на карточке»,
«Найди по описанию деталь конструктора», «Передай по кругу деталь такой
формы и такого цвета» и др.
Результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на втором
этапе будет несложная лего - постройка (герой или неодушевленный предмет).
Конечно, любая лего - постройка должна обыгрываться. Чаще всего она
может служить началом сюжетно-ролевой игры. Обыгрывание лего -
постройки будет способствовать формированию у детей субъектной позиции и
творчества.
С детьми 4-5 лет в процессе продуктивной (конструктивной)
деятельности работа с лего - конструктором усложняется. Используются
конструкторы среднего размера, с усложняющимися соединениями деталей. В
этом возрасте детям уже можно предложить карточки с цветным
изображением будущей постройки, по которым они должны ее выполнить, что
способствует развитию мышления у детей. Также дети могут конструировать
по теме, по образцу, по замыслу, по простейшим условиям. Актуальными
будут игры: “Найди такой же”, “Угадай на ощупь”, “Строим башню”,
“Разные дорожки”, “Забор” и т.д.
В старшем дошкольном возрасте используются самые разнообразные
виды лего-конструкторов (от крупных с несложным соединением деталей до
более мелких с усложненной степенью соединения деталей). В силу
возрастных особенностей детей этого возраста можно использовать
графические задания, усложненные схемы и модели будущих построек,
конструирование по условиям, по замыслу, по теме.
Дети 5-7 лет в лего - играх более самостоятельны. Они могут брать на
себя роль ведущего, самостоятельно распределять роли. Поэтому им доступны
коллективные игры разного характера «Чья команда быстрее построит…»,
«Строим лего - постройку по схеме» и др. У детей этого возраста необходимо
развивать чувство коллективизма, мышление, умение работать по карточкам,
схемам, моделями индивидуально, в паре, обогащать содержание сюжетно-
ролевых игр на основе созданных построек.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с программируемыми
мини-роботами «Умная пчела». Используют в образовательной деятельности
интерактивное оборудование, микроскопы, фотоаппараты, видеокамеры.
Воспитательная и развивающая деятельность с конструкторами LEGO
способствует развитию пространственного мышления, математических
способностей, развитию речи. Еще одним важным направлением развития
одаренности детей в ДОУ является формирование и развитие художественно-
эстетических навыков.
Одна из главных целей лего - конструирования - научить детей
работать вместе и эффективно. Ведь сегодня совместное освоение знаний и
развитие умений, а также интерактивное взаимодействие востребовано как
никогда раньше. Во время групповой работы дети не просто общаются, они
обмениваются советами, как закрепить детали, обмениваются деталями, а
также могут объединить свои модели для создания общей масштабной
конструкции.
Роль родителей также важна в развитии одаренности дошкольников.
Лего - конструирование существенно влияет на развитие одаренности
детей и способствует выявлению их талантов. В детском саду проводятся
тематические конкурсы по конструированию из LEGO: дети вместе со
взрослыми (родителями, воспитателями и руководителем кружка) создают
конструкции на определенную тему (День округа, например. Ребята из кружка
по лего – конструированию «LEGO – мастера» смоделировали конструкцию
«Моя ЮГРА», в которой очень ярко был отражен колорит быта и жизни
малых народов Севера ханты и манси. Коллективная работа была отмечена
дипломом на Окружном конкурсе «Северное сияние»). Дети с большим
интересом рассказывают потом, что они сделали, как возникла идея и т.п.
Родителям полезно посещать открытые мероприятия, где бы они могли
увидеть, как именно организуются занятия по конструированию из LEGO, как
они могут помочь своему ребенку в создании и программировании моделей.
Также они смогут получить консультацию педагога, либо они сами могут
порекомендовать, как улучшить модель. Ребенок прирожденный конструктор,
изобретатель и исследователь
LEGO-конструирование и робототехника - это прекрасная возможность
для внедрения информационных технологий в образовательный процесс в
ДОУ.
Дети развиваются всесторонне в непринужденной обстановке, у них
возникает познавательный интерес, наблюдательность, креативность, что
способствует развитию задатков одаренности.