Напоминание

Консультация для родителей "Лего - конструирование - как фактор развития одаренности детей дошкольного возраста"


Автор: Вавина Вера Константиновна
Должность: Воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23 "Брусничка"
Населённый пункт: г. Ханты - Мансийск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для родителей "Лего - конструирование - как фактор развития одаренности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Лего – конструирование - как фактор развития одаренности

детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Вавина Вера Константиновна

Многие современные педагоги и ученые прошлых лет считают, что

познавательный интерес - это преобладающий показатель развития

одаренности детей в дошкольном возрасте.

Применяя конструктор, мы ставим перед воспитанниками понятные,

простые и увлекательные задачи, достигая которых они, сами того

не замечая,

обучаются. Дети всего мира могут общаться на одном языке – языке игры.

Программа по лего – конструированию включает занятия, на которых

используются различные формы организации обучения дошкольников

конструкторским навыкам.

Конструирование по образцу. Детям предлагают образец постройки и

показывают способ, как его воспроизвести. Это прямая передача готовых

знаний и способа действий, основанных на подражании. Конструирование по

образцу является важным обучающим этапом, обеспечивающий переход детей

к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют

модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Таким

образом, детям предлагают определенную задачу, но не дают способа ее

решения. Постановка таких задач перед дошкольниками – достаточно

эффективное средство активизации их мышления.

Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки,

рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым

постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают

практическое ее назначение. В процессе такого конструирования у детей

формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа

строить практическую деятельность достаточно сложной структуры

Конструирование по схеме. В результате такого обучения у детей

формируется мышление и познавательные способности, развиваются

инженерные способности, прививается технический интерес.

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для

развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они

сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма позволяет

самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные

ранее.

Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику

конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают

материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по

заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.

Если деятельность дошкольника находится в зоне оптимальной

трудности, то есть на пределе возможностей, то она развивает его способности,

максимально используя зону потенциального развития. Деятельность,

которая находится в рамках, не достигающих оптимальной зоны трудностей,

гораздо меньше развивает способности ребенка. Из вышеизложенного следует

сделать вывод.

Если конструирование очень простое для ребенка, то оно всего

лишь реализует, использует те способности ребенка, которые у него

уже есть;

Если задание слишком сложное, практически невыполнимое для

ребенка, то это тоже не формирует новые умения и навыки.

Поэтому необходимо поддерживать интерес ребенка к конструированию

с помощью мотивации, что превращает цель деятельности в актуальную

потребность.

Разнообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с

обучающимися разного возраста и различных образовательных

возможностей.

Для детей от 1 до 3 лет используют мягкие кирпичики и набор Дупло

С детьми 3-4 лет используются LEGO - наборы, преимущественно

крупного размера, имеющие несложные соединения деталей.

На первом этапе необходимо провести знакомство с лего -деталями.

Далее научить детей классифицировать элементы конструктора, показать

варианты скрепления, совмещения, пространственного расположения

деталей. Дети в этом возрасте должны уметь выполнять словесные

инструкции педагога в процессе действия с лего - конструктором.

Определенная постройка может быть не всегда результатом продуктивной

(конструктивной) деятельности на этом этапе.

На втором этапе, акцентируя внимание детей на процессе

конструирования, необходимо формировать у них умение выделять в

предметах пространственные характеристики: "высокая башенка - низкая

башенка", "толстый кирпичик - тонкая пластинка", а также цвет деталей,

построек (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый) и

форму (квадрат, прямоугольник).

Конструирование детьми 3-4 лет осуществляется по образцу педагога,

по теме. Организовывая продуктивную (конструктивную) деятельность с

дошкольниками по принципу возрастной адекватности, можно провести

развивающие игры такого характера, как «Разложи по цвету детали

конструктора», «Найди деталь такого же цвета, как у меня на карточке»,

«Найди по описанию деталь конструктора», «Передай по кругу деталь такой

формы и такого цвета» и др.

Результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на втором

этапе будет несложная лего - постройка (герой или неодушевленный предмет).

Конечно, любая лего - постройка должна обыгрываться. Чаще всего она

может служить началом сюжетно-ролевой игры. Обыгрывание лего -

постройки будет способствовать формированию у детей субъектной позиции и

творчества.

С детьми 4-5 лет в процессе продуктивной (конструктивной)

деятельности работа с лего - конструктором усложняется. Используются

конструкторы среднего размера, с усложняющимися соединениями деталей. В

этом возрасте детям уже можно предложить карточки с цветным

изображением будущей постройки, по которым они должны ее выполнить, что

способствует развитию мышления у детей. Также дети могут конструировать

по теме, по образцу, по замыслу, по простейшим условиям. Актуальными

будут игры: “Найди такой же”, “Угадай на ощупь”, “Строим башню”,

“Разные дорожки”, “Забор” и т.д.

В старшем дошкольном возрасте используются самые разнообразные

виды лего-конструкторов (от крупных с несложным соединением деталей до

более мелких с усложненной степенью соединения деталей). В силу

возрастных особенностей детей этого возраста можно использовать

графические задания, усложненные схемы и модели будущих построек,

конструирование по условиям, по замыслу, по теме.

Дети 5-7 лет в лего - играх более самостоятельны. Они могут брать на

себя роль ведущего, самостоятельно распределять роли. Поэтому им доступны

коллективные игры разного характера «Чья команда быстрее построит…»,

«Строим лего - постройку по схеме» и др. У детей этого возраста необходимо

развивать чувство коллективизма, мышление, умение работать по карточкам,

схемам, моделями индивидуально, в паре, обогащать содержание сюжетно-

ролевых игр на основе созданных построек.

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с программируемыми

мини-роботами «Умная пчела». Используют в образовательной деятельности

интерактивное оборудование, микроскопы, фотоаппараты, видеокамеры.

Воспитательная и развивающая деятельность с конструкторами LEGO

способствует развитию пространственного мышления, математических

способностей, развитию речи. Еще одним важным направлением развития

одаренности детей в ДОУ является формирование и развитие художественно-

эстетических навыков.

Одна из главных целей лего - конструирования - научить детей

работать вместе и эффективно. Ведь сегодня совместное освоение знаний и

развитие умений, а также интерактивное взаимодействие востребовано как

никогда раньше. Во время групповой работы дети не просто общаются, они

обмениваются советами, как закрепить детали, обмениваются деталями, а

также могут объединить свои модели для создания общей масштабной

конструкции.

Роль родителей также важна в развитии одаренности дошкольников.

Лего - конструирование существенно влияет на развитие одаренности

детей и способствует выявлению их талантов. В детском саду проводятся

тематические конкурсы по конструированию из LEGO: дети вместе со

взрослыми (родителями, воспитателями и руководителем кружка) создают

конструкции на определенную тему (День округа, например. Ребята из кружка

по лего – конструированию «LEGO – мастера» смоделировали конструкцию

«Моя ЮГРА», в которой очень ярко был отражен колорит быта и жизни

малых народов Севера ханты и манси. Коллективная работа была отмечена

дипломом на Окружном конкурсе «Северное сияние»). Дети с большим

интересом рассказывают потом, что они сделали, как возникла идея и т.п.

Родителям полезно посещать открытые мероприятия, где бы они могли

увидеть, как именно организуются занятия по конструированию из LEGO, как

они могут помочь своему ребенку в создании и программировании моделей.

Также они смогут получить консультацию педагога, либо они сами могут

порекомендовать, как улучшить модель. Ребенок прирожденный конструктор,

изобретатель и исследователь

LEGO-конструирование и робототехника - это прекрасная возможность

для внедрения информационных технологий в образовательный процесс в

ДОУ.

Дети развиваются всесторонне в непринужденной обстановке, у них

возникает познавательный интерес, наблюдательность, креативность, что

способствует развитию задатков одаренности.



В раздел образования