Напоминание

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ


Автор: Сираева Гузалия Рифовна
Должность: заместитель начальника
Учебное заведение: МКУ "Отдел образования Бавлинского муниципального района РТ"
Населённый пункт: Респубика Татарстан, г. Бавлы,
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ
Раздел: среднее образование





Назад




ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В 10-11 КЛАССАХ

Функциональная грамотность учащихся формируется в процессе изучениях всех

школьных предметов, но, безусловно, ведущая роль все-таки принадлежит урокам

русского языка и литературы, потому что в первую очередь посредством чтения ребенок

приобретает возможность самостоятельно заниматься своим образованием и развитием.

Кроме того, современная жизнь диктует необходимость быстро реагировать на различные

изменения в мире и в социуме, уметь извлекать информацию из самых разных

источников, отбирать ее и анализировать. Этому должна, на наш взгляд, учить школа на

всем протяжении образовательного цикла, но особое внимание уделять работе над

функциональной грамотностью на старшей ступени обучения, когда элементарные

умения сформированы, как и общие представления о языке, его возможностях и нормах.

Старшекласснику нужно не бояться публичного слова, он должен быть уверен, что

справится с построением высказывания на ту или иную тему как в устной, так и в

письменной форме, сумеет оформить элементарные документы, понять текст и т. д.

Средствами, способствующими формированию подобных умений могут служить задания

занимательного

характера,

исследовательские,

задания

с

культурологическим,

экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.

Помимо того, для успешного овладения функциональной грамотностью необходимо

обладать определенным уровнем практической грамотности. Однако, как показывают

результаты единого государственного экзамена по русскому языку, сегодня выпускники

часто не могут логично и конкретно изложить собственную точку зрения по поставленной

проблеме, у них небогатый словарный запас, слабое владение возможностями русского

синтаксиса

(предложения

строят

однообразные,

простые

и

примитивные),

не

сформировано чувство стиля. О том же говорят и результаты опросов и письменных работ

студентов первого курса факультета русской филологии: в письменной и устной речи

много нарушений различных видов норм русского языка, студенты испытывают

затруднения при ответах на вопросы на семинарских занятиях и в плане формы, и в плане

содержания.

Первокурсники - это вчерашние школьники, поэтому их неподготовленность к

выполнению

различных

коммуникативных

задач

является

прямым

следствием

недостаточной школьной подготовки. Об этом же говорят и наши наблюдения над

текстами, которые создают на итоговой аттестации выпускники 9 и 11 классов. Здесь

следует также заметить, что принципиального скачка в сторону более совершенных со

всех точек зрения текстов у выпускников полной средней школы, к сожалению, не

происходит. Клишированные однотипные конструкции, неудачное использование лексики

абстрактной семантики, ошибочное словоконструирование из-за незнания существующих

языковых единиц, незнание фактов истории и культуры, а также неумелая их ин-

терпретация - все это характеризует сочинение-рассуждение, которое пишут выпускники,

сдающие экзамены по русскому языку по окончании 9 или 11 классов.

Можно привести некоторые примеры:

Я хочу обратить свое внимание на прочитанный мною отрывок.

Пушкин - это известный писатель, который много и красиво писал.

В старое время телевидение находилось под строгим контролем. Вот Садко, Боян и

Окуджава после них и сочинили свои песни.

Микроорганизмы в Байкале решили сплотиться и жить в мире и согласии, помогая

друг другу.

Я полностью согласен с автором. Ведь еще великие поэты древности воспевали

людей, молча принимавших смерть, называя их мужественными. За подтверждением

своих слов я хочу обратиться к произведению Грибоедова «Отцы и дети».

Одной из причин, приведших к созданию описанного выше положения вещей,

является, на наш взгляд, то, что на уроках русского языка в 10-11 классах (а уроков этих,

как правило, один или два в неделю) львиная доля времени отводится подготовке к

единому государственному экзамену. Причем работа над сочинением чаще всего сводится

к

выработке

универсального

шаблона

для

построения

высказывания,

которое

соответствовало бы заданным критериям. Старшеклассник не учится создавать тексты

различных

стилей,

жанров

и

по-разному

функционально

ориентированных.

Он

фактически

в

течение

двух

лет

работает

над

созданием

одного

типа

текста,

соответствующего конкретным требованиям экзамена.

Конечно, некоторые навыки и умения за этот период совершенствуются; учащийся

старается строить конструкции, которые ему лучше даются, в которых он без затруднения

может поставить знаки препинания, старается подбирать известные ему с точки зрения

содержания и написания слова и т. п. Однако работы все равно в большинстве своем

отличаются шаблонностью и однообразием.

Необходимо в школьной практике развести подготовку к единому экзамену и

обучение русскому языку как предмету на более высоком уровне, чем на средней ступени.

На уроках русского языка следует, конечно, не только повторять и углублять темы

базового курса, нужно показывать учащимся как можно больше и чаще различные

аспекты функционирования языка, создавать высказывания разных типов и стилей, что

пригодится вчерашнему школьнику в будущей самостоятельной жизни.

Например, можно рассматривать практическое применение языка в разных сферах

жизни и анализировать допускаемые при этом ошибки. Много примеров неуместного или

ошибочного использования языковых единиц можно найти на разных сайтах в интернете.

Часто старшеклассники увлекаются ведением собственных мини-блогов. Небезынтересно

и полезно проанализировать отдельные посты в социальных сетях или интернет-каналах,

увидеть удачные и неудачные тексты или отдельные фразы. Такое приближение урока к

жизни всегда дает положительные результаты: учит внимательному отношению к слову,

показывает практическую направленность образования, воспитывает эстетический вкус и

т. д.

Как мы видим, для успешного воспитания функционально грамотной личности в

современной школе нужно придать нашему образованию личностный смысл, усилить

смысловой

характер

его

содержания

и

реализовать

в

образовательной

среде

соответствующие педагогические принципы и условия. Функциональная грамотность в

XXI веке является гарантией успешной жизни человека, а также атрибутом непрерывного

образования, без которого успешной личность стать нельзя. Недооценка уровня

функциональной грамотности выпускника как одного из показателей их готовности к

взрослой жизни значительно усложняет процесс социализации и снижает значение школы

как ее института. Видимо, пришло время задуматься о том, чтобы ввести какую-либо

оценку функциональной грамотности выпускников в качестве одного из индикаторов

оценки модернизации системы среднего образования.



В раздел образования