Автор: Сираева Гузалия Рифовна
Должность: заместитель начальника
Учебное заведение: МКУ "Отдел образования Бавлинского муниципального района РТ"
Населённый пункт: Респубика Татарстан, г. Бавлы,
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10-11 КЛАССАХ
Раздел: среднее образование
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В 10-11 КЛАССАХ
Функциональная грамотность учащихся формируется в процессе изучениях всех
школьных предметов, но, безусловно, ведущая роль все-таки принадлежит урокам
русского языка и литературы, потому что в первую очередь посредством чтения ребенок
приобретает возможность самостоятельно заниматься своим образованием и развитием.
Кроме того, современная жизнь диктует необходимость быстро реагировать на различные
изменения в мире и в социуме, уметь извлекать информацию из самых разных
источников, отбирать ее и анализировать. Этому должна, на наш взгляд, учить школа на
всем протяжении образовательного цикла, но особое внимание уделять работе над
функциональной грамотностью на старшей ступени обучения, когда элементарные
умения сформированы, как и общие представления о языке, его возможностях и нормах.
Старшекласснику нужно не бояться публичного слова, он должен быть уверен, что
справится с построением высказывания на ту или иную тему как в устной, так и в
письменной форме, сумеет оформить элементарные документы, понять текст и т. д.
Средствами, способствующими формированию подобных умений могут служить задания
занимательного
характера,
исследовательские,
задания
с
культурологическим,
экономическим, историческим содержанием, практикоориентированные задания и др.
Помимо того, для успешного овладения функциональной грамотностью необходимо
обладать определенным уровнем практической грамотности. Однако, как показывают
результаты единого государственного экзамена по русскому языку, сегодня выпускники
часто не могут логично и конкретно изложить собственную точку зрения по поставленной
проблеме, у них небогатый словарный запас, слабое владение возможностями русского
синтаксиса
(предложения
строят
однообразные,
простые
и
примитивные),
не
сформировано чувство стиля. О том же говорят и результаты опросов и письменных работ
студентов первого курса факультета русской филологии: в письменной и устной речи
много нарушений различных видов норм русского языка, студенты испытывают
затруднения при ответах на вопросы на семинарских занятиях и в плане формы, и в плане
содержания.
Первокурсники - это вчерашние школьники, поэтому их неподготовленность к
выполнению
различных
коммуникативных
задач
является
прямым
следствием
недостаточной школьной подготовки. Об этом же говорят и наши наблюдения над
текстами, которые создают на итоговой аттестации выпускники 9 и 11 классов. Здесь
следует также заметить, что принципиального скачка в сторону более совершенных со
всех точек зрения текстов у выпускников полной средней школы, к сожалению, не
происходит. Клишированные однотипные конструкции, неудачное использование лексики
абстрактной семантики, ошибочное словоконструирование из-за незнания существующих
языковых единиц, незнание фактов истории и культуры, а также неумелая их ин-
терпретация - все это характеризует сочинение-рассуждение, которое пишут выпускники,
сдающие экзамены по русскому языку по окончании 9 или 11 классов.
Можно привести некоторые примеры:
Я хочу обратить свое внимание на прочитанный мною отрывок.
Пушкин - это известный писатель, который много и красиво писал.
В старое время телевидение находилось под строгим контролем. Вот Садко, Боян и
Окуджава после них и сочинили свои песни.
Микроорганизмы в Байкале решили сплотиться и жить в мире и согласии, помогая
друг другу.
Я полностью согласен с автором. Ведь еще великие поэты древности воспевали
людей, молча принимавших смерть, называя их мужественными. За подтверждением
своих слов я хочу обратиться к произведению Грибоедова «Отцы и дети».
Одной из причин, приведших к созданию описанного выше положения вещей,
является, на наш взгляд, то, что на уроках русского языка в 10-11 классах (а уроков этих,
как правило, один или два в неделю) львиная доля времени отводится подготовке к
единому государственному экзамену. Причем работа над сочинением чаще всего сводится
к
выработке
универсального
шаблона
для
построения
высказывания,
которое
соответствовало бы заданным критериям. Старшеклассник не учится создавать тексты
различных
стилей,
жанров
и
по-разному
функционально
ориентированных.
Он
фактически
в
течение
двух
лет
работает
над
созданием
одного
типа
текста,
соответствующего конкретным требованиям экзамена.
Конечно, некоторые навыки и умения за этот период совершенствуются; учащийся
старается строить конструкции, которые ему лучше даются, в которых он без затруднения
может поставить знаки препинания, старается подбирать известные ему с точки зрения
содержания и написания слова и т. п. Однако работы все равно в большинстве своем
отличаются шаблонностью и однообразием.
Необходимо в школьной практике развести подготовку к единому экзамену и
обучение русскому языку как предмету на более высоком уровне, чем на средней ступени.
На уроках русского языка следует, конечно, не только повторять и углублять темы
базового курса, нужно показывать учащимся как можно больше и чаще различные
аспекты функционирования языка, создавать высказывания разных типов и стилей, что
пригодится вчерашнему школьнику в будущей самостоятельной жизни.
Например, можно рассматривать практическое применение языка в разных сферах
жизни и анализировать допускаемые при этом ошибки. Много примеров неуместного или
ошибочного использования языковых единиц можно найти на разных сайтах в интернете.
Часто старшеклассники увлекаются ведением собственных мини-блогов. Небезынтересно
и полезно проанализировать отдельные посты в социальных сетях или интернет-каналах,
увидеть удачные и неудачные тексты или отдельные фразы. Такое приближение урока к
жизни всегда дает положительные результаты: учит внимательному отношению к слову,
показывает практическую направленность образования, воспитывает эстетический вкус и
т. д.
Как мы видим, для успешного воспитания функционально грамотной личности в
современной школе нужно придать нашему образованию личностный смысл, усилить
смысловой
характер
его
содержания
и
реализовать
в
образовательной
среде
соответствующие педагогические принципы и условия. Функциональная грамотность в
XXI веке является гарантией успешной жизни человека, а также атрибутом непрерывного
образования, без которого успешной личность стать нельзя. Недооценка уровня
функциональной грамотности выпускника как одного из показателей их готовности к
взрослой жизни значительно усложняет процесс социализации и снижает значение школы
как ее института. Видимо, пришло время задуматься о том, чтобы ввести какую-либо
оценку функциональной грамотности выпускников в качестве одного из индикаторов
оценки модернизации системы среднего образования.