Автор: Сахипгареева Ольга Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ
Населённый пункт: город Бавлы, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
О.А.Сахипгареева, методист МКУ
«Отдел образования Бавлинского
муниципального района РТ»
Современный образовательный процесс направлен на развитие функциональной
грамотности обучающихся, что является сегодня необходимым условием становления
творческой, деятельной, конкурентоспособной личности.
Под функциональной грамотностью понимается уровень образованности, который
характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных
сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний. Только
функционально грамотная личность способна к самореализации, то есть способна
применять все полученные и приобретаемые в течение жизни практические умения и
навыки для решения максимально широкого охвата жизненных задач в различных сферах
деятельности.
Термин
«функциональная
грамотность»
отражает
общеучебную
компетенцию, которая на современном этапе обеспечивается за счет внедрения
Федерального образовательного стандарта всех ступеней образования.
Отличительным
качеством
современного
процесса
обучения
является
его
нацеленность на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в
их
неразрывности,
целостности,
единстве.
Но
жизненно
важными
результатами
становятся метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные
понятия
и
универсальные
учебные
действия
(регулятивные,
познавательные,
коммуникативные),
способность их использования
в учебной,
познавательной и
социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Метапредметный подход предполагает такое изменение предметного обучения, при
котором знания преподносят не как сведения для запоминания, знания должны стать
средством обучения действиям с целью осмысленного использования на практике. На
уроках,
включающих
метапредметные
связи,
ценится,
прежде
всего,
действие,
позволяющее
мыслить
более
свободно,
в
совместной
деятельности
-
минимум
репродукции и максимум творчества и сотворчества.
Добиться перечисленных результатов поможет учителю использование современных
инновационных
технологий,
которые
позволят
обучающимся
саморазвиваться,
самосовершенствоваться,
самореализоваться
путём
осмысленного
и
деятельного
присвоения нового социального опыта.
В своей педагогической практике активно применяю следующие инновационные
технологии:
технологии
проектно-исследовательской
деятельности,
технологии
развивающего обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии
проблемного обучения, технологии использования в обучении игровых методов.
Подробно остановлюсь на технологии использования в обучении игровых методов или
игровых технологиях. Самая открытая, естественная форма погружения человека в
реальность или воображаемую действительность с целью её изучения, проявления
собственного
«Я»,
творчества,
самостоятельности,
самореализации
-
это
игра.
Действительно, игра раскрывает ребёнку новые, неизвестные грани изучаемого предмета,
всегда вызывает повышенный интерес, активизирует, побуждает к действию. Целью
обращения к игре на уроке является приобретение конкретных практических умений,
перевод имеющихся знаний в полезный для жизни опыт.
Формирование навыков функциональной грамотности с учетом требований ФГОС
начинается с самостоятельного целепола- гания обучающимися. Ход познания - от детей.
Учителю лишь необходимо побудить ученика к действию, создать условия для этого:
комфортный психологический настрой, проблемная ситуация или задания игрового
характера. Разгадывание кроссворда, чайнворда, игра «Третий лишний», «Мозговой
штурм», игра «Найди пару», «Кто больше» в начале урока направлены на активизацию
познавательной деятельности обучающихся, помогают ускорить процесс целеполагания,
позволяют им быстро включиться в работу. Деятельность обучающихся носит преоб-
разующий характер: наблюдают, сравнивают, группируют, выясняют закономерности,
делают выводы.
Например, игра «Третий лишний».
Задача игры: необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу,
части речи, смыслу и т. д.
Ситцевый, горошек, замочек (лишнее - ситцевый, так как имя прилагательное).
Петушок, камышовый, гребешок (лишнее - камышовый, так как имя прилагательное).
Обучающиеся находят лишнее слово по принадлежности к части речи (имени
прилагательному, акцентировав своё внимание на изучаемой части речи), затем учитель
предлагает сопоставить, проанализировать правописание всех предложенных слов. Ребята
вспоминают изученную орфограмму «Правописание гласных о, е после шипящих в
суффиксах имен существительных», при этом делают вывод о сходстве правописания
имен существительных с именами прилагательными. Цель сформулирована - научиться
определять условия выбора гласной о или е после шипящих и ц в суффиксах
прилагательных.
Игровая
цель
-
универсальный
приём-игра,
направленный
на
активизацию
умственной деятельности обучающихся на уроке. Позволяет вставить в игровую задачу
большое число примеров или заданий, относящихся к различным жизненным ситуациям.
Например, молодой человек устроился на работу в редакцию газеты. Ему поручили
отвечать за выпуск очередного номера. А в тексте имеются ошибки, - найдите и исправьте
их. Ведь, как вы понимаете, обязательным условием для хорошего редактора является
знание русского языка.
Функциональную грамотность обучающихся можно развивать при изучении любой
темы по русскому языку и литературе. Например, при изучении в 5 классе темы
«Предложения с прямой речью» можно предложить школьникам составить и разыграть
мини-диалоги в разных речевых ситуациях: «В автобусе», «В аптеке», «В библиотеке», «В
магазине», «В музее». Затем получившиеся диалоги нужно правильно оформить на
письме, соблюдая знаки препинания в предложениях с прямой речью, употребляя
вежливые обращения, вежливые приветствия. Но главным фактором здесь будет
включение каждого ученика в те роли, с которыми им предстоит столкнуться в различных
жизненных ситуациях.
Разнообразные
мини-сочинения,
эссе,
репортаж,
интервью,
путевые
заметки,
юмористические рассказы, словесные зарисовки, лингвистические сказки помогают
обучающимся точно, правильно отбирать материал, развивают их устную и письменную
речь, обогащают их словарный запас, активно развивают творческие способности.
Игра «По опорным словам». Это игра творческого характера. Написать сочинение
миниатюру по опорным словосочетаниям, добиваясь смысловой законченности и
выразительности, формы некоторых слов можно изменить.
Летний день, прохладная река, яркое солнце, легкий ветерок, с моим другом, жаркая
погода, весело смеяться.
Другой вариант: учитель предлагает глаголы, используя которые, обучающиеся,
должны составить небольшой рассказ на определенную тему (например, «Театр»):
Играть, исполнять, репетировать, выступать, гримировать, выходить, слушать,
аплодировать, освещать, оформлять.
Обучение русскому языку предполагает не только освоение грамотной письменной
речи, но и правильной устной речи. Недаром отметил Д.И. Писарев, что «неправильное
употребление слов ведёт за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни». В
качестве примера приведу игровые задания, направленные на отработку орфоэпических
норм. Например, игра «Пригласи на обед».
Задача: огласить меню обеда, на который вы хотите пригласить родственников,
друзей. В меню даны слова: тефтели, камбала, торты, щавель, гренки, пирожки с
творогом, сливовый или грушевый компот и т. д. По тому же принципу можно провести
игры «Пригласи в гости», «Пригласи в кафе».
Подводя итоги, к ребятам можно обратиться с вопросом: «В какой жизненной
ситуации, в каких новых условиях вам может пригодиться изучаемый сегодня на уроке
материал?» После чего происходит самоанализ своих действий, при котором дети (персо-
нально или в парах) стараются найти ответ на предложенный вопрос, а потом поочередно
объясняют, что изучаемая тема имеет для них конкретную практическую значимость.
На уроках литературы для организации разносторонней деятельности обучающихся
при формировании функциональной грамотности использую такие формы, как урок-суд,
урок-КВН, урок-театр, урок-концерт, урок-диспут и другие. К примеру, урок- суд над
Раскольниковым или урок-суд над Печориным. Уроки проходят в форме ролевой игры-
суда, включают элементы театрализации. Исполняя роли, обучающиеся проявляют
актерское мастерство, вживаются в определенный образ, глубже раскрывают характеры и
поступки героев, приобретают новый опыт общения в предлагаемой ситуации.
Когда обучающийся на уроке чувствует себя естественно, свободно, всегда находится
в действии, в сотрудничестве, неотъемлемой его частью становится практический
языковой опыт общения, приобретенный им во время игровых форм работы. Нужно лишь
помочь ребенку сделать правильный шаг. Как гласит древняя мудрость: «Скажи мне, и я
забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет
моим навсегда». Игровые технологии - путь на самоутверждение, самопознание, саморе-
ализацию.