Напоминание

"Утренняя гимнастика как здоровьесберегающая технология"


Автор: Чернова Светлана Петровна
Должность: Заместитель заведующего по ВМР
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 19"
Населённый пункт: Г.о. Балашиха
Наименование материала: Статья
Тема: "Утренняя гимнастика как здоровьесберегающая технология"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Утренняя гимнастика как здоровьесберегающая технология»

Чернова Светлана Петровна

МБДОУ «Детский сад № 19»г. о. Балашиха

Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии,

направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного

образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов

педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья

воспитаннику

детского

сада

и

воспитание

валеологической

культуры

как

совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний

о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической

компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать

задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с

оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том

числе

культуры

профессионального

здоровья

воспитателей

ДОУ

и

валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по

доминированию

целей

и

решаемых

задач,

а

также

ведущих

средств

здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в

детском саду:

медико-профилактические;

физкультурно-оздоровительные;

здоровьесбережения

и

здоровьеобогащения

педагогов

дошкольного

образования;

валеологического просвещения родителей;

здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии,

обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством

медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и

нормами, с использованием медицинских средств.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –

технологии,

направленные на

физическое развитие и укрепление здоровья

дошкольников:

развитие

физических

качеств,

двигательной

активности

и

становление

физической

культуры

дошкольников,

закаливание,

дыхательная

гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование

правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и

заботе о здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по

физическому

воспитанию

и

воспитателями

ДОУ

в

условиях

специально

организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии

воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.

Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии,

направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры

профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий

- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

К какому виду технологий относится гимнастика? Гимнастика относится к

физкультурно-оздоровительным технологиям, в свою очередь, физкультурно-

оздоровительные технологии имеют свои направления:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы,

подвижные и спортивные игры, релаксация, ритмическая гимнастика, гимнастика

для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика пробуждения и др.

Технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика, занятия

физической культурой, коммуникативные игры, НОД из серии «Здоровье»,

самомассаж,

точечный

массаж.

Все

перечисленные

направления

здоровьесберегающих

технологий

педагоги

активно

используют

в

системе

оздоровительной работы каждого ДОУ.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского

организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на

поднятие

эмоционального

и

мышечного

тонуса

детей,

является

утренняя

гимнастика, относящаяся к технологии обучения детей здоровому образу жизни.

Условия проведения утренней гимнастики.

Утренняя гимнастика проводится в зале, групповой комнате. Весной и летом – на

участке (с детьми всех возрастных групп). Воспитатель в зависимости от погоды

подбирает упражнения и регулирует физкультурную нагрузку: в прохладную погоду

увеличивает её (изменяет темп, количество повторов и т. д., в тёплую погоду –

снижает, чтобы избежать перегревания организма).

Структура утренней гимнастики

Вступительная часть:

- построение;

- два-три вида ходьбы;

- один вид бега.

В заключении обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ.

Основная часть:

Общеразвивающие упражнения для:

- мышц рук и плечевого пояса;

- мышц туловища;

- брюшного пресса и ног.

Заключительная часть:

- подвижные игры, ходьба, упражнения на восстановление дыхания.

Планирование утренней гимнастики

Оно тесно связанно с планированием всего материала по развитию движений на

физкультурных занятиях. Каждый новый комплекс планируется один на две недели,

но в старшем дошкольном возрасте можно планировать новый комплекс каждую

неделю.

Комплексы

составляются

из

упражнений,

освоенных

детьми

на

физкультурных

занятиях,

так как уже знакомые

упражнения

выполняются

правильно, а это повышает эффективность их влияния на детский организм и

сокращает время на объяснение и показ.

Более сложные комплексы могут быть использованы во время спортивных

праздников и вечеров развлечений.

Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с

комплексами с использованием мелких физкультурных пособий (флажков, кубиков,

обручей, мячей, палок и др.). Их применение делает занятие интересным и улучшает

качество выполнения упражнений.

Расстановка, раздача, сбор предметов

Всё это не должно занимать много времени. В ДОУ применяются следующие

приёмы раздачи предметов:

воспитатель сам подходит к ребёнку и даёт ему предмет (до или после

построения, стоя в кругу, он бросает или катит мяч каждому воспитаннику);

воспитатель или дежурный расставляет предметы (кубики и др.) на полу, дети

строятся около них;

воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими

предметами, дети по сигналу разбирают их;

дети берут предметы, разложенные на стульчиках или скамейках;

дежурные или направляющие колонн раздают предметы детям своей колонны;

дети самостоятельно достают их из стойки (корзины, подставок, стеллажей,

сеток);

предметы разбираются во время ходьбы в колонне по одному.

Эти приёмы могут быть использованы и при сборе предметов после выполнения

упражнений.

Выбор приёмов раздачи и сбора предметов зависит от возраста и подготовленности

детей.

Организация утренней гимнастики в старшей группе:

Длительность мин. 8-10

Размещение детей для ОРУ врассыпную или в круг в круг в звенья в 2-3 колонны

(перестроение с помощью расчета детей, тройками через центр зала и др.)

Количество общеразвивающих упражнений: 5-6

Дозировка

Упражнений 6-8 раз

Продолжительность бега без перерыва 25-30 сек.

Моторная плотность на утренней гимнастике достигается:

специальным подбором упражнений;

их повтором, дозировкой;

темпом;

использованием подвижных игр, бега;

физкультурных пособий;

правильной организацией детей;

местом проведения (на воздухе);

музыкальным сопровождением.

Варианты проведения утренней гимнастики

Традиционная гимнастика с ОРУ.

Гимнастика игрового характера.

С использованием полосы препятствий.

С использованием простейших тренажёров.

С включением оздоровительных пробежек.

Ритмическая гимнастика.

Данная

здоровьесберегающая

технология

способствует

сохранению

и

укреплению здоровья воспитанников.

Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в

гигиенической

обстановке,

правильно

подобранные

комплексы

физических

упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют

деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические

процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также

реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в

головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного,

кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.

Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует

формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя

гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом,

систематически оздоравливающим детский организм.

Помимо оздоровительного значения, данная здоровьесберегающая технология

имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение

воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает

организованно

начинать

свой

трудовой

день,

согласованно

действовать

в

коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также

вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических

упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей,

развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу

координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области

физической культуры.

Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания

детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое

состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем,

повышается работоспособность.

Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные

задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад,

разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать

деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать

работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию

правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и

потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта

полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.

Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду,

способствует четкому выполнению режима дня.

В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней

гимнастики.

Ежедневное

занятие

физическими

упражнениями

благоприятно

воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма

ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп

мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их

укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для

профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки

еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие

физиологические

функции.

Все

это

благоприятствует

нормальной

жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.

Здоровье является условием успешного роста и развития личности, её

духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной

жизни. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья дошкольника

становятся

здоровьесберегающие

технологии,

без

которых

немыслим

педагогический процесс современного детского сад

а.



В раздел образования