Автор: Чернова Светлана Петровна
Должность: Заместитель заведующего по ВМР
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 19"
Населённый пункт: Г.о. Балашиха
Наименование материала: Статья
Тема: "Утренняя гимнастика как здоровьесберегающая технология"
Раздел: дошкольное образование
«Утренняя гимнастика как здоровьесберегающая технология»
Чернова Светлана Петровна
МБДОУ «Детский сад № 19»г. о. Балашиха
Богатство нации – это, прежде всего, здоровье подрастающего поколения.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании- технологии,
направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного
образования-задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов
педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании.
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья
воспитаннику
детского
сада
и
воспитание
валеологической
культуры
как
совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний
о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической
компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать
задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том
числе
культуры
профессионального
здоровья
воспитателей
ДОУ
и
валеологическому просвещению родителей.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по
доминированию
целей
и
решаемых
задач,
а
также
ведущих
средств
здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в
детском саду:
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов
дошкольного
образования;
валеологического просвещения родителей;
здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии,
обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством
медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и
нормами, с использованием медицинских средств.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании –
технологии,
направленные на
физическое развитие и укрепление здоровья
дошкольников:
развитие
физических
качеств,
двигательной
активности
и
становление
физической
культуры
дошкольников,
закаливание,
дыхательная
гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование
правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и
заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по
физическому
воспитанию
и
воспитателями
ДОУ
в
условиях
специально
организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии
воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Технологии здоровье сбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии,
направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры
профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий
- обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
К какому виду технологий относится гимнастика? Гимнастика относится к
физкультурно-оздоровительным технологиям, в свою очередь, физкультурно-
оздоровительные технологии имеют свои направления:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы,
подвижные и спортивные игры, релаксация, ритмическая гимнастика, гимнастика
для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика пробуждения и др.
Технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика, занятия
физической культурой, коммуникативные игры, НОД из серии «Здоровье»,
самомассаж,
точечный
массаж.
Все
перечисленные
направления
здоровьесберегающих
технологий
педагоги
активно
используют
в
системе
оздоровительной работы каждого ДОУ.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского
организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на
поднятие
эмоционального
и
мышечного
тонуса
детей,
является
утренняя
гимнастика, относящаяся к технологии обучения детей здоровому образу жизни.
Условия проведения утренней гимнастики.
Утренняя гимнастика проводится в зале, групповой комнате. Весной и летом – на
участке (с детьми всех возрастных групп). Воспитатель в зависимости от погоды
подбирает упражнения и регулирует физкультурную нагрузку: в прохладную погоду
увеличивает её (изменяет темп, количество повторов и т. д., в тёплую погоду –
снижает, чтобы избежать перегревания организма).
Структура утренней гимнастики
Вступительная часть:
- построение;
- два-три вида ходьбы;
- один вид бега.
В заключении обычная ходьба, построение для выполнения ОРУ.
Основная часть:
Общеразвивающие упражнения для:
- мышц рук и плечевого пояса;
- мышц туловища;
- брюшного пресса и ног.
Заключительная часть:
- подвижные игры, ходьба, упражнения на восстановление дыхания.
Планирование утренней гимнастики
Оно тесно связанно с планированием всего материала по развитию движений на
физкультурных занятиях. Каждый новый комплекс планируется один на две недели,
но в старшем дошкольном возрасте можно планировать новый комплекс каждую
неделю.
Комплексы
составляются
из
упражнений,
освоенных
детьми
на
физкультурных
занятиях,
так как уже знакомые
упражнения
выполняются
правильно, а это повышает эффективность их влияния на детский организм и
сокращает время на объяснение и показ.
Более сложные комплексы могут быть использованы во время спортивных
праздников и вечеров развлечений.
Комплексы упражнений для утренней гимнастики без пособий чередуются с
комплексами с использованием мелких физкультурных пособий (флажков, кубиков,
обручей, мячей, палок и др.). Их применение делает занятие интересным и улучшает
качество выполнения упражнений.
Расстановка, раздача, сбор предметов
Всё это не должно занимать много времени. В ДОУ применяются следующие
приёмы раздачи предметов:
воспитатель сам подходит к ребёнку и даёт ему предмет (до или после
построения, стоя в кругу, он бросает или катит мяч каждому воспитаннику);
воспитатель или дежурный расставляет предметы (кубики и др.) на полу, дети
строятся около них;
воспитатель выставляет корзины, ящики с мячами, кубиками и другими
предметами, дети по сигналу разбирают их;
дети берут предметы, разложенные на стульчиках или скамейках;
дежурные или направляющие колонн раздают предметы детям своей колонны;
дети самостоятельно достают их из стойки (корзины, подставок, стеллажей,
сеток);
предметы разбираются во время ходьбы в колонне по одному.
Эти приёмы могут быть использованы и при сборе предметов после выполнения
упражнений.
Выбор приёмов раздачи и сбора предметов зависит от возраста и подготовленности
детей.
Организация утренней гимнастики в старшей группе:
Длительность мин. 8-10
Размещение детей для ОРУ врассыпную или в круг в круг в звенья в 2-3 колонны
(перестроение с помощью расчета детей, тройками через центр зала и др.)
Количество общеразвивающих упражнений: 5-6
Дозировка
Упражнений 6-8 раз
Продолжительность бега без перерыва 25-30 сек.
Моторная плотность на утренней гимнастике достигается:
специальным подбором упражнений;
их повтором, дозировкой;
темпом;
использованием подвижных игр, бега;
физкультурных пособий;
правильной организацией детей;
местом проведения (на воздухе);
музыкальным сопровождением.
Варианты проведения утренней гимнастики
Традиционная гимнастика с ОРУ.
Гимнастика игрового характера.
С использованием полосы препятствий.
С использованием простейших тренажёров.
С включением оздоровительных пробежек.
Ритмическая гимнастика.
Данная
здоровьесберегающая
технология
способствует
сохранению
и
укреплению здоровья воспитанников.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в
гигиенической
обстановке,
правильно
подобранные
комплексы
физических
упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют
деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические
процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также
реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в
головной мозг от всех рецепторов – зрительного, слухового, опорно-двигательного,
кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
Введение в комплексы упражнений корригирующего характера способствует
формированию свода стопы и правильной осанки. Таким образом, утренняя
гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом,
систематически оздоравливающим детский организм.
Помимо оздоровительного значения, данная здоровьесберегающая технология
имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение
воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает
организованно
начинать
свой
трудовой
день,
согласованно
действовать
в
коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также
вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических
упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей,
развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость), улучшает работу
координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области
физической культуры.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания
детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое
состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем,
повышается работоспособность.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные
задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад,
разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать
деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать
работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию
правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка и
потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта
полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду,
способствует четкому выполнению режима дня.
В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней
гимнастики.
Ежедневное
занятие
физическими
упражнениями
благоприятно
воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма
ребенка. Содержание гимнастики составляют упражнения для разнообразных групп
мышц (плечевого пояса, туловища, ног и др.). Систематическое повторение их
укрепляет двигательный аппарат ребенка. Широко включаются упражнения для
профилактики нарушения осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки
еще более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие
физиологические
функции.
Все
это
благоприятствует
нормальной
жизнедеятельности организма, повышению его работоспособности.
Здоровье является условием успешного роста и развития личности, её
духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной
жизни. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья дошкольника
становятся
здоровьесберегающие
технологии,
без
которых
немыслим
педагогический процесс современного детского сад
а.