Напоминание

"Развиваем речь детей"


Автор: Файзуллина Венера Рафитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 "Снегирек"
Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ Югра
Наименование материала: Семинар – практикум для молодых и начинающих воспитателей дошкольных учреждений
Тема: "Развиваем речь детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар – практикум

для молодых и начинающих воспитателей дошкольного учреждения

«Развиваем речь детей»

Цель: повышение теоретического уровня молодых и начинающих педагогов

в

вопросах

профилактики

нарушений

речи

воспитанников

дошкольного

возраста.

З а д ач и : смоделировать

профессиональную

деятельность

педагогов

с

использованием

методов

активного

обучения;

поддерживать

активность,

творческий

потенциал

и

направленность

на

самосовершенствование

педагогов ДОУ.

Ход:

I. Организационный момент:

Воспитатель:

Колокольчик озорной

Ты друзей в кружок построй.

Слева друг, и справа друг

Становись скорее в круг.

Дружно за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся

Коммуникативная игра «Комплимент»

Я рада, что в нашем кругу есть вы (обращается к педагогу, называя его по

имени, отчеству) Вы отзывчивый, душевный человек, всегда готовый придти

на помощь.

II. Погружение в тему:

Метод «4 угла».

Участникам предлагается отвечать на вопросы по определенному алгоритму.

Старший воспитатель задает вопрос, который имеет четыре заданных

варианта ответов и пятый – свободный. При этом каждый из заданных

ответов соответствует определенному цвету ( красному, желтому, зеленому,

синему), который, в свою очередь, соотносится с одним из четырех углов

комнаты (на каждом из четырех углов помещен лист бумаги одного из

упомянутых цветов).

Участники, прослушав вопрос, выбирают один из предложенных вариантов

ответа и перемещаются в тот угол, который ему соответствует. В случае, если

ни один из четырех вариантов ответов не подходит, то участник остается в

центре комнаты. Таким образом, после озвучивания вопроса участники, в

соответствии со своим выбором делятся на группы (от одной до пяти).

Дальше в каждой группе идет обсуждение ответов на вопрос: «Почему я

выбрал этот вариант ответа?». Желательно, чтобы на него ответил каждый

участник в группе. Этот этап длится несколько минут, в зависимости от

динамики обсуждения в группах (можно время изначально ограничивать).

После чего участники возвращаются в центр помещения, им задается

следующий вопрос.

Вопросы: (техника: Ледокол-3)

Ваш любимый цвет?

Красный;

Желтый;

Зеленый;

Синий;

Ваша любимая пора года?

Весна – зеленый;

Лето – красный;

Осень – желтый;

Зима – синий;

Ваше любимое время суток?

Утро – зеленый;

День – красный;

Вечер – желтый;

Ночь – синий;

Ваш любимый праздник?

День рождения – зеленый;

Пасха – красный;

Рождество – желтый;

Новый год – синий;

Ваша любимая телепередача?

Новости – зеленый;

Музыкальные передачи – красный;

Телесериалы – желтый;

Спортивные передачи – синий;

Где больше всего вам нравится учиться?

На семинарах - практикумах – зеленый;

На консультациях – красный;

В интернете – желтый;

У коллег – синий;

Главная роль в профилактике и исправлении речи детей принадлежит:

Родителям/законным представителям – зелёный

Воспитателям, так как большую часть времени ребёнок находиться в

дошкольном учреждении – красный;

Учителю-логопеду, он ведь специалист - жёлтый

Лишь совместными усилиями можно помочь ребёнку – синий;

Эффективнее будет, если ребёнку с нарушениями речи будет оказана

помощь

В индивидуальной работе – зеленый;

В

организации

совместных

занятий

по

звуковой

культуре

речи

-

красный;

В оказании консультаций и рекомендаций родителям воспитанника -

желтый;

В режимных моментах – синий;

В становлении правильной речи важным является:

Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики – зеленый;

Игровые упражнения на развитие фонематического слуха – красный;

Разучивание скороговорок – желтый;

Дыхательные упражнения – синий.

Деление

на

компании,

участники

садятся

на

стулья

в

кругу.

Вниманию

участников предлагается папка - кейс «Путеводитель»

III. Актуальность темы семинара – практикума (старший воспитатель):

Вступление (с колокольчиками):

Колокольчик…

Удивительно

музыкальное,

поэтическое

слово.

В

слове

соединяются понятия театральной премьеры, удачной рыбалки, праздника

школьного звонка, скоморошьи потехи, ямщицкая удаль, молчаливый голубой

цветок…

Я хочу рассказать вам одну красивую легенду. Она пришла к нам из Италии.

Однажды святой, которого звали Павлин, увидел во сне колокольчики –

маленькие полевые цветы, которые трепетали на ветру и издавали при этом

благостные звуки. Этот сон не давал святому покоя, и он велел литейщикам

сделать

такие

же

цветы

и

научить

их

петь.

Так

появились

колокола

и

колокольчики.

Каждый колокол или маленький колокольчик имеет свой неповторимый звук,

как будто мастер–литейщик вложил в него часть своей души. Разный тембр,

разная

тональность,

разное

звучание.

Всем

известно,

что

маленький

колокольчик звучит тише, нежнее и игривее, а большой колокол - звучно,

громко и важно. (играем с колокольчиками)

Помните как у Пушкина «А как речь – то говорит, словно реченька журчит».

Наша речь – это звучание таких колокольчиков. В красивую чистую речь

хочется вслушиваться и вслушиваться.

Но вот сломался колокольчик… сломан,

Ребёнок «плохо говорит» (так выражаются родители), не выговаривает звуки,

его плохо понимают взрослые, сверстники, он не может выразить словами

свои желания, начинаются проблемы в поведении. Школьный звонок такой

желанный и долгожданный извещает для него не первые радости и победы, а

проблемы и огорчения.

После

обследования,

проведённого

учителем

логопедом

нашего

учреждения,

было

выявлено

большое

количество

воспитанников

с

нарушениями речи.

Чёткое

произношение

звуков

наряду

с

богатым

словарным

запасом

и

грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним

из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

Предлагаю составить два кластера.

Составление кластера;

1 компания - кластер: Чистая красивая речь – это

2 компания - кластер: Что может помочь формированию правильной

речи -

Обсуждение полученного, выделение во втором кластере основных вопросов

семинара

артикуляционная

гимнастика,

фонематический

слух

и

фонематическое восприятие, слоговая структура,

«1-й блок: «Развитие артикуляции»

Старший воспитатель:

Формирование

правильного

произношения

сложный

процесс.

Ребёнку

предстоит

научиться

управлять

своими

органами

речи,

воспринимать

обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы

ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть

гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от

одного

движения

к

другому.

Всему

этому

способствует

артикуляционная

гимнастика.

1. Блиц – опрос «Знание органов артикуляции» (вопросы по очереди

задаются компаниям):

- Какой главный орган артикуляции у человека? (Язык)

- Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые,

то смыкаются, то размыкаются).

- Какие части языка вы можете назвать? (кончик, спинка, корень, боковые

края).

- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (язык,

губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки).

Общий вопрос: Назовите правила проведения артикуляционной гимнастики

(ответы педагогов).

Выработка

правил

проведения

артикуляционной

гимнастики

(совместная

работа). Полученные данные участники записывают в кейс.

2. Конкурс «Знание артикуляционных упражнений»:

- назвать артикуляционные упражнения;

Упражнения к каждой группе звуков подбираются отдельно

-

определить

к

каким

группам

звуков

относятся

данные

комплексы

сонорным, свистящим, шипящим)

- определить возраст детей, для которого подходит форма проведения данной

артикуляционной гимнастики (в игровой стихотворной и в форме сказки)

2-й

блок:

«Развитие

фонематического

слуха

и

восприятия,

слоговой

структуры слов и навыков звукового анализа»

Старший воспитатель:

Формированию

правильного

звукопроизношения

способствует

хорошо

развитый

фонематический

слух.

Начиная

с

4-х

лет

детей

знакомят

с

понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые

произносятся

в

определённой

последовательности,

что

слова

звучат

по-

разному. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют

умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый

звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги. Предлагаю игры, которые

помогут вам в работе с детьми.

ИГРЫ в кругу:

1. Старший воспитатель предлагает по очереди прохлопать своё имя, затем

имя с ласкательно-уменьшительным суффиксом. Задания: Чьё имя так: 2

хлопка – похлопайте, 3 хлопка – пощёлкайте, 4 хлопка – попрыгайте

2. Задание «Придумай слово со звуком [С]»

«Придумай слово со звуком [Ш]»

3. Старший воспитатель предлагает рассчитаться на первый, второй. Первые -

называют слова со звуком [С]», вторые - со звуком [Ш]»

4. «Звуковая эстафета» («Цепочка слов») - (карандаш – шум – мешок и т. д.)

5. «Придумай рифму к словам». Старший воспитатель предлагает задумать

любое слово для рифмы, подойти и встать напротив любого, но рифму

предложить выбрать соседу слева (второму соседу справа, и т.д.).

«3-й блок: «Планирование работы по звуковой культуре речи»

Старший

воспитатель

предлагает

по

компаниям

спланировать

работу

по

звуковой культуре речи в течение одного дня, выбрав возрастную группу,

приёмы работы (в совместной деятельности, в индивидуальной работе, в

режимных моментах, в самостоятельной деятельности)

Рефлексия:

Старший воспитатель предлагает заполнить рефлексивный лист, ответив на

вопросы:

Сегодняшний семинар помог мне разобраться __________________

__________________________________________________________

Выполнить задания мне помогало ____________________________

__________________________________________________________

У меня остались вопросы ____________________________________

Обсуждение заданий, планирование дальнейшей работы по теме.

Сегодняшний семинар помог мне разобраться ________________________

Выполнять задания мне помогало

_____________________________________

__________________________________________________________________

У меня остались вопросы (в чём помочь разобраться)

________________________________________________________________



В раздел образования