Автор: Файзуллина Венера Рафитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 "Снегирек"
Населённый пункт: город Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ Югра
Наименование материала: Семинар – практикум для молодых и начинающих воспитателей дошкольных учреждений
Тема: "Развиваем речь детей"
Раздел: дошкольное образование
Семинар – практикум
для молодых и начинающих воспитателей дошкольного учреждения
«Развиваем речь детей»
Цель: повышение теоретического уровня молодых и начинающих педагогов
в
вопросах
профилактики
нарушений
речи
воспитанников
дошкольного
возраста.
З а д ач и : смоделировать
профессиональную
деятельность
педагогов
с
использованием
методов
активного
обучения;
поддерживать
активность,
творческий
потенциал
и
направленность
на
самосовершенствование
педагогов ДОУ.
Ход:
I. Организационный момент:
Воспитатель:
Колокольчик озорной
Ты друзей в кружок построй.
Слева друг, и справа друг
Становись скорее в круг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся
Коммуникативная игра «Комплимент»
Я рада, что в нашем кругу есть вы (обращается к педагогу, называя его по
имени, отчеству) Вы отзывчивый, душевный человек, всегда готовый придти
на помощь.
II. Погружение в тему:
Метод «4 угла».
Участникам предлагается отвечать на вопросы по определенному алгоритму.
Старший воспитатель задает вопрос, который имеет четыре заданных
варианта ответов и пятый – свободный. При этом каждый из заданных
ответов соответствует определенному цвету ( красному, желтому, зеленому,
синему), который, в свою очередь, соотносится с одним из четырех углов
комнаты (на каждом из четырех углов помещен лист бумаги одного из
упомянутых цветов).
Участники, прослушав вопрос, выбирают один из предложенных вариантов
ответа и перемещаются в тот угол, который ему соответствует. В случае, если
ни один из четырех вариантов ответов не подходит, то участник остается в
центре комнаты. Таким образом, после озвучивания вопроса участники, в
соответствии со своим выбором делятся на группы (от одной до пяти).
Дальше в каждой группе идет обсуждение ответов на вопрос: «Почему я
выбрал этот вариант ответа?». Желательно, чтобы на него ответил каждый
участник в группе. Этот этап длится несколько минут, в зависимости от
динамики обсуждения в группах (можно время изначально ограничивать).
После чего участники возвращаются в центр помещения, им задается
следующий вопрос.
Вопросы: (техника: Ледокол-3)
Ваш любимый цвет?
Красный;
Желтый;
Зеленый;
Синий;
Ваша любимая пора года?
Весна – зеленый;
Лето – красный;
Осень – желтый;
Зима – синий;
Ваше любимое время суток?
Утро – зеленый;
День – красный;
Вечер – желтый;
Ночь – синий;
Ваш любимый праздник?
День рождения – зеленый;
Пасха – красный;
Рождество – желтый;
Новый год – синий;
Ваша любимая телепередача?
Новости – зеленый;
Музыкальные передачи – красный;
Телесериалы – желтый;
Спортивные передачи – синий;
Где больше всего вам нравится учиться?
На семинарах - практикумах – зеленый;
На консультациях – красный;
В интернете – желтый;
У коллег – синий;
Главная роль в профилактике и исправлении речи детей принадлежит:
Родителям/законным представителям – зелёный
Воспитателям, так как большую часть времени ребёнок находиться в
дошкольном учреждении – красный;
Учителю-логопеду, он ведь специалист - жёлтый
Лишь совместными усилиями можно помочь ребёнку – синий;
Эффективнее будет, если ребёнку с нарушениями речи будет оказана
помощь
В индивидуальной работе – зеленый;
В
организации
совместных
занятий
по
звуковой
культуре
речи
-
красный;
В оказании консультаций и рекомендаций родителям воспитанника -
желтый;
В режимных моментах – синий;
В становлении правильной речи важным является:
Ежедневное проведение артикуляционной гимнастики – зеленый;
Игровые упражнения на развитие фонематического слуха – красный;
Разучивание скороговорок – желтый;
Дыхательные упражнения – синий.
Деление
на
компании,
участники
садятся
на
стулья
в
кругу.
Вниманию
участников предлагается папка - кейс «Путеводитель»
III. Актуальность темы семинара – практикума (старший воспитатель):
Вступление (с колокольчиками):
Колокольчик…
Удивительно
музыкальное,
поэтическое
слово.
В
слове
соединяются понятия театральной премьеры, удачной рыбалки, праздника
школьного звонка, скоморошьи потехи, ямщицкая удаль, молчаливый голубой
цветок…
Я хочу рассказать вам одну красивую легенду. Она пришла к нам из Италии.
Однажды святой, которого звали Павлин, увидел во сне колокольчики –
маленькие полевые цветы, которые трепетали на ветру и издавали при этом
благостные звуки. Этот сон не давал святому покоя, и он велел литейщикам
сделать
такие
же
цветы
и
научить
их
петь.
Так
появились
колокола
и
колокольчики.
Каждый колокол или маленький колокольчик имеет свой неповторимый звук,
как будто мастер–литейщик вложил в него часть своей души. Разный тембр,
разная
тональность,
разное
звучание.
Всем
известно,
что
маленький
колокольчик звучит тише, нежнее и игривее, а большой колокол - звучно,
громко и важно. (играем с колокольчиками)
Помните как у Пушкина «А как речь – то говорит, словно реченька журчит».
Наша речь – это звучание таких колокольчиков. В красивую чистую речь
хочется вслушиваться и вслушиваться.
Но вот сломался колокольчик… сломан,
Ребёнок «плохо говорит» (так выражаются родители), не выговаривает звуки,
его плохо понимают взрослые, сверстники, он не может выразить словами
свои желания, начинаются проблемы в поведении. Школьный звонок такой
желанный и долгожданный извещает для него не первые радости и победы, а
проблемы и огорчения.
После
обследования,
проведённого
учителем
–
логопедом
нашего
учреждения,
было
выявлено
большое
количество
воспитанников
с
нарушениями речи.
Чёткое
произношение
звуков
наряду
с
богатым
словарным
запасом
и
грамматически правильной, хорошо развитой связной речью является одним
из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Предлагаю составить два кластера.
Составление кластера;
1 компания - кластер: Чистая красивая речь – это
2 компания - кластер: Что может помочь формированию правильной
речи -
Обсуждение полученного, выделение во втором кластере основных вопросов
семинара
–
артикуляционная
гимнастика,
фонематический
слух
и
фонематическое восприятие, слоговая структура,
«1-й блок: «Развитие артикуляции»
Старший воспитатель:
Формирование
правильного
произношения
–
сложный
процесс.
Ребёнку
предстоит
научиться
управлять
своими
органами
речи,
воспринимать
обращённую к нему речь, осуществлять контроль за своей речью. Чтобы
ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы, язык должны быть
гибкими, долго удерживать определённое положение, без труда переходить от
одного
движения
к
другому.
Всему
этому
способствует
артикуляционная
гимнастика.
1. Блиц – опрос «Знание органов артикуляции» (вопросы по очереди
задаются компаниям):
- Какой главный орган артикуляции у человека? (Язык)
- Как образуется голос? (Воздух проходит через голосовые связки, которые,
то смыкаются, то размыкаются).
- Какие части языка вы можете назвать? (кончик, спинка, корень, боковые
края).
- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков? (язык,
губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки).
Общий вопрос: Назовите правила проведения артикуляционной гимнастики
(ответы педагогов).
Выработка
правил
проведения
артикуляционной
гимнастики
(совместная
работа). Полученные данные участники записывают в кейс.
2. Конкурс «Знание артикуляционных упражнений»:
- назвать артикуляционные упражнения;
Упражнения к каждой группе звуков подбираются отдельно
-
определить
к
каким
группам
звуков
относятся
данные
комплексы
(к
сонорным, свистящим, шипящим)
- определить возраст детей, для которого подходит форма проведения данной
артикуляционной гимнастики (в игровой стихотворной и в форме сказки)
2-й
блок:
«Развитие
фонематического
слуха
и
восприятия,
слоговой
структуры слов и навыков звукового анализа»
Старший воспитатель:
Формированию
правильного
звукопроизношения
способствует
хорошо
развитый
фонематический
слух.
Начиная
с
4-х
лет
детей
знакомят
с
понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые
произносятся
в
определённой
последовательности,
что
слова
звучат
по-
разному. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют
умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый
звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги. Предлагаю игры, которые
помогут вам в работе с детьми.
ИГРЫ в кругу:
1. Старший воспитатель предлагает по очереди прохлопать своё имя, затем
имя с ласкательно-уменьшительным суффиксом. Задания: Чьё имя так: 2
хлопка – похлопайте, 3 хлопка – пощёлкайте, 4 хлопка – попрыгайте
2. Задание «Придумай слово со звуком [С]»
«Придумай слово со звуком [Ш]»
3. Старший воспитатель предлагает рассчитаться на первый, второй. Первые -
называют слова со звуком [С]», вторые - со звуком [Ш]»
4. «Звуковая эстафета» («Цепочка слов») - (карандаш – шум – мешок и т. д.)
5. «Придумай рифму к словам». Старший воспитатель предлагает задумать
любое слово для рифмы, подойти и встать напротив любого, но рифму
предложить выбрать соседу слева (второму соседу справа, и т.д.).
«3-й блок: «Планирование работы по звуковой культуре речи»
Старший
воспитатель
предлагает
по
компаниям
спланировать
работу
по
звуковой культуре речи в течение одного дня, выбрав возрастную группу,
приёмы работы (в совместной деятельности, в индивидуальной работе, в
режимных моментах, в самостоятельной деятельности)
Рефлексия:
Старший воспитатель предлагает заполнить рефлексивный лист, ответив на
вопросы:
Сегодняшний семинар помог мне разобраться __________________
__________________________________________________________
Выполнить задания мне помогало ____________________________
__________________________________________________________
У меня остались вопросы ____________________________________
Обсуждение заданий, планирование дальнейшей работы по теме.
Сегодняшний семинар помог мне разобраться ________________________
Выполнять задания мне помогало
_____________________________________
__________________________________________________________________
У меня остались вопросы (в чём помочь разобраться)
________________________________________________________________