Напоминание

"Правописание безударных гласных в корне родственных слов"


Автор: Антонова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: школа
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Правописание безударных гласных в корне родственных слов"
Раздел: начальное образование





Назад




"Правописание безударных гласных в корне родственных слов"

Цели:

1. Обобщение знаний детей по теме, отработка умения подбирать проверочные слова.

2. Развитие внимания, памяти, обогащение словарного запаса детей.

3. Воспитание интереса к родному языку.

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

2. Запись даты.

3. Упражнение в каллиграфии.

4. Работа над орфограммами в корне слова.

5. Итог урока.

Ход урока

1. Слово учителя.

Ребята, сегодня мы проводим урок-праздник. У нас в гостях ваши родители. Это урок-отчет о

полученных знаниях.

На уроке мы поговорим о:

Написании буквы с;

Написании словарных слов с этой буквой;

Правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова;

Главных членах предложения.

Сегодня на улице пасмурно, поэтому нам будут помогать дождевые капельки и разноцветные

зонтики (по цветам радуги). В конце нашего урока засияет яркое солнце и появится радуга.

Вспомним, какие цвета есть у радуги?

(Дети: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

2. Запись даты в тетради. (Учитель снимает красный зонт и превращает его в красную полосу

радуги).

3. Работа над каллиграфией. (Учитель снимает оранжевый зонт и превращает его в оранжевую

полосу радуги).

- Образец записи на доске (учитель): сс, Сс, СС

- Дети записывают в тетрадях сс, Сс, СС

- (учитель): ус, сс, ос, ск, со, ас, су, ис, си, ыс, ст

- дети записывают эти соединения в тетради.

4. Работа со словами из словаря. (Учитель снимает желтый зонт и превращает его в желтую

полосу радуги).

Ребус

Дети:

- Записывают слово “русский”

- Делят на слоги

- Ставят ударение

- Объясняют орфограмму

- Записывают ряд родственных слов (Русь, обрусеть, русичи, русский).

- Делают вывод: “Как пишутся корни в однокоренных, родственных словах”.

Кроссворд. (Учитель снимает зеленый зонт и превращает его в зеленую полосу радуги).

а) Столица России

б) Птица с белыми боками и длинным хвостом

в) Помещение для проведения урока

г) Выходной день

д) Стакан, тарелка, кастрюля - это…

е) Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом

ж) Выполнить работу за короткий промежуток времени

м

о

с

к

в

а

с

о

р

о

к

а

к

л

а

с

с

с

у

б

б

о

т

а

п

о

с

у

д

а

л

и

с

и

ц

а

б

ы

с

т

р

о

- Прочитайте выделенное слово по вертикали. (Дети читают хором).

Составляем предложение (запись одного предложения с любым словарным словом)

- Подчеркнуть грамматическую основу предложения (подлежащее и сказуемое). (Учитель снимает

голубой зонт и превращает его в голубую полосу радуги).

5. Работа над орфограммами в корне слова.

Игра “Чудо-яблоня”

(учитель снимает синий зонт и превращает его в синюю полосу радуги).

Учитель: - Прочитайте слова в I столбике.

Гр_чи

Скв_рец

К_рмил

Л_тал

М_лыш

В_селый

- Назовите орфограмму в этих словах. (Дети: “Правописание безударной гласной в корне слова”).

- Как проверить безударную гласную в корне слова? (Дети вспоминают правило).

- Спишите слова с проверочным словом. (Дети по очереди “срывают с чудо-яблони безударные

гласные и подставляют в слова. Остальные дети в это время записывают слова в тетрадь,

выделяя корень).

- Как пишутся корни в родственных, однокоренных словах? (Дети вспоминают правило).

Игра “Веселые капельки” (учитель снимает фиолетовый зонт и превращает его в фиолетовую

полосу радуги).

Учитель: - Прочитайте слова во II столбике.

Отря

Клю

Пля

Жу

Се

Морков

ь

- Назовите орфограмму в этих словах. (Дети: “Правописание парных согласных на конце слова”).

- Как проверить парную согласную в конце слова? (Дети вспоминают правило).

- Спишите слова с проверочным словом. (Дети по очереди снимают “капельки”, открывая буквы в

словах. Остальные дети в это время записывают слова в тетрадь, выделяя корень).

- Как пишутся корни в родственных, однокоренных словах? (Дети вспоминают правило).

6. Итог урока. (Учитель прикрепляет на доску рядом с радугой улыбающееся солнышко).

Вот и подошел к концу наш урок-праздник, урок-отчет. Вы, ребята, так замечательно работали, что

дождь на улице закончился, а небо расцвело разноцветной радугой и осветилось яркими лучиками

весеннего солнышка.

На память об этом уроке я хочу подарить вам силуэты зонтиков. Вы сможете раскрасить их по

своему желанию и положить в свою копилку хороших отметок.



В раздел образования