Напоминание

Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития ребенка в семье


Автор: Рящина Лидия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: ЯНАО, город Надым
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития ребенка в семье
Раздел: дошкольное образование





Назад




Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого

развития ребенка в семье

Профила

́

ктика — комплекс различного рода мероприятий, направленных на

предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска. Путем

специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или

затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности

речевой патологии.

Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с

предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она

обеспечивается

комплексом

мероприятий,

включающих

лечебные,

педагогические и социальные воздействия.

Первичная профилактика речевых нарушений начинается еще до рождения

ребенка,

путем

создания

для

будущей

матери

в

период

беременности

максимально благоприятных условий.

Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для

развития ребенка. Следует всемерно содействовать тому, чтобы период

овладения ребенком двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба,

тонкие движения рук и пр.), и в частности речевым моторным аппаратом,

протекал благоприятно.

Родители поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике

и жестам угадать желания ребенка. При этом, у него не появляется

необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов.

В семье должны знать требования, которые нужно предъявлять к речи

ребенка.

Формировать речевые умения нужно соответственно возрастной норме.

Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка

усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием

стихов и песен, не соответствующих возрасту.

В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное

произношение либо, забавляясь, копируют речь ребенка («сюсюкают»),

процесс

овладения

правильным

звукопроизношением

затрудняется,

аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому

ребенку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у

логопеда.

Окружающие ребенка люди своей плавной, четкой по артикуляции и

построению фразы спокойной речью побуждают его к такому подражанию

оформления речевого высказывания. В случае появления у ребенка

быстрого

темпа

речи,

«захлебывания»

словами,

«лавинообразного»

развития накопления словарного запаса и развития фразовой речи,

необходим особый речевой режим с ограничением введения в лексикон

ребенка новых слов и понятий и в целом речевой нагрузки.

Ребенок в этот период должен быть огражден от пребывания в

конфликтных ситуациях, от участия в эмоционально значимых для него

мероприятиях. В целях стабилизации его эмоционального состояния

должна быть организована социально-психологическая среда. Развивая

речь ребенка, разучивайте с ним короткие ритмичные стихи и песни.

Пением

и

декламацией

сопровождайте

движения,

совершаемые

в

определенном темпе (например, при маршировке).

Необходимо

приучать

ребенка

говорить

с

умеренной

скоростью.

Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова,

договаривая окончания.

Большое значение для развития речи имеет сенсорное воспитание и

развитие игровой деятельности.

Формирование речевой функции должно осуществляться параллельно с

изучением

окружающей

среды.

Правильное

восприятие

предметов,

накопление представлений и знаний о них происходит благодаря

теснейшему взаимодействию речевого и сенсорного развития.

Важнейшим средством психического развития является детская игра.

Детская игра мотивируется потребностями познания и необходимостью

приобретения знаний и умений, которые им понадобятся лишь в

дальнейшем.

В самостоятельном пользовании детей должны быть разнообразные

наборы

игрушек

и

пособий

для

развития

тонкой

моторики

рук,

конструирования, речевого развития. Включение дидактических игр

способствует

сенсорному

развитию

ребенка,

формирует

понятия,

развивает способность обучаться, совершенствует слуховое внимание,

речевую артикуляцию и речь в целом.

Развитие дифференцированного слухового и фонематического восприятия

является необходимым условием для успешного обучения в дальнейшем

детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению

неразрывно связана с возможностью осознавать звуковой строй языка, т. е.

умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную

последовательность. Обучение детей различать звуки ведет к развитию как

внимания к звуковой стороне речи, так и слуховой памяти.

Необходимо помнить, что устную речь у ребёнка надо развивать не только

в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической ее

стороны, но и в плане специальной тренировки ее внешнего звукового

оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения,

интонационной выразительности.

Наиболее качественную помощь своим детям окажут те родители, которые

постараются соблюдать следующие правила:

1.

С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая

среда.

Старайтесь

вашу

повседневную

деятельность

сопровождать

правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего

обихода во время бодрствования малыша, при этом по чаще давайте

возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.

2.

Поощряйте любые попытки малыша заговорить: ваш малыш начнет

разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.

3.

Не поправляйте ребёнка (в произношении, в построении фразы), а

говорите «да» (знак того, что сообщение понято) и давайте правильный

вариант произнесения. Например: «Да. Федя хочет сок».

4.

Говорите

с

малышом

медленно,

короткими

фразами;

пользуйтесь

правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не

разрешайте делать этого другим взрослым.

5.

Развивайте

артикуляционный

аппарат

с

целью

улучшения

звукопроизношения: есть, грызть жёсткую еду; облизываться; пить и дуть

через соломинку; строить рожицы, мимикой показывать разные эмоции.

6.

Развивайте мелкую моторику: массируйте пальчики, давайте работать с

мелким материалом: бусинки, крупа, мозаика, конструкторы, лепка и т.д.

7.

Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы.

8.

Не сравнивайте малыша с другими детьми, потому что каждый ребенок

индивидуален.

Следуя этим рекомендациям, вы добьетесь больших успехов в речевом

развитии детей.

Список литературы:

1.

Власеленко, И.Т., Чиркина, Г.В. Методы обследования речи у детей. И.Т.

Власеленко, Г.В. Чиркина. [Текст] – М., 1996

2.

Галкина, С.Ф. Профилактика речевых нарушений у детей в условиях

дошкольного логопедического пункта [Текст] // Логопед. С.Ф. Галкина. –

2010. -№5

3.

Елисеева, Ю.Ю. Домашний логопед. Полный справочник. / Под ред. Ю.Ю.

Елисеева [Текст] – М., 2007

4.

Жукова, Н.С. Формирование устной речи. [Текст] Н.С. Жукова. – М., 1996



В раздел образования