Автор: Габышева Яна Ильинична
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Балыктахская СОШ им.М.П.Габышева"
Населённый пункт: с.Балыктах,
Наименование материала: статья
Тема: От урока к исследовательской деятельности в условиях агропрофилированной школы
Раздел: полное образование
Габышева Яна Ильинична, учитель биологии
МБОУ «Балыктахская СОШ»
От урока к исследовательской деятельности в условиях
агропрофилированной школы
From lesson to research activities in an agricultural school
Ключевые слова:
научно-исследовательская деятельность учащихся,
проектная
деятельность,
занятия
по
биологии,
тема
«липиды»,
агропрофилированная школа.
Keywords: research activities of students, project activities, classes in biology,
the topic "lipids", an agricultural school.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы формирования и развития
исследовательской компетенции учащихся в условиях сельской школы.
Выявлено, что исследовательская деятельность в агрошколе способствует
развитию у обучающихся практических навыков и умений.
На уроках биологии использование технологии критического мышления,
проектной деятельности при выполнении научно-исследовательской работы
учащихся является одним самых эффективных приемов в современном
образовании. Главным звеном на этих занятиях является выбор предмета
исследования, а также немаловажную роль играет проблема исследования. Для
выбора
предмета
исследования
на
исследовательских
занятиях
можно
использовать прием «Предмет как проблема». Используя предметы для
формулирования проблемы, создается осознанное затруднение обучающегося,
преодолеть это требует творческого поиска, заставляет ученика рассуждать,
искать выход, думать, что способствует формированию познавательных
компетенций. Работая в агропрофилированной школе, на уроках биологии
проблему исследования включаю как агрокомпонет. Исследовательские уроки
являются практикоориентированными и интегрируются с другими предметами.
Межпредметная связь на таких уроках способствует развитию повышения
общеобразовательных
навыков,
а
также
закладывается
фундамент
для
исследовательской и практической деятельности.
Рисунок 1. Алгоритм формулирования проблемы исходя из выбранного
предмета
Используя данный прием (см. рис. 1) можно провести исследовательский
урок, структуру каждый учитель планирует по своему усмотрению. Пример:
Актуализация знаний;
Мотивация;
Создание проблемы исследования (выбор предмета и формулирование
проблемы);
Определение темы исследования;
Формулирование цели исследования;
Выдвижение гипотезы;
Проверка гипотезы
(проведение эксперимента, лабораторной работы,
чтение литературы, просмотр фрагментов учебных фильмов);
Интерпретация полученных данных;
Выводы по результатам исследовательской работы;
Применение новых знаний в учебной деятельности;
Подведение итогов урока;
Домашнее задание;
Рефлексия.
После
проведенного
исследовательского
урока,
часто
из
сформулированной проблемы, можно разработать научно-исследовательскую
работу. Наиболее активные учащиеся, которые дальше работают во внеурочное
время.
Например, провела в 10 классе исследовательский урок по биологии
«Липиды» (общая биология, 1ч.). Из этого урока была сформулирована тема
научно-исследовательской работы - «Эффективность переработки животных
жиров», в ходе исследования провели физико-химический эксперимент
следующих видов жиров: говяжий, свиной, жеребячий жиры. Дальше в ходе
исследования
выявили
проблему
использования
данных
жиров
для
производства мыла в домашних условиях. Данную работу выполнила ученица
10 класса Степанова Марианна и свою работу представила на следующих НПК:
улусный этап «Шаг в будущее» – Диплом 1 ст., региональный этап «Шаг в
будущее» – Диплом 1ст., республиканский этап «Шаг в будущее» – Диплом 3
ст.
Таким образом, на уроках биологии, учитель может организовать
исследовательскую
деятельность
на
любом
этапе
урока.
Научно-
исследовательская деятельность в агропрофилированной школе развивает
навыки самостоятельной работы, устной речи, навыка отстаивать свою точку
зрения, а также формирует навыки и умения жителя сельской местности.