Автор: Кислицина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 68
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Методика"Загадка"
Раздел: дошкольное образование
Методика «Загадка дня»
Подготовила Воспитатель
Кислицина Н.В.
Что же такое загадка? Загадки знакомы нам с детства, и мы не отказываем
своим детям в познании мира через такой образец народного творчества.
Понятие «Загадка» по определению В. И. Даля, «это что-либо загадочное,
сомнительное,
неизвестное,
возбуждающее
любопытство;
краткое
иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Авторы
программы «ПРОдетей» предлагают не обычную, привычную для нас,
загадку, а загадку, предполагающую только два варианта ответа «ДА» и
«НЕТ».
Технология «Загадки» помогает закреплению детских представлений во
всех образовательных областях. Решая загадки, дети тренируют внимание,
учатся замечать, исправлять свои и чужие ошибки. Выполняя задания
сначала
с
постоянной
помощью
воспитателя,
затем
с
эпизодически
возникающей при необходимости и, наконец, без помощи взрослого, дети
приучаются к самостоятельности.
В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических задач Е.Г.
Юдина и Е.В. Бодрова рекомендуют применять методику «Загадки» для
закрепления
и
систематизации
пройденного
материала
различного
содержания, например:
при развитии речи и обучении началам грамоты:
формирование обобщений/категорий (домашние животные, одежда,
транспорт и др.);
формирование фонематического слуха (рифма, начальный звук в
слове); знакомство с буквами (соотношение буквы и звука, строчные и
прописные буквы). Пример загадки: Жеребенок – это дикое животное?
Ёжик спит зимой? В слове Корова два слога? И т.п.
при формировании математических представлений и логического
мышления:
формирование понятия числа (сравнение множеств, знакомство с
цифрами для обозначения чисел);
формирование навыка счета; знакомство с плоскими геометрическими
фигурами
и
трехмерными
телами
(составление
из
частей,
пространственные преобразования);
нахождение
закономерностей
(продолжение
ряда,
определение
лишнего в группе). Примеры загадок: пять и один – это шесть? Если
сложить два треугольника – получится прямоугольник? И т.п.
«Загадка дня» расположена на стенде при входе в группу, где каждый
ребенок имеет возможность подумать и дать ответ. Дети могут вступить в
дискуссию со сверстниками или взрослыми – педагогами, родителями
сразу, как только сделали выбор своего ответа. Обсуждение продолжается
на утреннем групповом сборе, где воспитатель предоставляет каждому
желающему высказать своё мнение и аргументы. Чтобы проверить
правильность выбора ответа на загадку дети решают, в каких центрах
активности и каким способом можно получить достоверную информацию,
то есть происходит планирование дальнейшей деятельности.
Технология «Загадка дня» мотивирует детей на сбор достоверной
информации, помогает проблемному вопросу, возможно появившемуся в
ходе поиска ответа, превратиться в проект.
Перед составлением «Загадок дня», надо опираться на интересы и
увлечения детей, на событийность их жизни, но все же не отходить от
календарно-тематического планирования.
Технология «Загадка дня» планируется один день в неделю. Можно
ежедневно в каждом центре активности размещать мини-загадки, что
помогает детям выстраивать и планировать свою деятельность, проживать
свой день в ДОУ интересно. А когда сами «добывают» доказательства о
правоте ответа на загадку, то испытывают радость от своей значимости и
вдохновляются на следующие свершения.
Используя «Загадку» можно решить одновременно большое количество
задач, как познавательной направленности, так и решения вопросов
диагностики.
У
детей
формируется
умение
находить
информацию,
поддерживать дискуссию, планировать свою деятельность. А главное это
интересно и увлекательно!
Загадки можно составлять по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитие – например:
«У тебя глаза зеленые?, «Найди в зеркале отражение девочки»
Познавательное
развитие
–
формирование
математических
представлений и логического мышления, формирование обобщений и
категорий – например:
«Чьи следы?», «Какой фигуры не хватает?», «Сколько петушков
взлетело на забор?», «Кто быстрее переплывет реку – утенок или
цыпленок?»
Художественно-эстетическое развитие – например:
«Найди недостающую фрагмент узора цветка»
Физическое развитие – например:
«В какое время года катаются на лыжах?», «Какой предмет лишний?»
Загадка должна быть составлена так, чтобы она несла в себе
мотивацию к рассуждению, высказыванию своего мнения, поискам
ответа и выводам.
Технология основана на использовании вопросов, отвечая на которые
ребенок может выбрать ответ «Да», «Нет» либо выбрать правильный
ответ
из
предложенных
воспитателем
и
отметить
своей
индивидуальной карточкой. При этом дети вступают в дискуссию со
сверстниками или взрослыми, чтобы доказать свой ответ.
Технология «Загадка» требует от воспитателя творческих умений,
сообразительность, логику и внимание.
Методика помогает закреплению детских представлений в области
математики, грамоты, ознакомления с окружающим миром и т.д. решая
загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои
и чужие ошибки. Выполняя задания сначала с постоянной помощью
воспитателя, затем с эпизодически возникающей при необходимости и,
наконец, без помощи взрослого, дети приучаются к самостоятельности.
Ребята также учатся «читать» различные символы – от схематических
изображений до геометрических фигур, букв, слов.
Методика «Загадки» помогает быстро, ненавязчиво, незаметно для
ребенка провести диагностику усвоения им того или иного понятия.
Методика «Загадка дня»
1 слайд - Понятие «Загадка» по определению В. И. Даля, «это
что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее
любопытство; краткое иносказательное описание предмета,
предлагаемое для разгадки».
2 слайд - Авторы программы «ПРОдетей» предлагают не
обычную,
привычную
для
нас,
загадку,
а
загадку,
предполагающую только два варианта ответа «ДА» и «НЕТ».
3слайд - Методика «Загадки» помогает закреплению детских
представлений во всех образовательных областях. Решая загадки,
дети тренируют внимание, учатся замечать, исправлять свои и
чужие ошибки. Выполняя задания сначала с постоянной помощью
воспитателя,
затем
с
эпизодически
возникающей
при
необходимости и, наконец, без помощи взрослого, дети приучаются
к самостоятельности.
В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических
задач Е.Г. Юдина и Е.В. Бодрова рекомендуют применять методику
«Загадки»
для закрепления и систематизации пройденного
материала различного содержания.
4 слайд – читаю с экрана
5 слайд - «Загадка дня» расположена на стенде при входе в
группу, где каждый ребенок имеет возможность подумать и дать
ответ. Дети могут вступить в дискуссию со сверстниками или
взрослыми – педагогами, родителями сразу, как только сделали
выбор своего ответа. Обсуждение продолжается на утреннем
групповом сборе, где воспитатель предоставляет каждому
желающему
высказать
своё
мнение
и
аргументы.
Методика «Загадка дня» мотивирует детей на сбор достоверной
информации,
помогает
проблемному
вопросу,
возможно
появившемуся в ходе поиска ответа, превратиться в проект.
6 слайд – «Как выбирать загадки»
* при развитии речи и обучении началам грамоты:
формирование обобщений/категорий (домашние животные,
одежда, транспорт и др.);
формирование фонематического слуха (рифма, начальный
звук в слове); знакомство с буквами (соотношение буквы и
звука, строчные и прописные буквы). Пример загадки:
Жеребенок – это дикое животное? Ёжик спит зимой? В слове
Корова два слога? И т.п.
при
формировании
математических
представлений
и
логического мышления:
формирование
понятия
числа
(сравнение
множеств,
знакомство с цифрами для обозначения чисел);
формирование
навыка
счета;
знакомство
с
плоскими
геометрическими
фигурами
и
трехмерными
телами
(составление из частей, пространственные преобразования);
нахождение
закономерностей
(продолжение
ряда,
определение лишнего в группе). Примеры загадок: пять и
один – это шесть? Если сложить два треугольника – получится
прямоугольник? И т.п.
7 слайд – «Для старших»
Перед составлением «Загадок дня», надо опираться на интересы
и увлечения детей, на событийность их жизни, но все же не
отходить от календарно-тематического планирования.
Технология «Загадка дня» планируется один день в неделю.
Можно ежедневно в каждом центре активности размещать мини-
загадки, что помогает детям выстраивать и планировать свою
деятельность, проживать свой день в ДОУ интересно. А когда сами
«добывают» доказательства о правоте ответа на загадку, то
испытывают радость от своей значимости и вдохновляются на
следующие свершения.
8слайд - Используя «Загадку» можно решить одновременно
большое количество задач, как познавательной направленности, так
и решения вопросов диагностики. У детей формируется умение
находить информацию, поддерживать дискуссию, планировать
свою деятельность. А главное это интересно и увлекательно!