Напоминание

Методика"Загадка"


Автор: Кислицина Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 68
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Методика"Загадка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методика «Загадка дня»

Подготовила Воспитатель

Кислицина Н.В.

Что же такое загадка? Загадки знакомы нам с детства, и мы не отказываем

своим детям в познании мира через такой образец народного творчества.

Понятие «Загадка» по определению В. И. Даля, «это что-либо загадочное,

сомнительное,

неизвестное,

возбуждающее

любопытство;

краткое

иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Авторы

программы «ПРОдетей» предлагают не обычную, привычную для нас,

загадку, а загадку, предполагающую только два варианта ответа «ДА» и

«НЕТ».

Технология «Загадки» помогает закреплению детских представлений во

всех образовательных областях. Решая загадки, дети тренируют внимание,

учатся замечать, исправлять свои и чужие ошибки. Выполняя задания

сначала

с

постоянной

помощью

воспитателя,

затем

с

эпизодически

возникающей при необходимости и, наконец, без помощи взрослого, дети

приучаются к самостоятельности.

В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических задач Е.Г.

Юдина и Е.В. Бодрова рекомендуют применять методику «Загадки» для

закрепления

и

систематизации

пройденного

материала

различного

содержания, например:

при развитии речи и обучении началам грамоты:

формирование обобщений/категорий (домашние животные, одежда,

транспорт и др.);

формирование фонематического слуха (рифма, начальный звук в

слове); знакомство с буквами (соотношение буквы и звука, строчные и

прописные буквы). Пример загадки: Жеребенок – это дикое животное?

Ёжик спит зимой? В слове Корова два слога? И т.п.

при формировании математических представлений и логического

мышления:

формирование понятия числа (сравнение множеств, знакомство с

цифрами для обозначения чисел);

формирование навыка счета; знакомство с плоскими геометрическими

фигурами

и

трехмерными

телами

(составление

из

частей,

пространственные преобразования);

нахождение

закономерностей

(продолжение

ряда,

определение

лишнего в группе). Примеры загадок: пять и один – это шесть? Если

сложить два треугольника – получится прямоугольник? И т.п.

«Загадка дня» расположена на стенде при входе в группу, где каждый

ребенок имеет возможность подумать и дать ответ. Дети могут вступить в

дискуссию со сверстниками или взрослыми – педагогами, родителями

сразу, как только сделали выбор своего ответа. Обсуждение продолжается

на утреннем групповом сборе, где воспитатель предоставляет каждому

желающему высказать своё мнение и аргументы. Чтобы проверить

правильность выбора ответа на загадку дети решают, в каких центрах

активности и каким способом можно получить достоверную информацию,

то есть происходит планирование дальнейшей деятельности.

Технология «Загадка дня» мотивирует детей на сбор достоверной

информации, помогает проблемному вопросу, возможно появившемуся в

ходе поиска ответа, превратиться в проект.

Перед составлением «Загадок дня», надо опираться на интересы и

увлечения детей, на событийность их жизни, но все же не отходить от

календарно-тематического планирования.

Технология «Загадка дня» планируется один день в неделю. Можно

ежедневно в каждом центре активности размещать мини-загадки, что

помогает детям выстраивать и планировать свою деятельность, проживать

свой день в ДОУ интересно. А когда сами «добывают» доказательства о

правоте ответа на загадку, то испытывают радость от своей значимости и

вдохновляются на следующие свершения.

Используя «Загадку» можно решить одновременно большое количество

задач, как познавательной направленности, так и решения вопросов

диагностики.

У

детей

формируется

умение

находить

информацию,

поддерживать дискуссию, планировать свою деятельность. А главное это

интересно и увлекательно!

Загадки можно составлять по образовательным областям:

Социально-коммуникативное развитие – например:

«У тебя глаза зеленые?, «Найди в зеркале отражение девочки»

Познавательное

развитие

формирование

математических

представлений и логического мышления, формирование обобщений и

категорий – например:

«Чьи следы?», «Какой фигуры не хватает?», «Сколько петушков

взлетело на забор?», «Кто быстрее переплывет реку – утенок или

цыпленок?»

Художественно-эстетическое развитие – например:

«Найди недостающую фрагмент узора цветка»

Физическое развитие – например:

«В какое время года катаются на лыжах?», «Какой предмет лишний?»

Загадка должна быть составлена так, чтобы она несла в себе

мотивацию к рассуждению, высказыванию своего мнения, поискам

ответа и выводам.

Технология основана на использовании вопросов, отвечая на которые

ребенок может выбрать ответ «Да», «Нет» либо выбрать правильный

ответ

из

предложенных

воспитателем

и

отметить

своей

индивидуальной карточкой. При этом дети вступают в дискуссию со

сверстниками или взрослыми, чтобы доказать свой ответ.

Технология «Загадка» требует от воспитателя творческих умений,

сообразительность, логику и внимание.

Методика помогает закреплению детских представлений в области

математики, грамоты, ознакомления с окружающим миром и т.д. решая

загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои

и чужие ошибки. Выполняя задания сначала с постоянной помощью

воспитателя, затем с эпизодически возникающей при необходимости и,

наконец, без помощи взрослого, дети приучаются к самостоятельности.

Ребята также учатся «читать» различные символы – от схематических

изображений до геометрических фигур, букв, слов.

Методика «Загадки» помогает быстро, ненавязчиво, незаметно для

ребенка провести диагностику усвоения им того или иного понятия.

Методика «Загадка дня»

1 слайд - Понятие «Загадка» по определению В. И. Даля, «это

что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее

любопытство; краткое иносказательное описание предмета,

предлагаемое для разгадки».

2 слайд - Авторы программы «ПРОдетей» предлагают не

обычную,

привычную

для

нас,

загадку,

а

загадку,

предполагающую только два варианта ответа «ДА» и «НЕТ».

3слайд - Методика «Загадки» помогает закреплению детских

представлений во всех образовательных областях. Решая загадки,

дети тренируют внимание, учатся замечать, исправлять свои и

чужие ошибки. Выполняя задания сначала с постоянной помощью

воспитателя,

затем

с

эпизодически

возникающей

при

необходимости и, наконец, без помощи взрослого, дети приучаются

к самостоятельности.

В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических

задач Е.Г. Юдина и Е.В. Бодрова рекомендуют применять методику

«Загадки»

для закрепления и систематизации пройденного

материала различного содержания.

4 слайд – читаю с экрана

5 слайд - «Загадка дня» расположена на стенде при входе в

группу, где каждый ребенок имеет возможность подумать и дать

ответ. Дети могут вступить в дискуссию со сверстниками или

взрослыми – педагогами, родителями сразу, как только сделали

выбор своего ответа. Обсуждение продолжается на утреннем

групповом сборе, где воспитатель предоставляет каждому

желающему

высказать

своё

мнение

и

аргументы.

Методика «Загадка дня» мотивирует детей на сбор достоверной

информации,

помогает

проблемному

вопросу,

возможно

появившемуся в ходе поиска ответа, превратиться в проект.

6 слайд – «Как выбирать загадки»

* при развитии речи и обучении началам грамоты:

формирование обобщений/категорий (домашние животные,

одежда, транспорт и др.);

формирование фонематического слуха (рифма, начальный

звук в слове); знакомство с буквами (соотношение буквы и

звука, строчные и прописные буквы). Пример загадки:

Жеребенок – это дикое животное? Ёжик спит зимой? В слове

Корова два слога? И т.п.

при

формировании

математических

представлений

и

логического мышления:

формирование

понятия

числа

(сравнение

множеств,

знакомство с цифрами для обозначения чисел);

формирование

навыка

счета;

знакомство

с

плоскими

геометрическими

фигурами

и

трехмерными

телами

(составление из частей, пространственные преобразования);

нахождение

закономерностей

(продолжение

ряда,

определение лишнего в группе). Примеры загадок: пять и

один – это шесть? Если сложить два треугольника – получится

прямоугольник? И т.п.

7 слайд – «Для старших»

Перед составлением «Загадок дня», надо опираться на интересы

и увлечения детей, на событийность их жизни, но все же не

отходить от календарно-тематического планирования.

Технология «Загадка дня» планируется один день в неделю.

Можно ежедневно в каждом центре активности размещать мини-

загадки, что помогает детям выстраивать и планировать свою

деятельность, проживать свой день в ДОУ интересно. А когда сами

«добывают» доказательства о правоте ответа на загадку, то

испытывают радость от своей значимости и вдохновляются на

следующие свершения.

8слайд - Используя «Загадку» можно решить одновременно

большое количество задач, как познавательной направленности, так

и решения вопросов диагностики. У детей формируется умение

находить информацию, поддерживать дискуссию, планировать

свою деятельность. А главное это интересно и увлекательно!



В раздел образования