Автор: Пылова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №2
Населённый пункт: г. Кировград Свердловская область
Наименование материала: Проект «Пожарная безопасность» во второй младшей группе «Солнышко»
Тема: Пожарная безопастность
Раздел: дошкольное образование
Проект: «Пожарная безопасность» во второй младшей группе «Солнышко».
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 3-4 года.
Тип проекта: познавательно - игровой
Вид проекта: игровой, информационный.
Срок реализации: с 14.09 по 25.09.2020
Актуальность: По статистики пожары возникают в основном по вине детской
шалости. Поэтому детям в самой доступной форме должны даваться первоначальные
знания по пожарной безопасности.
Цель: Дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу
человеку, но и вред.
Закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку
тушить пожар.
Углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара.
Дать детям начальные знания по пожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с понятием огонь.
Дать представление о пользе и вреде огня для человека.
Развивающие: Способствовать запоминанию детьми правил безопасного поведения
во время чрезвычайных ситуаций.
Развивать творческие способности детей.
Воспитательные: Воспитывать умение слушать и слышать педагога.
Воспитывать чувство самосохранения.
Прогнозируемый результат:
Формирование представлений о пожаре, огне; пожарной безопасности, активизация
позиции родителей по ознакомлению с пожарной безопасностью. Закрепляются
знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный – сбор материала для реализации идеи.
2. Организационный – составление плана проекта, определение сроков реализации.
Консультации для родителей, разработка конспектов.
3. Формирующий – проведение занятий, совместная работа с родителями по
оформлению выставок по теме, разучиванию ролей.
4. Итоговый-анализ результатов деятельности. Выставка детских работ. Проведение
развлечения «Кошкин дом»
Тематический план работы с детьми.
Познание:
Расширять и уточнять представления детей через рассматривание картинок, беседы.
Формировать представления о пожарной безопасности.
Развивать мышление, воображение, слуховое и зрительное восприятие.
Беседы:
№1 «Пожарная безопасность»
Цель: познакомить детей c основами пожарной безопасности и самосохранения
человека, научить пользоваться правилами пожарной безопасности.
№2 «Огонь – друг, огонь – враг».
Цель: дать детям понятие о пользе и вреде огня; развивать понятие быть всегда
осторожными с огнем.
№3 «Опасные предметы дома»
Цель: знакомство с источниками опасности дома. Формировать умение осторожно
обращаться с пожароопасными предметами.
№4 «Отчего происходят пожары?»
Цель: Дать детям первоначальные знания о том, что нужно слушаться взрослых и
нельзя брать опасные предметы – спички, и как действовать во время пожара.
№5 «Чем дым опасен для человека»
Цель: Дать детям представление о причинах возникновения пожара, о том, как дым
затрудняет работу пожарных.
№6 «Кто они пожарные!»
Цель: Расширять знания детей о трудной и опасной работе пожарных.
№7 «Спички не тронь в спичках огонь».
Цель: дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со
свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём.
№8 «Опасные предметы дома»
Цель: знакомство с источниками опасности дома.
Коммуникация:
Ситуативный разговор:
№1 «Как надо вести себя при пожаре»
Цель: Расширять словарный запас, совершенствовать навыки речевого общения.
Формировать умения детей давать полные ответы на вопросы.
№2 «Диалоги по телефону».
Цель: Учить детей звать на помощь, при возникновении опасности.
№3 «Доскажи словечко»
Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара. Развивать словарь,
внимание, память.
Художественное творчество:
Рассматривание иллюстраций Ю. Васнецова «Кошкин дом»
Рисование + аппликация : раскрашивание по контуру с элементами
аппликацией «Костёр».
Цель: Продолжать развивать творческие способности детей.
Познакомить с изображением костра, совершенствовать навыки рисования гуашью,
учить закрашивать рисунок кистью, не выходя за контур. Развивать воображение и
восприятие цвета. Обогащать представление детей о цветах и оттенках огня.
Развивать эстетическое восприятие, цветоощущение, умение передавать цвет огня.
Рисование «загорелся Кошкин дом»
Конструирование «Домик для кошки»
Лепка: «Пожарная лестница»
Цель: формировать умение лепить палочки приемом раскатывания пластилина
прямыми движениями ладошек, соединять детали, сглаживать пальцами поверхность
вылепленных предметов; прививать желание лепить.
Конструирование: «Гараж для пожарных машин»
Цель: Упражнять в строительстве гаража любыми усвоенными способами. Развивать
конструктивное творчество, предлагая самостоятельно придумывать и строить
дополнительные сооружения. Развивать речевое и игровое общение.
Чтение художественной литературы:
Цель: Познакомить детей с произведениями
С. Маршака «Пожар», «Кошкин дом»,
Б.Житков «Дым», «Пожар»,
П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»;
чтение стихов О.Вациетис «Спички»,
Е.Харинская«Спичка – невеличка»
Загадывание загадок.
Игровая деятельность:
Разрезные картинки «Сложи пожарника»,«Сложи пожарную машину»
Цель: Развивать мелкую моторик рук, формировать умение соединять части предмета
в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развивать память, мышление,
внимание.
Дидактические игры:
«Найди опасные предметы»
Цель: помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья ,
«Можно, нельзя»
Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности. Продолжать
формировать положительное отношение к запретам взрослых; (знать, что можно
брать, а что нельзя).
Д/и «Найди отличия», «Четвёртый лишний»
Цель: закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения
пожара; развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.
«Хорошо - плохо»
Цель: Закрепляет представление об огне, умение определять его хорошие и плохие
стороны. Дает понять детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
«Чем тушат пожар»
Цель: Закреплять знания детей о предметах, с помощью которых можно потушить
пожар.
«Найди нужный предмет».
Цель: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной
тематики.
«Чем тушат пожар»
Цель. Закреплять знания детей о предметах, с помощью которых можно потушить
пожар.
Сюжетно – ролевые игры:
№1 «Пожарная тревога»
Цель: развивать координацию, быстроту реакции, умение быстро ориентироваться в
пространстве.
№2 «Отважные пожарники»
Цель: Закреплять знания детей о правилах поведения при пожаре;
Развивать внимание, находчивость, ловкость. Воспитывать чувство дружбы,
взаимоотношения.
Проблемная ситуация:
№1 «Если в квартире много дыма»
Цель: Закрепить с детьми правила безопасности. Воспитывать у детей внимание,
сосредоточенность, логическое мышление. Формировать умение оценивать
возможную опасность, осторожное отношение к предметам, являющимися
источниками пожарной опасности.
№2«Если в доме что-то загорелось»
Цель: формировать умение использовать элементарные правила пожарной
безопасности. Формировать умение осторожно обращаться с пожароопасными
предметами.
Игровое упражнение:
№1 «Тушение огня» (метание мешочков в горизонтальную цель)
№2 «Диалоги по телефону». Цель: Учить детей звать на помощь, при возникновении
опасности.
Создание развивающей среды:
Подбор книг в книжный уголок по теме: «Пожар».
Работа с родителями:
Печатная информация на тему:«Безопасность ребёнка в быту», анкетирование
родителей «Правила поведения во время пожара», советы для родителей «Помогите
детям запомнить правила пожарной безопасности».
На сайте группы: мультфильм по пожарной безопасности,
«РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ О ПРАВИЛАХ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ»
Итоговое мероприятие: развлечение «Кошкин дом»
РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ во второй младшей
группе
Цель: в игровой форме формировать знание правил пожарной безопасности и
причин возникновения пожаров, формировать представление детей о
пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.
закрепить осознание важности профессии пожарный
Задачи:
способствовать формированию элементарных знаний о пожаре, его
последствиях, действиях во время пожара; формировать понятия о профессии
пожарного; учить отвечать на поставленный вопрос, активизировать в речи
детей слова по теме: пожар, пожарный
СЦЕНАРИЙ:
Дети заходят в зал и садятся на стульчики. Раздается звонок. (фоновая музыка
звуки пожара)
-Здравствуйте дорогие ребята, я пожарный Поливайкин, срочно нужна ваша
помощь! Лесные звери попали в беду. Ребята, маленькие зверята баловались со
спичками и случайно подожгли лес. Теперь горят все деревья. Нужно срочно
спасать зверей и перенести их в другой лес. Наша пожарная машина сломалась
и нам нужна ваша помощь. Вы поможете? (ответы детей)Я приглашаю вас
стать юными пожарными. Но для этого нужно выполнить трудные задания. А
задания я вам послал с быстрым ветром
Залетает ветер (ребенок) с конвертом и отдает его ведущей
Ведущий: Ну что, ребята, справимся с трудными заданиями?
1 задание Игра «Хлопай-топай».
Ведущая: Я буду перечислять различные действия. Если они безопасны – вы
хлопайте, а если названные действия могут привести к пожару – топайте:
- рисовать можно? (хлопают);
- читать? (хлопают);
- поджигать бумагу? (топают);
- петь песни? (хлопают);
- лепить из пластелина? (хлопают);
- вырезать из бумаги? (хлопают);
- играть со спичками? (топают);
- зажигать свечки? (топают);
- играть в мяч? (хлопают);
Ведущая: Молодцы! Справились с первым заданием. Ведущий: Ребята, а каким
должен быть настоящий пожарный? (ответы детей: сильным, ловким, смелым,
быстрым, отважным) Как вы думаете, а вы сильные, ловкие, смелые, быстрые.
(ответы детей). Все готовы помочь лесным зверям? (ответ детей)
Ведущий: наше второе задание спасти зверей
№2 Игра «Спаси зверей» Звучит музыка «Пожарные»(На гимнастической
лесенке приклеплены 2 корзиночки с игрушками диких зверей на уровне 5-и
лесенок. Дети делятся на 2 команды, подбегают к лесенке, залезают, достают
игрушку и относят на полянку к деревцу в другую сторону зала)
Ведущий: Молодцы ребята! Справились со вторым заданием. Послушаем 3
задание.
Загадки
1.В мире есть она повсюду, без неё так трудно людям,
С огнём справится всегда. Что это друзья? (вода)
2.Что за тесный, тесный дом? Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестричек может вспыхнуть, как костёр. (спички)
3. В природе от солнца бывает загар, А в доме от спичек бывает... (пожар)
4.Победит огонь коварный, тот кого зовут– (пожарный).
Спешит машина красная не выключая фар,
На службу на опасную спешит тушить пожар. (Пожарная машина)
5.Крепко помните, друзья, что с огнём шутить …. (нельзя)
Физ.минутка «Спички»
Ведущая: А теперь давайте сделаем небольшую разминку.
Спички опасны, их только тронь (грозят пальчиком)
Сразу появиться яркий огонь! (Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками)
Сначала маленький (Руки перед собой сложены в свечку)
А потом большой, большой! (Разводят руками)
Подул ветерок (Дуют и раскачивают руками над головой)
Раз, раз
И огонь погас (Опускают руки)
Снова звучит звонок.
ПОЛИВАЙКИН: Ну что ж, с заданиями вы справились, я принимаю вас в
юные пожарные. Лесные жители благодарят вас за спасение зверей и тушение
леса и награждаем медалями «Отважный пожарник». С огнем не играйте, с
огнем не шалите! Здоровье и жизнь свою берегите! Если ты о пожаре вдруг
услыхал, скорей об этом дай нам сигнал! Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер — 01! До свидания, ребята!
Дети прощаются с Поливайкиным.
Ведущий: ребята вы не устали?(ответы детей) Еще поиграем?(ответы детей)
Игра «Топаем, хлопаем»
Цель: развитие внимания, закрепление правил поведения при пожаре.
Условие: если дети поступают правильно — хлопают, если неправильно –
топают.
Ведущий:
Знаю я теперь, друзья, что с огнем играть нельзя! (хлопают)
Спички весело горят, буду с ними я играть. (топают)
Знаю я, знаю я зажигалку брать нельзя (хлопают)
Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)
Если в квартире пожар я игрушки не возьму, а из дома побегу и соседей позову
(хлопают)
Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)
Клим увидел: дом горит, мальчик «01» звонит. (хлопают)
Звучит музыка «Сказка начинается»
Ведущий: Ребята, слышите? Сказка начинается! Давайте возьмемся за руки и
встретим ее.(Проходят по залу 1 круг и усаживаются на стульчики)
Театрализация сказки «Кошкин дом» (сокращенная версия)
Кошка благодарит друзей за спасение.
Дети-зрители хлопают.
Вбегает зайчик: Я от Поливайкина, принес ваши медали!
Ведущий: Спасибо, заинька
Заяц: Вам спасибо за наше спасение!(кланяется) и до свидания!(убегает)
Ведущий: Ребята, мы сегодня отлично постарались! Справились с трудными
заданиями, были пожарными (спасали лес и зверей), помогли кошке спасти дом.
Мы молодцы, и сейчас я хочу вам раздать ваши награды. (Раздаются медали).
Наше музыкальное занятие сегодня было необычное, оно вам понравилось?
(ответы детей). Мы очень рады! Нам пора возвращаться в группу и собираться
на прогулку(под спокойную музыку дети выходят из зала)
НА САЙТЕ ГРУППЫ РАЗМЕЩЕННО
«РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ О ПРАВИЛАХ ПОЖАРНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ» Дорогие родители все мы, хотим своим детям счастья. Общим
чаянием всех родителей является здоровье детей и их безопасность. Но если
обратиться к статистике, то каждый двадцатый пожар в России происходит в
результате детской шалости или неосторожности с огнем. Почти все маленькие дети
проявляют повышенный интерес к огню, не осознавая в полной мере его
потенциальную опасность, их неудержимо манит к этому чуду природы.
Так как же научить детей пожарной безопасности? На практике оказалось, что это
достаточно сложная задача, причем не только в масштабах отдельно взятого ребенка,
но и человечества в целом. Выражения «Пожар легче предупредить, чем потушить»,
«Вор оставит хотя бы стены, а пожар — ничего» известны всем и каждому, но
пожаров от этого меньше не становится.
Стало понятно, что пожарной безопасности надо учить всю жизнь, и начинать как
можно раньше. Вокруг много опасных, но соблазнительных для ребенка ситуаций. Не
всегда любящие руки родителей окажутся рядом. Это касается даже самых маленьких
детей — сколько случаев, когда мама побежала в аптеку напротив, а беда произошла в
считанные секунды.
Поговорите со своим ребенком о правилах пожарной безопасности.
1. Важно, чтобы ребенок осознал, что спички - это не игрушка, а огонь - не забава,
чтобы у него сложилось впечатление о пожаре как о тяжелом бедствии.
2. Необходимо учить детей правилам пользования бытовыми электроприборами
3. Расскажите об опасности легковоспламеняющихся жидкостей.
4. Научите ребенка правилам поведения в случае возникновения пожаров. Дети
должны знать свой адрес и телефон пожарной охраны. Объясните детям, что при
пожаре не нужно стараться что-то вынести из дома и что не нужно спасать вещи. Дети
должны сконцентрироваться только на одной задаче — выйти невредимыми из дома.
5. Чрезвычайно опасно, если дети остаются в запертых квартирах или комнатах. В
случае пожара они не смогут выйти из охваченного огнем помещения наружу.
6. Не оставляйте спички и зажигалки в доступном для ребенка месте.
7. Не разрешайте ребенку самостоятельно запускать фейерверки.
8. Не оставляйте ребенка одного присматривать за топкой печи.
9. Расскажите ребенку об опасности разведения костров, поджигании тополиного пуха
и сухой травы.
10. Не редки случаи, когда детская шалость переходит в хулиганство. Ради
развлечения ребята пускают с крыш домов и балконов горящие «самолетики»,
поджигают почтовые ящики, обшивки дверей квартир, бросают в подъезды домов
зажженные дымовые шашки, совершенно не думая, к каким последствиям могут
привести такие развлечения. Не будьте безучастны - объясните детям о пожарной
опасности!