Автор: Юлия Петровна Богданова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №47
Населённый пункт: г. Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Конспект занятия по развитию речи
Тема: "В мире звуков"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
занятие по развитию речи
в средней группе на тему:
«В мире звуков»
(звуковая культура речи)
Выполнила
воспитатель
Богданова Ю. П.
Тамбов 2021
Тема занятия: «В мире звуков»
Цель:
Объяснить детям артикуляцию звуков [с], [з], [ш], поупражнять
в правильном, отчётливом его произношении в словах и фразовой
речи.
Задачи:
Образовательные:
закреплять навык правильного произношения звуков [с], [з], [ш].
Напомнить
детям
артикуляцию
звука
[ж];
поупражняться
в
произношении звука [ж] в словах и фразах; учить произносить звук
утрированно.
Развивающие:
активизировать
словесно-логическое
мышление,
развивать
слуховое
внимание,
артикуляцию
и
мелкую
моторику.
Способствовать укреплению психофизического здоровья детей.
Воспитательные:
формировать
интерес
к
познавательной
деятельности,
любознательности, желание участвовать в театральной деятельности.
Предварительная работа:
работа с карточками, определение и нахождение звуков [з], [с],
[ш]
в
словах,
разучивание
инсценировки
«поющий
букет»,
артикуляционная гимнастика.
Материал к занятию:
шапочки змеи, филина, лягушат, костюм «жука», панно «лесное
озеро», корзина.
Раздаточный материал:
предметные карточки на звук[ж], белые карточки.
Ход занятия.
Ребята, какое сейчас время года?
Верно на улице весна, весело щебечут птицы, ярко светит
солнышко
Гимнастика для глаз «Солнышко»
Воспитатель: Солнышко утром вставало
Солнышко тучки считало
Посмотрело вверх,
Посмотрело вниз
Вправо, влево
(соответствующие движения глазами)
Глазками посмотрело
И закрыло глазки
Не хочется солнышку просыпаться.
Пока у детей глаза закрыты появляется солнышко (ребенок в
роли солнышка)
Воспитатель: Посмотрите,
какое
солнышко
к
нам
пожаловало!
Воспитатель, Солнышко и дети делают массаж лица
Личико солнышко согрело
Потеплело, потеплело
(поглаживающие движения от середины лба к верхней части
ушей, от носа к средней части ушей)
Наши ручки потянулись (тянемся вверх)
Наши губки улыбнулись (улыбнуться)
Воспитатель:
Солнышко ярко светит, погода замечательная, а
хотите сейчас оказаться на лесном озере и посмотреть, что там
происходит?
Тогда закрывайте все глаза и послушайте (звучит фонограмма
«Голоса птиц»)
Воспитатель: Вот и оказались мы с вами на лесном озере
(Открывается картина «Озеро», на экологическом экране)
С приходом весны лес наполнился различными звуками. А что
вы слышали? (Весело поют птички)
А вот я услышала, как спешит к лесному озеру ручеек и льётся
талая вода, попадая в озеро.
Как льется водичка? (с-с-с). Кружатся и звенят над озером
комарики? Какую песенку они поют? (з-з-з). Я слышу, квакают
лягушки.
Лягушки: (девочки 3-4 человека)
Ква-ква!
Подходите к нам, лягушкам,
Тяните губки прямо к ушкам (улыбаются)
Воспитатель: Улыбнулись
нам,
подружки,
большеглазые
лягушки, давайте поупражняемся вместе с лягушками
Артикуляционное упражнене «Лягушки»
Растяните свои губки,
Мы увидим ваши зубки
Потянете-потянете
Нисколько не устанете
А теперь изобразим, как лягушки ловят комариков
Пальчиковая игра «Лягушата»
Рот пошире открываем
В лягушат мы поиграем
А теперь закроем рот
Лягушонок наш жует.
(ладонями обеих рук имитируем лягушат, большой палец
соединяем с остальными сомкнутыми пальцами)
Воспитатель: На высокой сосне, в лесной тишине,
Добрый филин - у да у
Будем подражать ему.
Филин: (мальчик) Губы «Хоботом» тяну
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Воспитатель: Ой, ребята, в этих кустах кто-то шевелится и
шипит, похоже на веревочку. Кто это? (Змея) ш-ш-ш
Давайте и мы пошипим, сначала громко. Потом тише.
Змея: (девочка) Подражайте вы змее
С нею будьте наравне.
Высунем язык и спрячем
Только так, а не иначе
(артикуляционное
упражнение
и
изображаем
змею
ладошками)
Воспитатель: Ребята, а я еще слышу звук над лесным озером «ж-
ж-ж». Чья это песенка? (Жука)
Проснулись майские жуки.
Для того, чтобы у нас получилась такая же звонкая песенка,
кончик языка мы спрячем за верхние зубы, закроем их губы сделаем
круглые и добавим звук. (Показ артикуляции звука (ж))
Спойте
песенку
жука
не
громко
(индивидуально)
и
по
подгруппам (девочки и мальчики).
А сейчас мы превратимся с вами в жучков.
п/и «Жучки» (физкультминутка)
День — жуки жужжат и летают
Ночь — ложатся на спину и медленно шевелят руками и
ногами.
Песенка жука в одних словах живет, а в других не живет. Сядьте
на свои места за столы и посмотрите на картинки. Тихо и медленно,
шепотом назовите что на них изображено и догадайтесь в названии
какой картинки спряталась песня жука -ж- Когда найдете, закройте
эту карточку квадратом из белой бумаги. В каком слове живет звук
«ж»? Выслушивает (10 детей)
А сейчас я вам прочитаю стихотворение В.Бирюкова
«Почему букет поет?»
Жук в рубашке полосатой
Полетел играть к ребятам
На цветок лиловый сел
Песню звонкую запел
Сока сладкого хлебнул
В колокольчике заснул
Да попал в букет к Маринке
и жужжит, жужжит в корзинке
А Маринка не поймет
Почему букет поет?
Почему же пел букет?
А хотите послушать и посмотреть рассказ о том, как жук заснул
в колокольчике и попав к девочке испугался. Я буду рассказывать, а
девочки показывать. А вы нам когда я попрошу помогайте.
Инсценировка рассказа «Поющий букет» В. Бирюкова
Вокруг нашего озера выросло много цветов (раскладывает
цветы на ковре). Летел жук по свои делам и жужал:
Жук: - Жуть как пить хочется?
О чем жужжал жук? (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Увидел он лиловый цветок «обрадовался»:- «Тут я найду чем жажду
утолить»
Залез в колокольчик и осмотрелся: «- Красиво, жить можно».
Что прожужжал жук? (Жить можно)
Попробовал усиками дно цветка и сказал: «- Сок! Вкусный.»
Попил он, и стало ему весело: «- Жить хорошо!» - запел жук. О чем
запел жук? (Жить хорошо)
Пел, пел и не заметил, как уснул. Шла по лугу девочка, цветы
собирала. Набрала разных цветов в корзинку и принесла домой, и
вдруг раздалось жужжание: «- Жуть! Куда я попал? Тут же люди
живут». О чем жужжал жук на этот раз? (ответ детей)
Ну вот, погуляли мы около озера, пора нам и в детский сад.
Закрываем глаза, птички нам поют. Вот мы и опять в детском саду.
Какие же звуки мы услышали на лесном озере?
Подведение итогов.