Автор: Кузнецова Елена Леонидовна
Должность: концентмейстер
Учебное заведение: Центр "Юность", ДДТ "Романтика"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Будем музыку считать"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА
«ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР «ЮНОСТЬ»
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РОМАНТИКА»
Методическая разработка
Открытого занятия образцового детского
коллектива студии эстрадного танца «Каприз»
Тема:
«Будем музыку считать..»
Автор-составитель:
Кузнецова Елена Леонидовна,
концертмейстер
Новосибирск 2021г.
Содержание:
1. Пояснительная записка
1.1. Актуальность
1.2. Цель занятия, задачи, адресат
1.3. Особенности организации деятельности
учащихся
1.4. Материально-техническое обеспечение
1.5. Методы обучения
1.6. Педагогические технологии
1.7. Планируемые результаты
2. План занятия
3. Список литературы
1.
Пояснительная записка
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях
в хореографических классах с детьми работают два педагога - хореограф и
музыкант (концертмейстер). Дети получают не только физическое развитие,
но и музыкальное.
Музыка и танец в своем гармоническом единстве - прекрасное средство
развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Развитие
«музыкальности»
танцевальных
движений
-
задача
концертмейстера, в его обязанности входит также участие в решении
образовательных и воспитательных задач.
В своей работе, для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного
возраста я подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, несложной
мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: марш,
полька, вальс и т.д. В процессе занятий и в паузах между ними знакомлю
детей с новыми музыкальными произведениями. У концертмейстера нет спе-
циальных уроков, но всегда есть небольшие паузы, которые можно
заполнить музыкой, привлечь внимание детей.
1.1.
Актуальность:
Танец и музыка должны быть единым целым. Поэтому с первого занятия
учащимся необходимо осваивать не только движения, но и музыкальность.
Не все дети одинаково слышат музыку, не у всех детей развит музыкальный
слух, а значит необходимо уделять время на занятиях развитию этой
способности. Конечно же, заниматься с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста возможно только через игру. Поэтому я активно
использую элементы игровых технологий. Игровая деятельность более до-
ступна, понятна и интересна ребенку. В процессе музыкальной игры у детей
развиваются навыки осознанного движения под музыку в пространстве,
способность
к
элементарной
импровизации.
Игровые
моменты
дают
возможность раскрыть характер ребенка, его артистические данные, так
нужные для выступлений на сцене.
1.2.
Цель:
Развитие у обучающихся способности слышать музыку и выполнять
движения в нужном темпе, ритме и размере, который диктует
музыкальный материал.
Задачи:
Образовательные:
формирование понятий: темп, ритм и музыкальный размер;
Определение понятия формы музыкального произведения;
Развитие
понимания
начала
и
конца
музыкального
предложения.
Развитие познавательных интересов и творческого потенциала
учащихся.
Развивающие:
развитие координации движений и музыки;
развитие осмысленного исполнения движений, направленность
их на определенные части человеческого тела;
укрепление опорно-двигательного аппарата;
развитие выносливости и постановки дыхания;
психологическое раскрепощение учащихся.
Воспитательные:
формирование эстетического восприятия музыки;
воспитание умения вести себя в коллективе;
формирование чувства ответственности;
активизация
творческих
способностей,
фантазии,
воображения;
умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.
Адресат: возраст детей 5-7 лет
Количество обучающихся: 8 чел.
1.3 Особенности организации деятельности учащихся
1.4 Материально-техническое обеспечение:
помещение: занятия проводятся в кабинете общей площадью 67,5
кв.
метра,
соответствующем
требованиям
ТБ,
пожарной
безопасности, санитарным нормам. Кабинет имеет достаточное
освещение и периодически проветривается. В наличии имеется
раздевалка,
аптечка
с
медикаментами
для
оказания
первой
медицинской помощи.
оборудование, непосредственно задействованное в процессе:
зеркала, музыкальный центр, поднос с 4 яблоками, 4 не больших
мяча.
1.6 Методы обучения:
наглядно-слуховой (слушание музыки во время показа движений
педагогом);
словесный (педагог вместе с концертмейстером, помогает понять
содержание музыкального произведения, побуждает воображение,
способствует проявлению творческой активности);
практический (конкретная деятельность в виде систематических
упражнений).
1.7. Педагогические технологии:
информационно-коммуникационные технологии,
мотивирующе-стимулирующая технология;
здоровьесберегающая технология;
личностно-ориентированная
технология
с
дифференцированным
подходом.
1.8. Планируемые результаты
личностные:
двигательная самореализация обучающихся;
восприятие «образа Я» как субъекта музыкально-двигательной,
танцевальной деятельности;
развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, координации
движений;
развитие мотивации к преодолению трудностей;
умение принимать и сохранять учебную задачу;
метопредметные:
регулятивные:
освоение умения различать размер музыкального сопровождения;
освоение умения вести счёт во время выполнения движений под
музыку;
формирование способности слышать начало и конец музыкальной
фразы;
планирование и умение придерживаться заданной последовательности
движений, действий;
развитие умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства
и передавать свои чувства и эмоции с помощью двигательного
самовыражения;
познавательные:
приобщение к достижениям национальной, российской и мировой
музыкальной культуры;
установка
на
здоровьесберегающее
поведение,
ориентация
на
выполнение правил здорового и безопасного образа жизни;
коммуникативные:
умение взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные
и
невербальные
средства
общения
на
занятии
ритмическими
упражнениями
предметные:
Чувствовать все части тела, знать их название и двигательные
возможности (например: щиколотка, крестец, лопатки и т. д.)
Держать правильную осанку выполняя различные движения (прямая
спина, опущенные плечи, подтянутый крестец)
Уметь выполнять движения в заданном направлении.
Координировать движения под музыку;
Создавать образы в соответствии с музыкальным произведением
(радость, грусть, злость, мечтательность, доброжелательность и пр.)
Не бояться выступать перед аудиторией
Находить общий язык со сверстниками; научиться работать в паре, в
команде;
формирование устойчивой мотивации к занятиям танцами.
2. План занятия
Этапы занятия
Взаимодействие
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Подготовительно-
организационная
часть
Педагог-концертмейстер
выстраивает детей, приветствует
детей и оглашает тему занятия.
Дети под весёлую музыку
входят в танцевальный
класс и выстраиваются в
одну линию перед зеркалом.
Теоретическая часть:
Знакомство с
нотками
знакомство сильными
и слабыми долями
педагог задаёт вопрос:
«Скажите ребята, а зачем
нужно считать музыку?»
объясняет длительность
нот.
Дети внимательно слушают
педагога и отвечают на его
вопросы.
Практическая часть :
1.
игра:
«Ритмиче
ское
знакомств
о».
2.
Игра
«Топ-
хлоп»
3.
Игра
«Двигайс
я-замри»
4.
Игра
«Угадай
животное
».
1.
Педагог обьясняет
правила игры и помогает
деткам в случае
затруднения.
2.
Педагог объясняет детям,
что означает
«музыкальное
предложение (фраза)» и
показывает, как выделить
начало и конец
музыкальной фразы.
Затем повторяет вместе с
детьми и следит за
правильностью
исполнения. Далее
контролирует
самостоятельное
выполнение.
3.
Педагог объясняет
правила игры, показывает
на примере и затем
контролирует процесс
1.
Дети запоминают
правила игры и
следуют подсказкам
педагога.
2.
Дети слушают
объяснение, повторяют
за педагогом. И затем
выполняют задание
самостоятельно.
3.
Дети слушают
объяснение, повторяют
за педагогом. И затем
выполняют задание
самостоятельно
4.
Дети запоминают
правила игры и
следуют подсказкам
педагога
игры
4.
Педагог объясняет
правила игры, показывает
на примере и затем
контролирует процесс
игры
Самостоятельная
работа
«Игра с мячом»
Педагог раздаёт мячи и объясняет
правила игры,
показывает как нужно делать.
Затем контролирует процесс игры.
Дети внимательно слушают
правила игры, пробуют играть
вместе с педагогом, затем
играют самостоятельно.
Подведение итогов.
Педагог строит детей и задаёт
вопрос: «Понятно ли им стало,
для чего и как нужно считать
музыку?». И вместе с ними
формулирует ответ. Объявляет
конец занятия, благодарит детей
за внимание, провожает из класса.
Дети выстраиваются в полукруг
или линию. Отвечают на
вопросы педагога, подводя итог
занятия.
Под весёлое музыкальное
сопровождение дети друг за
другом выходят из класса.
Сценарий открытого занятия
«Раз, два, три, четыре, пять – будем музыку считать»
1.
Дети под весёлую музыку входят в танцевальный класс и
выстраиваются в одну линию перед зеркалом.
Педагог-концертмейстер приветствует их и говорит тему занятия.
2.
Потом задаёт вопрос: « Скажите ребята, а зачем нужно считать
музыку?»
Сообща, они находят ответ.
3.
Первая игра: «Ритмическое знакомство».
Каждый ребёнок, по очереди, называет своё имя, хлопая в ладоши на
каждый слог: «А-ня», «Ма-ша», «Ми-ла-на» и т.д.
Затем все вместе хлопают и маршируют одновременно, считая по
восьмёркам.
Теперь каждый, по очереди, не просто называет своё имя с хлопками, а
делает шаги вперёд ( раз-два-три-четыре) и потом назад ( пять-шесть-семь-
воемь) в линию. Все остальные непрерывно поддерживают ритм хлопками
и шагами на месте.
4.
Следующий вопрос, который задаёт педагог-концертмейстер:
«Ребята, а почему мы считаем до восьми или до четырёх, а иногда
раз-два? Никто не знает? Тогда я вам сейчас расскажу».
Для того, чтобы дошкольникам было понятней, педагог знакомит детей с
целой ноткой, половинкой, четвертинкой и восьмушкой на примере яблока.
Целое яблоко – целая нотка, две половины яблока – две половины нотки,
яблоко, разрезанное на четыре части – четвертинки и разрезанные
четвертинки – восьмушки.
Далее педагог показывает целую нотку, описывая большой круг руками на
четыре счёта, при этом первый счёт акцентирует хлопком. Дети повторяют.
Потом педагог показывает две половинки нотки, описывая два круга
руками на два счёта, акцентируя «раз» хлопком. Дети повторяют. Далее
идут четвертинки – четыре круга руками на один счёт с хлопком. И,
наконец, восьмушки – 8 хлопков. Всё это на фоне ритма, задаваемого
ходьбой на месте.
Теперь дети встают в две линии. Начинают маршировать на месте, при этом
сначала первая линия делает круги и хлопки руками, показывая целую, две
половины, четыре четверти и восьмушки, а затем вторая линия.
5.
Игра «Топ-хлоп»
Перед началом игры педагог объясняет детям, что точно также как из слов
складывается предложение, так и музыкальное предложение складывается
из нот. Как пример, берётся известная детская песенка: «Пусть бегут
неуклюже пешеходы по лужам..».
Дети встают в круг. На первую музыкальную фразу идут в одну сторону,
хлопая в ладоши на начало и топая на конец. На вторую в другую сторону,
точно также обозначая начало и конец фразы. Когда участникам становится
понятно, где начало и конец музыкального предложения, можно начинать
следующую игру.
6.
Игра «Двигайся-замри»
Сначала игра проводится на примере уже знакомой песни, под фонограмму
или аккомпанемент.
Правила такие: на первую музыкальную фразу можно двигаться в любом
направлении, а на вторую замереть, и так дальше. Если игра проводится
под аккомпанемент, то можно громче играть двигательную фразу и тише
статичную. Если все участники поняли, что такое музыкальная фраза
(предложение), то можно брать другие, более сложные, композиции.
Следующий этап игры не просто двигаться, а показывать через движения
характер музыки (весёлый-грустный, добрый-страшный, быстрый-
медленный)
7.
Игра «Угадай животное».
Педагог или аккомпанирует сам, или включает фонограмму с различными
музыкальными произведениями, ярко иллюстрирующими какое-либо
животное. А дети должны без слов показать через движения, о каком
животном, по их мнению, идёт музыкальный рассказ. Это может быть
«Умирающий лебедь», «Танец маленьких утят», музыка Чайковского,
Мусоргского, музыка из мультфильмов и т.д. Можно попросить детей
каким-либо жестом или движением выделять начало музыкального
предложения.
8.
Теперь наступил черёд знакомства с сильными и слабыми долями в
музыке и музыкальным размером.
Дети садятся на пол полукругом. Педагог рассказывает им о том, что в
любом музыкальном произведении есть сильные и слабые доли. Сильная
доля, это как удары пульса у человека. Она всегда будет на счёт «раз».
Педагог-концертмейстер включает, а ещё лучше играет сам выбранную
композицию, в которой чётко прослушиваются сильные и слабые доли.
Каждую сильную долю нужно выделить хлопком, а слабые простучать по
коленям. Далее, то же самое стоя: сильная доля – хлопок, слабая – удар по
бёдрам. Потом бежим или идём по кругу, выделяя сильные доли хлопком.
9.
«Игра с мячом»
Чтобы юным танцорам не было скучно, подключается мяч.
Участники делятся на пары, у каждой пары по мячу. Педагог-
концертмейстер создаёт им музыкальное сопровождение, где чётко
выделяются сильные и слабые доли. Первый участник должен на сильную
долю в музыке ударить мяч об пол так, чтобы он отскочил в руки партнёру.
Второй участник на слабую долю перекидывает мяч по верху или
перекатывает мяч по полу обратно первому. Потом дети меняются местами.
10. Занятие подходит к концу. Дети выстраиваются в полукруг или
линию, и педагог опять задаёт вопрос: «Понятно ли им стало, для
чего и как нужно считать музыку?». И вместе с ними формулирует
ответ.
Под весёлое музыкальное сопровождение дети друг за другом выходят из
класса.
1.
Список литературы
1.
Рокитянская Т. «Воспитание звуком. Музыкальные занятиями с
детьми 3-9 лет» изд. Академическое развитие 2002г.
2.
Иванова О., Кузнецова «Новый музыкальный букварь»
изд. Феникс 2006г.
3.
Давиденко Е. Э., Фадеева И. Ю.
«Музыкальные странички для начинающих».
Изд. Едиториал УРСС 2020г.
4.
Абелян С. «Забавное сольфеджио». М. «Советский композитор»,
1982 Алексеева Л.Н.
5.
«Игровое сольфеджио для малышей». М. Московская
консерватория, 1996.
6.
Альтерман С. «40 уроков начального обучения музыке детей 4-6
лет» тетр. II. С. П. Композитор 1999.
7.
Бырченко Т.В. «С песенкой по лесенке. Методическое пособие для
подготовительных классов ДМШ». М. «Советский композитор»,
1984.
8.
Вейс П. «Ступеньки в музыку». М. «Советский композитор», 1980.
9.
Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь». М. «Музыка», 1985.