Автор: Лирник Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Иркутская Область г Зима
Наименование материала: обобщение опытом
Тема: "Метеостанция в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
«Метеостанция в детском саду»
Метеостанция в нашем детском саду – часть экологического воспитания, она помогает
детям понимать природу, анализировать и делать вывод.
Метеостанция в детском саду, сделанная своими руками, поможет разнообразить
ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их сточными науками, с
миром исследований и открытий.
Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как
изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как
наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям
дети. Ведь, все дети по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста, очень
любопытные, они тянутся к новым познаниям. Поэтому им то эти наблюдения доставляют
целый неописуемый спектр всевозможных эмоций и ярких впечатлений
Актуальность:
Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за
погодой, актуален? Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за
явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного
учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов,
которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить
их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих,
у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять
проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться
полученной информацией.
Проблема:
У дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики
организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных
приборов.
Цель Создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской
деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных
представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с профессией метеоролога;
- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и
животного мира (народные приметы о погоде);
- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером,
барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
- формировать представления о четырех частях света;
- познакомить детей с назначением метеорологической станции, с мете домиком и ее
содержимым;
- привлечение родителей к изготовлению мете приборов для наблюдения за погодой.
Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные
условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки,
неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник
наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему
экологии, знаний времен года, природных явлений.
Наблюдение за погодой, дети учатся
выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети
наблюдают не только сами явления погоды, но их воздействия на окружающие предметы.
Наблюдение за погодой состояния из определения состояния неба, наличия или
отсутствия осадков, и ветра, степени тепла и холода. Проводить беседы, дети сравнивают
какая погода была вчера вечером, а какая сегодня. Сравнить температуру воздуха в тени и
открытой местности.
Отмечать сколько выпало осадков после дождя. Ну и конечно отмечать стрелкой какая
погода в данный момент.
Так вот, чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за ее природными явлениями, а
еще уметь предсказывать ее изменения в ближайшее время не обязательно обращаться к
профессиональным синоптикам. Это все можно делать самостоятельно, используя не
замысловатые предметы.
Для этого вам понадобятся следующие предметы:
• флюгер;
•дождемер (осадкомер);
•ветряной рукав;
•термометр;
•компас;
•кормушки;
•вертушки.
. Эти предметы прикрепили к специальным ранее сделанным шестам и вставили в землю.
Ведь только с помощью погодных изменений мы сможем делать свои наблюдения.
Итак, «измерительные приборы» у нас с вами готовы, а теперь давайте разберемся, как же
они работают и как их можно использовать в обучении детей.
С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать
за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком
направлении дует ветер.
Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную
емкость с измерительной шкалой, дети смогут измерять количество осадков.
Снегомер- наблюдение за снежным покровом
Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты.
Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света,
благодаря дуновению ветра.
А вот компас научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся
север, юг, запад и восток.
Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью
этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде.
А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения
направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать
детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения
будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.
Главное все приборы разместить в определённой последовательности. Стенд магнитно-
маркерный
Стенд магнитно-маркерный для рисования мелом.
В оформлении метеостанции используют стенд, на котором наглядно отражены погодные
условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий
отмечают на стенде нужные показатели Стенд поможет организовать пространство — он
станет основой для вашей метеостанции, а уже рядом с ним размещать термометр,
дождемер и другие приборы. Метеостанция — это отличный повод для реализации
творческих вдохновений. Можно сделать интересные вертушки с детьми и разместить их
на вашей станции.
Консультировать и советовать родителям, что прогулку в природу целесообразно
связывать с чтением книг, стихов, рисованием, чтобы дети потрогали, понюхали,
постучали, совершили какие-то манипуляции: слепить снеговика, нарисовать на мокром
песке узоры, поймать солнечного зайчика, запустить воздушного змея и т.д. Важно
создать эмоциональный контакт ребенка с природой.
Таким образом, воспитатели смогут не только в теории рассказывать об изменениях
погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и закреплять полученные
знания на практике. Метеостанция в ДОУ — это часть обязательного экологического
воспитание, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.