Автор: Близнец Светлана Леонидовна
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: ГБОУ НСО "СКК"
Населённый пункт: Новосибирская область город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: "Личностно-ориентированная образовательная среда на уроках технологии."
Раздел: среднее образование
Близнец Светлана Леонидовна,
учитель технологии ГБОУ НСО «СКК»
Личностно-ориентированная образовательная среда
на уроках технологии
Мною используются следующие приёмы и методы построения
личностно-ориентированного педагогического взаимодействия:
- методы диалога;
- приёмы создания ситуаций коллективного и индивидуального выбора,
свободного или ограниченного учителем;
- игровые методы;
Выстраивание учебного процесса в рамках личностно -
ориентированного обучения предполагает осознанную ориентацию учителя на
личность учащегося. Следовательно, моя позиция предполагает:
- позитивный подход к ребенку и его будущему, стремление педагога
видеть перспективы развития личностного потенциала ученика и умение
максимально стимулировать это развитие им же самим;
- отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности,
как к личности, способной учиться не по принуждению (как это чаще всего
бывает), а добровольно, по собственному желанию, при этом ещё проявлять и
активность;
- опора на личностный смысл и интересы (социальные и
познавательные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и
развитию.
Важную роль в создании личностно ориентированной образовательной
среды играет метод проектов.
Метод творческого проекта, и прежде всего в образовательной области
«Технология» позволяет восполнить существующий в системе школьного
образования
дефицит
возможности
самостоятельной
практической
деятельности учащихся, проявления ими творческой активности, реального
применения полученных знаний. Правильно организованная проектная
деятельность предполагает самостоятельный выбор школьником темы
проекта,
проведение
исследования,
принятие
обоснованного
решения,
разработку конструкторско — технической документации и выполнения
изделия, экономическую и экологическую оценку процесса и результата
своего труда.
Метод проектов ориентирует учебный процесс на решение учащимися
познавательно - коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет
рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и
интенсивных
методик,
которая
способствует
достижению
высоких
результатов обучения и образованности личности.
Ведущие положения метода проектов основаны:
- на связи идеи проекта с реальной жизнью;
- на учете особенностей личности учащихся;
- на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся
к более качественному овладению знаниями;
- на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников,
равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
- на значительном повышении уровня автономности учащихся при
решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной
мыслительной деятельности.
В результате творческой деятельности метод проектов имеет
следующие показатели:
- строится прочная база теоретических знаний и практических умений
и навыков;
- сформировано умение самостоятельно находить и обрабатывать
необходимую информацию;
- возрос интерес у учащихся к изучению технологии;
-
благодаря
применению
новых
педагогических
технологий
наблюдается позитивная динамика учебных достижений учащихся по
технологии.
При организации деятельности учащихся в проектной деятельности я
использую индивидуальную, групповую и коллективную работу.
Особое внимание уделяю групповой работе, потому что она дает
учащимся возможность объединиться по интересам, воспитывает
обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого
зависит успех работы всего коллектива, позволяет проявить взаимопомощь и
вместе с тем стимулирует ответственное отношение каждого к конечному
результату совместного труда.
Групповая работа привлекает учеников
возможностью лучше узнать друг друга, научиться работать совместно. При
работе над групповым проектом возможно создание большого изделия, в
проектировании которого принимают все принимают участие, варианты
проекта обсуждаются, сопровождаются схемами, имеют дизайнерское
решение.
Мой опыт работы показывает, что учащиеся проявляют наибольший
интерес к выполнению практических и творческих работ на уроке. Опора на
субъективный опыт учащихся позволяет использовать метод проектов как в
урочной, так и во внеурочной деятельности. Выполнение творческих
проектов является важнейшим элементом процесса обучения технологии, так
как выполняет следующие дидактические функции: повышает интерес к
предмету,
активизирует
познавательную
деятельность
и
способствует
развитию творческих способностей.
Таким образом, важную роль в создании личностно ориентированной
образовательной среды школы может играть учитель технологии, который, в
силу специфики предмета имеет больше возможностей для учета личных
особенностей и предпочтений своих учеников.