Автор: Иноземцева Любовь Анатольевна
Должность: воспитатель средней группы комбинированной направленности
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №124"
Населённый пункт: Дзержинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа профессионального саморазвития педагога средней группы комбинированной направленности «Формирование первоначальных экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»
Программа профессионального саморазвития педагога средней группы
комбинированной направленности
Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год
«Формирование первоначальных экологических представлений у детей среднего
дошкольного возраста посредством дидактических игр»
Подготовила: Воспитатель средней
группы комбинированной
направленности.
Иноземцева Любовь Анатольевна
г.Дзержинск
Пояснительная записка
Актуальность проблемы:
«
,
,
Мир окружающий ребёнка
—
,
это прежде всего мир Природы
,
с безграничным богатством явлений
.
с неисчерпаемой красотой
,
,
Здесь в природе
»
вечный источник детского разума
.
.
.
.
В А Сухомлинский
На современном этапе развития общества большое значение приобретают такие ценности, как природа, жизнь и здоровье
человека.
В Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральном Законе «Об окружающей среде» и в других
нормативных документах выделяются задачи по формированию экологической культуры дошкольников и воспитания
бережного отношения к миру природы, что возможно на основе формирования взаимоотношений человека и природы, на
ценностном осмыслении объектов природы и бережного к ним отношения.
Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы экологической культуры. Дети впервые попадают в мир
знаний о природе, и дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, насколько глубоко будет воспитано
в дошкольнике чувство бережного отношения к природным объектам.
К.Д. Ушинский отмечал необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в
детстве надо прививать любовь и бережное отношение к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые
сильные. «Какие впечатления могут дать им взамен этих живых, сильных, воспитывающих душу впечатлений природы? После
уже будет поздно пользоваться ими, когда сердце утратит свою детскую мягкость, а рассудок станет между человеком и
природой».
Формирование бережного отношения к природе и основ экологической культуры у детей дошкольного возраста – это
прежде всего создание необходимых условий для овладения детьми такими качествами, как любовь к природе, стремление к ее
сохранению, умение видеть красоту природы, защищать ее богатства. Знание основ экологии – это важнейший компонент
экологической культуры, развиваемый у дошкольников. Основным содержанием экологического образования является
формирование у ребенка бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он
знакомится в дошкольном детстве.
Формирование бережного отношения к природе как педагогическая проблема дошкольного образования рассматривается
в трудах многих педагогов (С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин, Л.И. Егоренко, В.А. Зебзеева, А.И. Иванова, Л.М. Маневцова и П.Г.
Саморукова, Н.А. Рыжова, П.Г. Федосеева и др.), Однако, несмотря на достаточно большое количество работ по этой проблеме,
недостаточно изученной с практической точки зрения остается тема о том, как правильно формировать первоначальные
экологические представления у детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
В настоящее время дидактической игре придаётся большое значение. Она способствует развитию познавательных
способностей, получению новых знаний, их обобщению и закреплению. С помощью дидактической игры дети накапливают
чувственный опыт и творчески осваивают приобретённые знания, уточняют, закрепляют и расширяют свои представления о
явлениях природы, растениях, животных.
Использование дидактических игр помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность,
наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес, развивает творческое воображение, образное
мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Следовательно,
такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в
арсенале каждого воспитателя. В настоящее время педагогами используются дидактические игры природоведческого
содержания, однако, как свидетельствует практика, отсутствие системности в организации работы приводит к низкой
эффективности процесса познания ребенком региональных природных особенностей, приобщения детей к экологической
культуре.
В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с такими проблемами, как отдалённость городских жителей от природы,
потребительское отношение человека к природным ресурсам родного края, невнимание к проблемам окружающей среды. Всё
это приводит к отсутствию у дошкольников поведенческого эталона отношения к объектам живой и неживой природы,
осознания необходимости их оберегать.
Игры с дидактическими игрушками, природным материалом, картинками способствуют накоплению чувственного опыта,
вместе с тем помогают эстетическому воспитанию и бережному отношению детей к природе.
Очевидно
противоречие
между
объективной
необходимостью формирования
первоначальных
экологических
представлений у детей среднего дошкольного возраста
и недостаточностью применения для решения данной задачи
дидактической игры как ведущего педагогического средства, метода и формы образовательной деятельности в ДОО.
Обозначенное мною противоречие позволило определить тему плана самообразования, состоящую в поиске путей
совершенствования и формирования первоначальных экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста
посредством дидактических игр.
Цель и задачи саморазвития по теме
Цель самообразования: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетенций в вопросах формирования
первоначальных экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством использования в образовательной
деятельности дидактических игр.
Задачи:
разработать и внедрить в практическую деятельность дидактические игры для ознакомления детей с живой природой и
окружающим их миром;
обогащать и систематизировать знания детей о живой и не живой природе средствами дидактических игр;
показать взаимосвязь объектов живой природы с окружающим миром;
формировать у детей экологически грамотное и безопасное поведение в природе;
способствовать
повышению
профессиональной
компетентности
педагогов
ДОУ
в
вопросах
формирования
первоначальных экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр;
повысить
экологическое
просвещение
и
вовлечь
родителей
в
совместную
деятельность
по
формированию
первоначальных экологических знаний и представлений у детей.
Работа педагога: (воспитателя) обогащение методической и дидактической базы материалами, пособиями, дидактическими играми
экологической направленности.
Повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетенций педагогов в вопросах формирования первоначальных
экологических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Работа с детьми: повышение уровня знаний и представлений детей о живой и неживой природе, бережному отношению к ней.
Формирование у детей бережного и гуманного поведения в окружающих природных условиях.
Осознание детьми социальных норм поведения в природе, привитие экологической культуры через дидактические игры.
Работа с родителями:
активное включение и интерес родителей к участию в совместных с детьми мероприятиях исследовательской, познавательной, трудовой
направленности.
Источники самообразования:
СМИ, специализированная литература (научная, методическая), интернет, семинары, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы,
вебинары, курсы повышения квалификации с целью саморазвития и расширения кругозора.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая – через участие в деятельности дошкольного образовательного учреждения
(педсоветы, семинары, консультации).
Ожидаемый результат самообразования:
1.Повышение своей компетентности в вопросах формирования положительного отношения к миру растений с использованием
дидактических игр у младших дошкольников.
2.Внедрять в образовательный процесс инновационные педагогические технологии.
3.Разработка и апробирование дидактических игр, карточек, создание педагогических разработок по теме.
4.Продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в образовательной области «познавательное развитие».
5.Формировать способность к творческому саморазвитию, развитию собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью
наглядных средств (символов, условных заместителей, моделей)
6.Активировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
7.Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, во всероссийских интернет-конкурсах.
8.Продвижение персональной страницы в сети Интернет.
Планируемые результаты самообразования:
1.Ведение электронного портфолио воспитателя.
2.Выступление на педагогических советах, обмен опытом с воспитателями на своем сайте – работа в группе по экологии.
3.Разработка проектов по теме и транслирование их другим педагогам
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования
Месяц
Цель
Результат
Продукт
Август –
сентябрь
2020 год
1.Изучение и анализ научно-
практической и методической
литературы
2.Анализ программных требований по
разделу «Экологическое воспитание»
с детьми среднего дошкольного
возраста.
1.Повышение теоретического, научно-
методического уровня и
профессиональных компетенций по теме
самообразования.
2.Определены направления и задачи по
экологическому образованию детей 4-5
лет в ДОО
1.Выбор и определение темы
самообразования.
Подбор методической литературы, работа
с картотекой методического кабинета,
библиотекой, изучение опыта педагогов на
интернет-сайтах.
Изучение закона «Об образовании»,
других нормативных документов.
Диагностика знаний и умений детей в
данной области, выявление противоречий,
нуждающихся в коррекции
Консультация со старшим воспитателем
по выбранной теме.
2.ООД
Октябрь
Подготовка конкурса - выставки
поделок ручного труда
Развитие творческих способностей,
формирование навыков ручного
труда, развитие фантазии и
воображения; расширение
представлений у детей о дарах лета и
осени; объединение детей и взрослых
для совместной деятельности.
Конкур-выставка «Дары природы»
Ноябрь
Проведение диагностики детей 4-5 лет
с целью определения уровня знаний
основ экологической культуры, в
соответствии с программными
требованиями.
Определен уровень знаний основ
экологической культуры у детей 4-5
лет в соответствии с программными
требованиями
Диагностическое задание «Природа
родного края» (Автор А.М. Фетотова)
- Диагностическое задание «Заяц» (Автор
Л.Л. Кшнясева)
Декабрь
Проведение анкетирования родителей
детей средней группы
Выявлено отношение родителей к
вопросам экологического образования
дошкольников в ДОУ и в семье.
1. Анкета для родителей по вопросам
экологического образования детей в семье.
2. Анкета для родителей «Экологическое
воспитание дошкольников»
Январь
Подготовка и проведение совместного
конкурса для родителей и детей
Активизирована совместная
деятельность детей и родителей по
игровой деятельности экологической
направленности с детьми среднего
дошкольного возраста
Конкурс «Играя берегу природу»
Февраль
Оформление картотеки дидактических
игр по экологическому воспитанию
детей 4-5лет
Оформлена картотека дидактических игр
по экологическому воспитанию детей 4-5
лет
Подборка дидактических игр, упражнений,
заданий экологической направленности для
картотеки
Март
Подготовка и проведение мастер-
класса для воспитателей
Развитие творческого потенциала и
мастерства педагогов в вопросах
использования дидактических игр для
формирования первичных экологических
представлений у детей среднего
дошкольного возраста
Мастер-класс «Путешествие в мир природы
дорогами дидактических игр»
Апрель
Подготовка и проведение смотра-
конкурса для детей, родителей,
педагогов
Дети, родители и педагоги ДОУ
вовлечены в создание объектов для
экологической тропы.
Лучший объект для «Экологической
тропы» (изготовление реквизита,
оборудования, конструкций и т.д. своими
руками)
Май
Построение экологической тропы-
маршрута
Создана экологическая тропа в ДОУ
Детальное обследование территории ДОУ
построение наиболее интересных объектов
экологической тропы
Июнь
Составление экологических знаков
Изготовлены знаки на территории и
в группе ДОУ с экологическими
знаками
Экологические знаки
« Правила поведения в природе»
«Берегите природу» «Что наносит вред
природе» и другие.
Июль
Оформление экологической
фотогазеты
Повышение творческой и
познавательной активности детей и
родителей в вопросах экологической
культуры
Изготовление фотогазеты « Наши первые
экологические шаги»
Июнь-
июль-
август
Реализация организованной
образовательной деятельности с
детьми с использованием
дидактических игр, направленных на
формирование первичных
экологических представлений у детей
4-5 лет
Отработана технология проведения
последовательных занятий с
использованием дидактических игр,
направленных на формирование
первичных экологических
представлений у детей 4-5 лет
Проведение последовательных ООД в
самостоятельной и совместной
деятельности
Август
1.Проведение итоговой диагностики
детей 4-5 лет с целью определения
уровня знаний основ экологической
культуры, в соответствии с
программными требованиями
2.Ознакомление родителей с
результатами работы в летний период
3.Подготовка отчёта о проделанной
работе по теме самообразования
1.Повышение компетентности и
вовлечение родителей в совместную
деятельность.
2.Диагностическое задание «Природа
родного края» (Автор А.М.
Фетотова)
- Диагностическое задание «Заяц»
(Автор Л.Л. Кшнясева)
3. Выступление на педагогическом
совете
1.Определен итоговый уровень знаний
основ экологической культуры у детей 4-5
лет в соответствии с программными
требованиями.
2.Мастер-класс для родителей на тему:
"Формирование экологической культуры
дошкольников в летнее время года через
использование дидактических игр»
3. Достижение поставленной цели по теме
самообразования
Список использованной литературы
1. Н.Е Веракса, Т. С. Комарова, М. А.Васильева «От рождения до школы»
2. С.Н. Николаева «Юный эколог»
3. П.Г. Сумарокова «Мир природы и ребенок»
4. А.Н. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
5.Небыкова, О.Н.Батова И.С. «Образовательная деятельность на прогулках.
6. Картотека прогулок на каждый день по программе « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.
7.Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа»/ ФГОС (Мозаика- синтез),2017г
8.Т.Г.Кобзева, Г.С.Александрова, И.И.Холодова «Организация деятельности детей на прогулке.» Средняя группа-Изд.4-е, испр.- Волгоград:
Учитель
9.Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников
(4-7лет)»/ФГОС (Мозаика синтез),2016г Всего- 18 тем
10.Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим для занятий с детьми 4-5 лет» Мозаика Синтез 2017г.
11.О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» Средняя группа, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2016