Напоминание

Спектакли - миниатюры в жизни ребенка.


Автор: Новикова Римма Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-ЦРР-детский сад № 50 г.Орла
Населённый пункт: г.Орёл
Наименование материала: статья
Тема: Спектакли - миниатюры в жизни ребенка.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Спектакли - миниатюры в жизни ребенка.
Основы будущей личности закладываются с детства. Главное — не упустить время. Научить детей думать, т.е. рассуждать, ставить вопросы, обобщать - логически мыслить и связно, грамматически верно выражать в речи свои мысли быстрее в атмосфере эмоционального комфорта, которая достигается в процессе совместной деятельности педагога и ребенка. Изучив методики Е. И. Тихеевой, Бородич, О. С. Ушаковой, А. Г. Арушановой, В.И. Селиверстова, Т. М. Бондаренко, Л. П. Федоренко, А. В. Артемовой; технологию: ТРИЗ-РТВ под редакцией А. М. Страунинг, - а также инновационные разработки Т. Ю. Бардышевой (пальчиковые игры), А. Е. Шибшекой «Роль фольклора в развитии детского словесного творчества»; сборники Э. Померанцевой «Детям на потеху», Ю. А. Васнецова «Радуга». Наметила образовательные задачи: 1.Познакомить детей со значением и содержанием малых фольклорных формам: потешками, прибаутками, колыбельными песнями, загадками, стихами, сказками- диалогами. 2. Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста, юмористический смысл персонажей; монологической и диалогической речи; 3. Обогатить и активизировать словарный запас детей. 4. Развивать интонационную выразительность речи детей, мимику, образность речи детей, творческое воображение; мелкую и общую моторику, координацию слова с движением, плавную, напевную речь 5. Воспитывать отзывчивость, настойчивость, терпение, смелость, чувство взаимопомощи, аккуратность в работе. Ни с чем не сравнимую радость вызывает у детей праздничное, радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу возрастных особенностей детей инсценировка художественных произведений помогает ярче и правильнее воспринимать их содержание. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях (разучивание ролей, отработка интонационной выразительности, подготовка атрибутов, декораций). Остановимся на сказочных диалогах, которые не требуют длительной и кропотливой подготовки детей. В период заучивания потешек или чтения незатейливых сказочных диалогов взрослый может предложить разыграть сюжет (сценку) без предварительной подготовки. Это, пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. Участники сами выбирают сказочных персонажей и
импровизируют по-своему. С помощью мимики, выразительной информации, имитаций героев разыгрывается веселая сценка-диалог, например, между лисой и ежом или между сусликом и Трезоркой, между лягушками-подружками. Взрослый помогает проговаривать реплики героев, постоянно поддерживая интерес к сюжету. Возможности для творчества детей и взрослого тут не ограничиваются. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, ребенок добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Спектакли-миниатюры по сказочным диалогам всегда радуют и часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Участвуя в играх-драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Это, пожалуй, наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой готовый образец. Вместе с тем, не требуйте большой точности исполнения, не нужно портить настроение детям во время игры. Умение придет постепенно - после неоднократного проигрывания ролей и наблюдений за сверстниками, т.к. дети в основном выступают в роли зрителей. Каждый образ, созданный ребенком, неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности малыша, его манерой держаться, выражать себя. Тематика сказочных диалогов практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы детей. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связанно и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, диалог персонажей ставит малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъяснятся. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливает впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, обращаясь друг с другом. Во время подготовки и разыгрывания спектакля разговаривать с детьми нужно вежливо и ласково. Следите, чтобы и они также обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение в реальной действительности. Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное
участие ребят в подготовке атрибутов, (например, приготовление контрамарок для гостей), декораций (занавесей - при помощи «пальцевой живописи» и набрызга «волшебного дождика» рисуем на полотнах занавесей) развивает их вкус, воспитывает чувство прекрасного. Этическое влияние театрализованных игр может быть и более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывает нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают сочувствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей-миниатюр.

Приложение

Сказки-диалоги
Разговор с котом.  Почему ты черен, кот?  Лазил ночью в дымоход.  Почему сейчас ты бел?  Из горшка сметану ел.  Почему ты серым стал?  Пес в пыли меня валял.  Так какого же ты цвета?  Я и сам не знаю это! (В. Левановский) Белкины карманы.  Белка, где твой склад грибов?  По карманам у дубов!  Где домишко твой?  В сосне.  А постель?  Постель на мне. (И. Анденко) У норы. Встретил суслика Трезор У норы. Был серьезный разговор У норы. - Суслик, где ты был, скажи? - Молчит. - Ты не рожь ли молотил? - Молчит. - Как не честно ты живешь! - Молчит. - Рожь не сеешь, а берешь!
- Молчит. - Ну скажи, что ты не вор! - Глупый пес! Суслик, выбросив зерно, Произнес: - Как же я тебе отвечу? Как скажу? Ты же видишь, что я рожь во рту держу! Лягушкины покупки. - Откуда ты идешь, Лягушка-квакушка? - С базара домой, Дорогая подружка. - А что ты купила? - Всего понемножку: Купила ква-пусту, Ква-соль и ква-ртошку. (В. Орлов) Лисица и еж.  Всем ты, еж, и хорош и пригож, Да вот колючки тебе не к лицу.  А что, лиса, я с колючками некрасивый, что ли?  Да не то, чтобы некрасивый . А может, я с колючками неуклюжий?  Да не то, чтобы неуклюжий!  Ну так какой же я с колючками?  Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный!


В раздел образования