Автор: Шмакова Любовь Адмунтовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Кормиловский детский сад №5 "Сказка"
Населённый пункт: р.п. Кормиловка Омская область
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
« Патриотическое воспитание дошкольников»
Патриотическое воспитание дошкольников - проблема очень сложная в
условиях современной России. Возможно, именно в этом заключается
главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и
задач патриотического воспитания.
Если мы не научим детей любить свою страну, кому она будет нужна? Кто
тогда будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями? Судьба
Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его
любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы её сделаем.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое
воспитание имеют свои особенности.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям –
отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и
вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со
сверстниками, и родная природа – все это Родина.
Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления
еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед
собой маленький человек.
В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие
социальные мотивы и благородные чувства.
Цель формирование у воспитанников старшего дошкольного возраста основ
гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности,
заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории родного
края, его культурным ценностям.
Задачи:
- формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, своим
близким.
- расширять представления о России, как о родной стране, о Кормиловке, как
о родном посёлке.
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России
-вовлечь родителей в воспитательный процесс для совместной работы.
Задачи по патриотическому воспитанию решаются во всех видах детской
деятельности: в СОД, в играх, в труде, в общении .
Для реализации патриотического воспитания дошкольников необходимы
следующие условия: это, прежде всего, создание предметно-развивающей
среды. Мышление дошкольников наглядно-образное, поэтому необходимо
насытить окружающую среду детей предметами и пособиями,
позволяющими более точно представить себе о том, о чем говорит педагог.
В группе создала уголки по социально-нравственному воспитанию,
ориентированные на ознакомление с микросоциумом (семья, детский сад,
поселок). В старших группах добавляю материал о городах, о стране, о
Российской символике.
На полочках «Красоты» представлены предметы народно-прикладного
искусства, дидактические и сюжетно-ролевые игры патриотической
направленности.
Дошкольник должен получить представление о доме как общественной
ценности. Малыш должен понимать, что иметь свой дом - большое благо.
Потерять свой дом – страшная беда. Я рассказываю детям о беженцах и горе
людей, лишившихся своего дома, стараюсь вызвать у детей сочувствие,
желание быть внимательными, позаботится о них, облегчить их страдания.
Есть старая истина- нельзя воспитать патриота, если непатриотичны отец и
мать. У нас эта ситуация не редкость. Малыш в детском саду слышит одно, а
дома другое, и попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого он не
в состоянии. Поэтому работа с семьей требует серьезного осмысления
нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся
напрасными.
В условиях модернизации образования, каждый педагог находится в
постоянных поисках новых средств, методов и технологий,
соответствующие целям и требованиям дошкольного образования, которые
помогали бы ему обучать и воспитывать, для современного общества –
личность, которая могла бы нестандартно мыслить, предлагать и
реализовывать различные идеи.
В журнале «Дошкольное образование за рубежом», я увидела пособие по
созданию леэпбука, которое охватывает все образовательные области в
соответствии с федеральным образовательным стандартом и способствует
достижению поставленных целей.
Лэпбук" представляет собой тематическую папку, в которую помещены
материалы на изучаемую тему. Вместо страниц в папке оформлены
различные мини-книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками,
вкладками и подвижными деталями
В рамках проекта «Мы помним, гордимся!» совместно с родителями
изготовили Лэпбук «Детям – о Великой Отечественной войне!».
О войне, нельзя рассказать за один раз, и надо часто возвращаться к этой
теме, отвечая на детские вопросы, рассказывая, по мере взросления ребенка,
все больше и больше.
Чтобы пробудить в ребенке интерес к теме войны, надо показать ему
существующие вокруг него свидетельства прошлого. При поддержке
родителей мы собрали фотографии с участниками Великой Отечественной
войны, информацию о «Городах – героях», «Ордена и медали», «Военная
техника времен Великой Отечественной войны» , собраны игры, пословицы,
стихи о войне, дне Победы и т.д.
Мы совместно с родителями проводим различные мероприятия: это и
собрания по темам «Права ребенка», «Как воспитать патриота», «Роль отца в
воспитании ребенка», экскурсии по родному поселку, на предприятия,
походы ,организуем выставки рисунков «Традиции семьи», «Мое
генеалогическое древо», «Мой поселок», «Космос глазами детей», «Нам
нужен мир», создаем совместные проекты «Их именами названы улицы
поселка», «Природа Кормиловского района», «Они сражались за Родину»
совместные праздники и досуги, посвященные Дню защитников Отечества,
Дню Победы и др.
Наши дети являются постоянными участниками муниципальных
концертов, посвященных календарным праздникам «День матери», «День
защитников Отечества», «День Победы», у детей возникают чувство их
сопричастности к важным происходящим событиям, как в стране, так и в
поселке.
В детском саду сложилась многолетняя традиция возложение цветов к
памятнику Неизвестному солдату.
Детский сад тесно сотрудничает с Кормиловским краеведческим музеем,
Центром физической культуры ( часто занимает призовые места, чем очень
гордимся), Детской библиотекой, Центром социальной защиты населения, с
Дом культуры, МЧС района.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса –
педагоги, родители, учреждения социума можно говорить об успешной
реализации системы патриотического воспитания.
Практика показала важность инициативы, творческой направленности
педагога и детей. Повысился уровень осведомлённости детей и их родителей
с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной
войны. Ребята имеют представления об акции «Бессмертный полк»,о
военных профессиях, о родах войск армии РФ. Они знакомы с
произведениями поэтов, писателей на военную тематику. Знают историю
поселка, его достопримечательности. Дети знакомы с людьми, фотографии
которых занесены на районную Доску Почета за высокую
профессиональную деятельность.
Свой опыт по патриотическому воспитанию я представила на районном
методическом объединении воспитателей «Реализация ФГОС в дошкольном
образовании»; на районном семинаре «День открытых дверей», на
муниципальном Форуме педагогов Кормиловского муниципального района
«Инновационные практики в образовании: развитие и перспектива»;на
межрайонной научно-практической конференции молодых педагогов «От
теории –к практике»,материал опубликован в сборнике Комитета по
образованию администрации Омского муниципального района Омской
области,2015году.
Приложение 1
Фотоматериал
Патриотический уголок.
Полочки «Красоты»
Лэпбук «Детям – о Великой Отечественной войне!»
Изготовление лэпбука
Совместные мероприятия
Выставки рисунков
с
Возложение цветов к памятнику
Поздравление ветеранов
Краеведческий музей
Участие в соревнованиях