Автор: Вера Сергеевна Логинова
Должность: педагог
Учебное заведение: МКОУ Новочановская СОШ
Населённый пункт: Барабинского рай она Новосибирской области
Наименование материала: Рабочая программа элективного курса
Тема: "Теория и практика написания сочинений 11 класс"
Раздел: среднее образование
Статус документа
Рабочая программа элективного курса «Теория и практика написания сочинений» в 11 классе
составлена на основе:
Закона Российской Федерации от 29.12. 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об
утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего
образования»;
приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об
утверждении
федерального
компонента
государственных
образовательных
стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря
2010
г.
№
189
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.2821-10
«Санитарно-
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных
учреждениях»
Программы элективного курса 10-11 классов «Искусство устной и письменной речи». Русский
язык. 5-11классС. И. Львова 2017.
Цель, задачи программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить
формирование
умений
работать
с
текстом;
совершенствовать
умения
оперировать
теоретическими понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными
темами сочинений.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
2.Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
Учащиеся должны:
-
понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историко-
литературного процесса того или иного периода;
- знать основные этапы творческой биографии крупнейших писателей, своеобразие эволюции
их мировоззрения, метода, стиля, принадлежности их к литературным направлениям;
- уметь определять роль и место каждого автора и конкретного произведения в литературной
жизни, понимать конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественных
произведений;
- хорошо знать тексты программных произведений, их литературоведческие и литературно-
критические оценки;
-
воспринимать
целостность
литературного
произведения, уметь выделять и
характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных
художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы
и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы,
конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приемы психологического изо-
бражения, особенности художественной речи (эпитет, сравнение, олицетворение, метафора,
гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературными понятиями и
терминами: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма) и их основные жанры
(роман, повесть, рассказ, поэма и др.); литературные направления и течения (классицизм,
романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм и др.); стихотворные размеры;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный грамотный текст в условиях
ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, избегая
при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по
определенной модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в
соответствии с темой.
3. Содержание курса (34 часа)
1. Сочинение как текст (3 часа)
Структура экзаменационной работы. Основные признаки текста. Общие требования к
составлению текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой
стилистике.
2. Работа над текстом художественного произведения (6 часов)
Работа над текстом художественного произведения при подготовке к сочинению.
Формулировка проблемы, отбор материала, аргументы. Планирование будущего текста
сочинения.
3. Теоретико-литературные понятия (5 часов)
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе.
Актуальные литературоведческие, обществоведческие термины. Составление плана сочинения,
подбор фактического материала.
4. Тематика и жанр сочинения (2 часа)
Классификация сочинений по проблематике. Способы формулировки проблемы.
Тематика и жанр сочинения.
5. Своеобразие жанров сочинений (3 часа)
Написание вступлений и заключений в зависимости от жанра.Тема сочинения как
доказательство или опровержение. Способы аргументации собственного мнения.
6. Структура сочинения (11 часов)
Зависимость структуры сочинения от его типа. План сочинения любого жанра. Составление
планов простых и сложных. Композиция сочинения-рассуждения. Тема сочиненияю Выбор
эпиграфа. Аргументы и фактический материал в сочинении-рассуждении. Комментарии.
Сочинение-рассуждение. Индивидуальная коррекция сочинения. Орфография. Пунктуация.
Индивидуальная коррекция ошибок. Развитие речи. Грамматика.
7. Сочинение-рассуждение (4 часа)
Развёрнутый план работы над сочинением-рассуждением. Сочинение-рассуждение.
4.Тематическое планирование элективного курса
«Теория и практика написания сочинений»
в 11 классе 34 часа (1 час в неделю)
№
п\п
Тема
Кол-во
часов
1
I
Сочинение как текст. Структура экзаменационной
работы.
(3)1
часа
2
I.2
Основные признаки текста.
1
3
I.3
Общие требования к составлению текста.
Сбалансированность частей работы, соответствие
определённой стилистике.
1
II
Работа над текстом художественного произведения.
6
4-5
II.1-2
Работа над текстом художественного произведения при
подготовке к сочинению
Направление №1 «Забвению не подлежит»
2
6-7
II.3-4
Формулировка проблемы, отбор материала, аргументы
Направление №2 «Я и другие»
2
8-9
II.5-6
Планирование будущего текста сочинения
Направление №3
«Время перемен»
2
III
Теоретико-литературные понятия
5 часов
10-11
III.1-2
Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке
к экзаменам по литературе.
Направление №4 «Разговор с собой»
2
12-13
III.3-4
Актуальные литературоведческие, обществоведческие
термины
Направление №5 «
Между прошлым и будущим: портрет
моего поколения
»
2
14
III.5
Составление плана сочинения, подбор фактического
материала
1
IV
Тематика и жанр сочинения.
2 часа
15
IV.1
Классификация сочинений по проблематике. Способы
формулировки проблемы
1
16
IV.2
Тематика и жанр сочинения
1
V
Своеобразие жанров сочинений
3 часа
17
V.1
Написание вступлений и заключений в зависимости от
жанра
1
18
V.2
Тема сочинения как доказательство или опровержение
1
19
V.3
Способы аргументации собственного мнения.
1
VI
Структура сочинения
11 часов
20
VI.1
Зависимость структуры сочинения от его типа
1
21
VI.2
План сочинения любого жанра.
1
22
VI.3
Составление планов простых и сложных
1
23-24
VI.4-5
Композиция сочинения-рассуждения.
2
25
VI.6
Тема сочиненияю Выбор эпиграфа
1
26
VI.7
Аргументы и фактический материал в сочинении-
рассуждении. Комментарии
1
27-28
VI.8-9
Сочинение-рассуждение
2
29
VI.10
Индивидуальная коррекция ошибок.Орфография
Пунктуация
1
30
VI.11
Индивидуальная коррекция ошибок.Развитие речи.
Грамматика.
1
VII
Сочинение-рассуждение
4 часа
31
VII.1
Промежуточная аттестация
1
32
VII.2
Промежуточная аттестация
1
33
VII.3
Сочинение-рассуждение
1
34
VII.4
Индивидуальная коррекция ошибок
1
Итого
34 часа
Литература для учителя
1. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. – М.: Просвещение, 1986
2. Богданова О.Ю., Овчинникова Л.В., Романичева Е.С. Экзамен по литературе: от выпускного
к вступительному/ под ред. О.Ю.Богдановой – М.: Просвещение, 1997
3. Калганова Т.А. Сочинения разных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 1997
4. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: пособие для учителя. М: АРКТИ, 2000
5. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9-11кл. – М.:ДРОФА, 2002
6. Коган И.И., Козловская Н.В. Анализ эпизода и анализ стихотворения в школьном сочинении.
– СПб.: САГА, 2003
Литература для учащихся
1. Лимонад Т.В. С сочинение на «ты»: Пособие для старших школьников и абитуриентов. – М.:
Школьная Пресса, 2001
2. Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в
вузы: учебное пособие. – М.: Дрофа, 1999
3. Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе 10-11 класс: -М.: Просвещение, 2015 г.
8. Критерии и нормы оценки
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по
литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание
текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер,
поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и
навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для
аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (8-11кл.);
свободное владение монологической литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно
глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь
событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в
раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться
основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных
произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;
хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании
текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий,
характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не
недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений;
ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений
для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа,
недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции
и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов
содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и
роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение
монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств
языка или за ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и
непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить
монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.
Критерии и нормативы оценки сочинений.
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
1.
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
2.
полнота раскрытия темы;
3.
правильность фактического материала;
4.
последовательность и логичность изложения;
5.
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинения выражаются в количестве
фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и
недочетов.
Отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные
критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления сочинений.
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков
учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность,
уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения
оцениваются с точки зрения следующих критериев:
1.
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
2.
стилевое единство и выразительность речи;
3.
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, разнообразие
грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и
речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в
данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения
учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности
лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков
лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых
грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые
соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что
пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает
высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные,
изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны
оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в
переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные
научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов,
слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими
синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок,
нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи
произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными
задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая
– за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и
учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно
установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к
раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность,
точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических,
пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не
учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Отметка
Содержание и речь
Грамотность
5
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических
конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.
Допускаются:
1 орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
4
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых
недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,
или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,
или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2
грамматические ошибки
3
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь
недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются:
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк.,или
7 пунк. при отсутствии
орфографических, а также 4 грамматических ошибки
2
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена
последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа
не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными
предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного
словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6
недочетов и до 7 речевых недочетов
Допускаются:
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических ошибок
При оценке учитывается следующий примерный объем классных сочинений: в 5-м
классе - 0,5-1, в 6-м классе -1-1,5, в 7-м классе -1,5 - 2,0 в 8-м классе - 2,0-3,0, в 9-м
классе - 3,0-4,0, в 10-м классе - 4,0-5,0, в 11-м классе 5,0—6,0 страниц.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Критерии оценивания презентаций
Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в
программе Power Point. При составлении критериев оценки использовалось учебное
пособие «Intel. Обучение для будущего». 5-е изд., испр. И.: Издательско-торговый дом
«Русская Редакция», 2005, 368 с.
Критерии оценки
Параметры
Оценка
Дизайн презентации
- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не
противоречит содержанию презентации;
- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют
содержанию;
- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;
- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;
- ссылки – все ссылки работают.
Средняя оценка по дизайну
Содержание
- раскрыты все аспекты темы;
- материал изложен в доступной форме;
- систематизированный набор оригинальных рисунков;
- слайды расположены в логической последовательности;
- заключительный слайд с выводами;
- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.
Средняя оценка по содержанию
Защита проекта
- речь учащегося чёткая и логичная;
- ученик владеет материалом своей темы.
Средняя оценка по защите проекта
Итоговая оценка
Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное
оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.