Автор: Байрамалова Галина Васильевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Богданович, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
Статья «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые
в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Одной
из
основных
задач
каждого
дошкольного
образовательного
учреждения,
обозначенных
в
Федеральном
государственном
образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и
укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении
уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые
направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного
образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.
Так что же такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?
Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только
сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья
воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность
тех
принципов,
приемов,
методов
педагогической
работы,
которые
дополняют
традиционные
педагогические
технологии
задачами
здоровьесбережения.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья
воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как
совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,
знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,
валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно
и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,
психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым -
содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому
просвещению родителей.
Задачи здоровьесберегающих технологий:
1. Обеспечить условия для физического и психологического благополучия –
здоровья – всех участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий
физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и
правилах.
3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм
образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития
жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.
4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности.
5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и
приобщению их к здоровому образу жизни.
Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а
также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения
субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно
выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном
образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия
ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного
образования;
- валеологического просвещения родителей;
- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Медико-профилактические
технологии
в
дошкольном
образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение
здоровья
детей
под
руководством
медицинского
персонала
ДОУ
в
соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием
медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация
мониторинга
здоровья
дошкольников
и
разработка
рекомендаций
по
оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей
раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников,
закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду;
организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;
организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные
технологии
в
дошкольном
образовании – технологии,
направленные
на
физическое
развитие
и
укрепление
здоровья
дошкольников:
развитие
физических
качеств,
двигательной
активности
и
становление
физической
культуры
дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,
профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание
привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация
этих
технологий,
как
правило,
осуществляется
специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в
условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
в
детском
саду
– технологии воспитания валеологической культуры или культуры
здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка
к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие
умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической
компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно
решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это
технология
личностно-ориентированного
воспитания
и
обучения
дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных
особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских
интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе
воспитания и обучения.
Технологии
обеспечения
социально-психологического
благополучия
ребенка
–технологии,
обеспечивающие
психическое
и
социальное
здоровье
ребенка-дошкольника.
Основная
задача
этих
технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного
психологического
самочувствия
ребенка
в
процессе
общения
со
сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся:
технологии
психологического
или
психолого-педагогического
сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ
Технологии
здоровьесбережения
и
здоровьеобогащения
педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья
педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие
потребности к здоровому образу жизни.
Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных
технологий - обеспечение валеологической образованности родителей
воспитанников ДОУ.
Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от
программы, по которой работают педагоги, конкретных условий
дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной
компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости
Существующие
здоровьесберегающие
образовательные
технологии
можно выделить в три подгруппы:
Здоровьсберегаюшие технологии,
технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в
неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном
залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении
специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой
и плоскостопием.
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости
детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.
Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной
гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на
прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени
подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в
соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В
детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от
состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для
всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую
музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду
создан специальный релаксационный кабинет.
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с
подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми
проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое
удобное время).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время
в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика
дыхательная –
в различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу
дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед
проведением процедуры.
Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Гимнастика
корригирующая – в
различных
формах
физкультурно-
оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи
и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-
оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве
профилактики болезней опорного свода стопы
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное
занятие – 2-3
раза
в
неделю
в
спортивном
или
музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший
возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30
мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное
время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в
зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть
организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в
процесс игровой деятельности.
Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего
возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких
частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности,
занятия рисованием, лепкой и др.
Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего
возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного
развития.
В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в
преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня.
Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с
частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания.
Используется наглядный материал (специальные модули).
Коррекционные технологии
Технологии
музыкального
воздействия – вразличных
формах
физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в
месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве
вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия
напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста.
Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей
работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть
групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа
детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в
месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета
интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный
настрой ребенка.
Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге
формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей.
Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его
устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней
среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его
грамотного
осуществления
и
обязательного
соблюдения
следующих принципов:
Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в
комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни
ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с
учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных
программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих
мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с
врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий
имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе
здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка
стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и
неосложненное развитие.
Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять
своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый
образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более
здоровым и развитым не только физически, но и личностно,
интеллектуально, духовно. Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый
дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух порождает здоровое
тело.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды
деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со
сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер
личности, всех ее свойств и качеств.
Список литературы:
1.
Горбатова М.С. Оздоровительная работа в ДОУ. - Волгоград: Учитель,
2013. С.36.
2.
Матвеева Т.Г. Современные образовательные технологии в ДОУ //
Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы V
Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2015 г.) / редкол.: О. Н.
Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (5). С.
292–295.
3.
Николаева Е.И. Федорук В.И. Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и
здоровьеформирование в условиях детского сада // Под ред. Н.Б.
Кондратовской. - СПб.: Детство- Пресс, 2014. С. 129.
4.
Сафаргулина Э.И. Виды здороьесберегающих технологий в педагогическом
процессе ДОУ // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы
развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек.
2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив
плюс», 2015. № 4 (7). С. 129–132.
5.
Смирнов
Н.К.
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
и
психология здоровья в школе. – М., АРКТИ, 2011. С. 89. – 274 с.