Напоминание

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»


Автор: Байрамалова Галина Васильевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Богданович, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые

в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Одной

из

основных

задач

каждого

дошкольного

образовательного

учреждения,

обозначенных

в

Федеральном

государственном

образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и

укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их

эмоционального благополучия. Поэтому в каждом дошкольном учреждении

уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые

направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного

образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей.

Так что же такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?

Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая

взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,

направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и

развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только

сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья

воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как совокупность

тех

принципов,

приемов,

методов

педагогической

работы,

которые

дополняют

традиционные

педагогические

технологии

задачами

здоровьесбережения.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья

воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как

совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека,

знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,

валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно

и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного

поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской,

психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым -

содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры

профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому

просвещению родителей.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

1. Обеспечить условия для физического и психологического благополучия –

здоровья – всех участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий

физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и

правилах.

3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм

образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития

жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.

4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности.

5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и

приобщению их к здоровому образу жизни.

Классификация здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании – определяется по доминированию целей и решаемых задач, а

также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения

субъектов педагогического процесса в детском саду. В связи с этим можно

выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном

образовании:

- медико-профилактические;

- физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия

ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного

образования;

- валеологического просвещения родителей;

- здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Медико-профилактические

технологии

в

дошкольном

образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение

здоровья

детей

под

руководством

медицинского

персонала

ДОУ

в

соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием

медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация

мониторинга

здоровья

дошкольников

и

разработка

рекомендаций

по

оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей

раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников,

закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду;

организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные

технологии

в

дошкольном

образовании – технологии,

направленные

на

физическое

развитие

и

укрепление

здоровья

дошкольников:

развитие

физических

качеств,

двигательной

активности

и

становление

физической

культуры

дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж,

профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание

привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Реализация

этих

технологий,

как

правило,

осуществляется

специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в

условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

в

детском

саду

– технологии воспитания валеологической культуры или культуры

здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка

к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие

умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической

компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно

решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Это

технология

личностно-ориентированного

воспитания

и

обучения

дошкольников. Ведущий принцип таких технологий- учет личностных

особенностей ребенка, индивидуальной логики его развития, учет детских

интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе

воспитания и обучения.

Технологии

обеспечения

социально-психологического

благополучия

ребенка

–технологии,

обеспечивающие

психическое

и

социальное

здоровье

ребенка-дошкольника.

Основная

задача

этих

технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного

психологического

самочувствия

ребенка

в

процессе

общения

со

сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся:

технологии

психологического

или

психолого-педагогического

сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ

Технологии

здоровьесбережения

и

здоровьеобогащения

педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья

педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие

потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных

технологий - обеспечение валеологической образованности родителей

воспитанников ДОУ.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от

программы, по которой работают педагоги, конкретных условий

дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной

компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости

Существующие

здоровьесберегающие

образовательные

технологии

можно выделить в три подгруппы:

Здоровьсберегаюшие технологии,

технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в

неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном

залах, либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

специальные упражнения под музыку. Рекомендуется детям с вялой осанкой

и плоскостопием.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости

детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления.

Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной

гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на

прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени

подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в

соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В

детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от

состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для

всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую

музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. В нашем детском саду

создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с

подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми

проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое

удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время

в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика

дыхательная –

в различных

формах

физкультурно-

оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу

дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед

проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика

корригирующая – в

различных

формах

физкультурно-

оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи

и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-

оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве

профилактики болезней опорного свода стопы

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное

занятие – 2-3

раза

в

неделю

в

спортивном

или

музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший

возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин., старший возраст – 25-30

мин. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротералия) – в свободное

время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в

зависимости от задач, поставленных педагогом. Занятие может быть

организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в

процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего

возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких

частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности,

занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» -1 раз в неделю по 30 мин. со старшего

возраста. Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного

развития.

В утренние часы проведение точечного самомассажа. Проводится в

преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое время дня.

Проводится строго по специальной методике. Рекомендуется детям с

частыми простудными заболеваниями и болезнями органов дыхания.

Используется наглядный материал (специальные модули).

Коррекционные технологии

Технологии

музыкального

воздействия – вразличных

формах

физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в

месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве

вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия

напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия – 2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста.

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей

работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть

групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, группа

детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – как специальное занятие 2-4 раза в

месяц в зависимости от поставленных задач. Правильно подобранные цвета

интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный

настрой ребенка.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге

формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Закаливание, важное звено в системе физического воспитания детей.

Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его

устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней

среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его

грамотного

осуществления

и

обязательного

соблюдения

следующих принципов:

Любая закаливающая процедура дает положительный результат только в

комплексе закаливающих мероприятий, проводимых в повседневной жизни

ДОУ. Необходимо составить программу закаливания по каждой группе с

учетом возраста, группы здоровья детей, разработать схему индивидуальных

программ заливания на год, где отражается перечень закаливающих

мероприятий, проводимых в течение дня. Программа согласовывается с

врачом дошкольного учреждения и утверждается заведующим ДОУ.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий

имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе

здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка

стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и

неосложненное развитие.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять

своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый

образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более

здоровым и развитым не только физически, но и личностно,

интеллектуально, духовно. Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый

дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух порождает здоровое

тело.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды

деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со

сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер

личности, всех ее свойств и качеств.

Список литературы:

1.

Горбатова М.С. Оздоровительная работа в ДОУ. - Волгоград: Учитель,

2013. С.36.

2.

Матвеева Т.Г. Современные образовательные технологии в ДОУ //

Педагогическое мастерство и педагогические технологии: материалы V

Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 20 сент. 2015 г.) / редкол.: О. Н.

Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. № 3 (5). С.

292–295.

3.

Николаева Е.И. Федорук В.И. Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и

здоровьеформирование в условиях детского сада // Под ред. Н.Б.

Кондратовской. - СПб.: Детство- Пресс, 2014. С. 129.

4.

Сафаргулина Э.И. Виды здороьесберегающих технологий в педагогическом

процессе ДОУ // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы

развития: материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 31 дек.

2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив

плюс», 2015. № 4 (7). С. 129–132.

5.

Смирнов

Н.К.

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

и

психология здоровья в школе. – М., АРКТИ, 2011. С. 89. – 274 с.



В раздел образования