Автор: Гульнара Зайнафитдиновна Бордиян
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: ЯНАО г.Ноябрьск
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание или удовольствие? Влияние изобразительного искусства и оригами на развитие творческих способностей обучающихся.
Раздел: дополнительное образование
Воспитание или удовольствие?
Влияние изобразительного искусства и оригами на развитие
творческих способностей обучающихся.
Бордиян Гульнара Зайнафитдиновна –
педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «ЦДТ» г. Ноябрьск
Искусство должно быть средством воспитания,
но цель его удовольствие.
Бертольд Брехт
Кто из нас хотя бы раз в жизни не пытался рисовать, вышивать, делать открытки –
создавать прекрасное своими руками? Думаю, у всех есть такой опыт. А каждый ли
задумывался о воспитательном эффекте такого занятия? Наверное, вряд ли. Подумаешь,
оригами какое-то! Что там можно воспитать? Вот выучить патриотическое стихотворение
– это да! Так вот мне, как педагогу дополнительного образования, да и как человеку,
хочется поспорить с такими скептиками!
Сегодня перед всеми образовательными организациями, будь то детский сад,
школа или учреждение дополнительного образования, стоит задача воспитывать
творческую личность, способную продумывать и реализовывать социально значимые
проекты и нести ответственность за полученный результат. В современном мире важно
быть успешным и интересным, а достичь этого можно только трудом. И занятия
изобразительным искусством и оригами в значительной мере помогают формировать
усидчивость, трудолюбие, внимание к мелким деталям, умение видеть ошибки, т.е. все
задатки успешного человека – согласны?
Кроме того, сегодня красной нитью всех воспитательных и образовательных
программ проходит тема, определенная в Стратегии воспитания – воспитание патриота! И
тут художественное творчество не отстает от истории, литературы, музыки и других
образовательных дисциплин. Не видите связи? Поясню. Мое занятие, как и любое занятие
ДПИ, состоит из нескольких блоков:
- исторический - знакомство с историей появления изучаемого жанра и вида творчества,
людьми и их достижениями в этом виде искусства, влиянием его на развитие и
становление жанра в целом;
- эстетический – сочетание красок, подбор цветовой гаммы;
- технический – отработка тех или иных техник рисунка и живописи;
- практический – создание композиции.
Таким образом во время занятия обучающиеся получают конкретные умения, т.е,
учатся рисовать и параллельно формируют эстетический вкус, развивают кругозор,
совершенствуют нравственные качества, и, разумеется, узнавая о достижениях своих
великих соотечественников, потихоньку взращивают в себе чувство гордости за свое
Отечество и потребность реализовывать свой гражданский долг.
Вообще о влиянии изобразительного искусства и оригами на развитие творческих
способностей обучающихся, да и вообще, на становление личности, можно говорить
долго. Это и умение общаться, и эстетический вкус, и нормы поведения в обществе, и
умение быть элегантным, и много всего другого. Но самое главное, что дети на моих
занятиях находят свою успешную платформу: кто-то хорошо рисует, кто-то отлично
делает витражи или фигурки оригами, у кого-то отлично получается батик. А если человек
успешен в чем-то, он увереннее идет по жизни и не боится пробовать новое, находить
нестандартное решение стандартных ситуаций, а значит, развиваться как личность.
«Искусство должно быть средством воспитания, но цель его удовольствие» - это
выражение Бертольда Брехта как нельзя лучше характеризует работу всех педагогов,
которые преподают творческие дисциплины. Цель нашей работы – научить детей
получать
удовольствие
от
создание
прекрасного,
и
при
этом,
помочь
увидеть
практическое применение своих знаний в жизни. Всем нам известно старое выражение:
«Красота спасет мир». На своих занятиях мы с детьми создаем эту красоту, а, значит,
делаем мир чуточку лучше и это самое главное!