Автор: Каменева Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Балашиха, Московская область
Наименование материала: НОД
Тема: НОД по приобщению детей подготовительной группы к истокам русской народной культуры "Секреты русской избы"
Раздел: дошкольное образование
Звучит
русская
народная
мелодия
.
Дети
входят
в
зал
.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня собралось. Давайте с ними поздороваемся.
-Здравствуйте! (хором)
А как вы думаете, что означает слово «здравствуйте»? (ответы детей)
Воспитатель: Слово "здравствуй", сводится к слову "здравие", то есть пожелать здоровья и долгих лет
жизни.
Воспитатель: Ребятки, скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: Я тоже очень люблю. Приглашаю вас отправиться в необычное путешествие!
Путешествие во времени. А в этом поможет нам блюдечко с наливным яблочком. Покатим яблочко по
блюдечку и скажем волшебные слова. «Катись, катись яблочко по блюдечку, отправь нас в необычное
путешествие». Посмотрите ребята на экран (слайд русской деревни) Как вы думаете, куда мы
попали? (ответы детей)
-Правильно мы попали в старинную русскую деревню.
-А какие были дома в старину? (ответы детей)
Воспитатель: Давным, давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли
избами или срубами. Русская изба – это деревянная постройка. Она изумляет плотницким
искусством. Ни одного гвоздя, брёвна стоят плотно друг к другу – не сдвинуть. Избу располагали
«лицом» к дороге или реке, озеру. В русской избе всё сверкало чистотой.
- Давайте, посмотрим, какой же была изба в старину. Присаживайтесь ребята. (Показ слайдов с
изображением различных русских изб).
- Ну а теперь давайте рассмотрим обустройство избы внутри.
Красный угол – особое место для гостей, в этом месте стоял стол, скамейки с лавками. В каждой избе
обязательно был стол. Семьи были большие и стол в каждом доме был одним из основных предметов
внутреннего убранства крестьянской избы. Его называли Божьей ладонью. Поэтому нельзя было
стучать по столу и садиться на него. За деревянным столом, вокруг которого стояли лавки, вся семья
располагалась обедать. Вспомните, из какого материала сделана посуда?
Дети : - из глины, а ложки из дерева.
Воспитатель: - Все члены семьи ели из одной миски, приступая к еде по старшинству. Кто нарушал
порядок, спешил, мог получить ложкой по лбу.
- Знаете ли вы,какие блюда подавали на стол хозяйки? (Картошку, лук, щи, уху, кисель, квас).
Воспитатель: - Присаживайтесь на лавки. Давайте рассмотрим ещё один из главных предметов
каждой избы…сто это? Печка. Обогревался дом с помощью печки.
Хорошая печь должна долго держать тепло, а дров требовать как можно меньше. Топили печь
дровами – берёзовыми, ольховыми. «Когда в печи жарко –тогда и варко», - сказано в русской
пословице. Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)
- Ой, слышите, кто - то за печкой стучит? Кто же это может быть?
(Ответы детей) Через несколько секунд появляется из-за печки домовёнок Кузя.
Кузя: А-Апчхи! А-Апчхи!
— Кто это? (Домовенок Кузя).
Кузя: - Рад вас видеть в нашем доме.
Воспитатель
:
-А кто такой домовой? (Ответы детей). В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть
поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель,
покровитель его.
Кузя:
- Все правильно, я оберегаю дом, слежу за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не
бранился.
Воспитатель
: Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят,
как вы думаете почему? Чтобы не попадаться им на глаза и не испугать. Домовой любит жить за
печкой.
Кузя: Ребята, посмотрите в избе много старинных предметов (домашней утвари).
-Русские люди придумали про них загадки. Вставайте в круг. Игра называется «Клубочек».
(Музыка)
Кузя:
— Эй, ребята, не зевайте, и загадки отгадайте! Отгадав загадку, покажи ответ.
Кузя:
Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
Воспитатель: В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей) (Гуси-лебеди,
колобок, по щучьему веленью, жихарка)
Кузя:
- Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?»
Дети: Чугунок.
Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, сделан из чугуна (особого вида металла, мог
выдержать любой огонь и никогда не бился).
Кузя: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.
Слушайте загадку.
-Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет.
Дети: Ухват.
Кузя:
-А вот следующая загадка:
Сверху дыра, снизу дыра,
А посредине огонь да вода.
Дети: - Самовар. Показ предмета.
Воспитатель: Да, самовар. Наши предки очень любили посидеть возле самовара, попить чайку и
поговорить.
Кузя: В самоваре вода быстро закипала и долго не остывала, а для его растопки годилось всё: и
щепочки и шишки.
Кузя: -Ребята отгадайте мою последнюю загадку.
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?
Дети: - Прялка.
Воспитатель: - Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла пряжу.
Ребята, давайте покажем Кузе, что мы тоже много знаем о том, как жили люди раньше. Поиграем в
игру «Что было и что стало» Вставайте в круг.
(Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают)
Дидактическая игра «Что было и что стало»
1. Раньше носили лапти, а сейчас… (сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а сейчас… (на кровати)
4. Раньше воду из колодца носили, а теперь (льется из водопровода)
5. Раньше в сарафанах ходили, а теперь (в платье)
6. Сейчас одежду в шкафу хранят, а раньше… (в сундуках)
Кузя: Молодцы ребята! Да, действительно вы много чего знаете!
Почти все в избе делалось своими руками.
Долгими зимними вечерами мужчины резали миски, ложки, игрушки из дерева.
Девицы шили одежду, лоскутные одеяла, вышивали красиво наволочки на подушки, рушники. Все
это делалось с любовью, было полезным и красивым, радующим глаз. Мастерство передавалось от
поколения к поколению.
А в праздники люди собирались в большой избе, где они пели песни и водили хороводы. Такие
вечера назывались посиделками.
Воспитатель: Кузя, а научи нас какой-нибудь старинной игре.
Кузя: С удовольствием!
Хороводная игра «Ходит Ваня». (Музыка)
Воспитатель: Поиграли славно! – Вам понравилось ребята? (Да!)
Воспитатель: Спасибо тебе огромное Кузя за гостеприимство, а взамен мы хотим тебе сделать
подарок. Картину с изображением твоей избы. Вот уже и рамка готова. (Воспитатель показывает
заготовленную рамку)
Воспитатель: избу будем конструировать из бумаги. Занимайте места за столами. И так, бревнышки
будем делать способом скатывания цветной бумаги на карандаш. А затем наклеим вот на этот лист в
рамке. Из гофрированной бумаги сделаем крышу и окно (подзор и наличник).
Дети приклеивают «бревна», создавая силуэт бревенчатого дома. По мере необходимости
воспитатель оказывает помощь. Кузя «бегает» вокруг детей и похваливает их.
Во время работы детей звучит русская музыка.
В конце дети показывают Кузе свою работу.
Кузя: Вот, спасибочки, вам, ребятки. И у меня для вас есть подарок.
Достаёт сундучок из-за печки.
Кузя передаёт сундук воспитателю: Держите, только не спешите открывать, покуда слова заветные не
скажу. Шепчет на ухо.
Воспитатель: Хорошо, Кузенька.
Кузя: Настало время прощаться. До свидания! (Кузя уходит вместе с картиной)
Воспитатель: Какой замечательный сундучок. Давайте посмотрим, что там приготовил для нас Кузя?
Сундучок, сундучок,
Вот, зелёненький бочок,
Расписная крышка,
Медная задвижка!
Раз, два, три, четыре, пять!
Теперь можно открывать.
Воспитатель и дети открывают сундучок, достают угощение - баранки на связке.
Воспитатель: Ну, вот ребята наше необычное путешествие закончилось! -Вам понравилось?
-Что нового и интересного узнали?
-А, что больше всего вам понравилось?
Пора и нам домой. - «Катись, катись яблочко по блюдечку, отправь нас домой!»
Под русскую народную музыку уходят в группу.