Напоминание

НОД по приобщению детей подготовительной группы к истокам русской народной культуры "Секреты русской избы"


Автор: Каменева Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Рябинка"
Населённый пункт: г.Балашиха, Московская область
Наименование материала: НОД
Тема: НОД по приобщению детей подготовительной группы к истокам русской народной культуры "Секреты русской избы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Звучит

русская

народная

мелодия

.

Дети

входят

в

зал

.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня собралось. Давайте с ними поздороваемся.

-Здравствуйте! (хором)

А как вы думаете, что означает слово «здравствуйте»? (ответы детей)

Воспитатель: Слово "здравствуй", сводится к слову "здравие", то есть пожелать здоровья и долгих лет

жизни.

Воспитатель: Ребятки, скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель: Я тоже очень люблю. Приглашаю вас отправиться в необычное путешествие!

Путешествие во времени. А в этом поможет нам блюдечко с наливным яблочком. Покатим яблочко по

блюдечку и скажем волшебные слова. «Катись, катись яблочко по блюдечку, отправь нас в необычное

путешествие». Посмотрите ребята на экран (слайд русской деревни) Как вы думаете, куда мы

попали? (ответы детей)

-Правильно мы попали в старинную русскую деревню.

-А какие были дома в старину? (ответы детей)

Воспитатель: Давным, давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называли

избами или срубами. Русская изба – это деревянная постройка. Она изумляет плотницким

искусством. Ни одного гвоздя, брёвна стоят плотно друг к другу – не сдвинуть. Избу располагали

«лицом» к дороге или реке, озеру. В русской избе всё сверкало чистотой.

- Давайте, посмотрим, какой же была изба в старину. Присаживайтесь ребята. (Показ слайдов с

изображением различных русских изб).

- Ну а теперь давайте рассмотрим обустройство избы внутри.

Красный угол – особое место для гостей, в этом месте стоял стол, скамейки с лавками. В каждой избе

обязательно был стол. Семьи были большие и стол в каждом доме был одним из основных предметов

внутреннего убранства крестьянской избы. Его называли Божьей ладонью. Поэтому нельзя было

стучать по столу и садиться на него. За деревянным столом, вокруг которого стояли лавки, вся семья

располагалась обедать. Вспомните, из какого материала сделана посуда?

Дети : - из глины, а ложки из дерева.

Воспитатель: - Все члены семьи ели из одной миски, приступая к еде по старшинству. Кто нарушал

порядок, спешил, мог получить ложкой по лбу.

- Знаете ли вы,какие блюда подавали на стол хозяйки? (Картошку, лук, щи, уху, кисель, квас).

Воспитатель: - Присаживайтесь на лавки. Давайте рассмотрим ещё один из главных предметов

каждой избы…сто это? Печка. Обогревался дом с помощью печки.

Хорошая печь должна долго держать тепло, а дров требовать как можно меньше. Топили печь

дровами – берёзовыми, ольховыми. «Когда в печи жарко –тогда и варко», - сказано в русской

пословице. Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

- Ой, слышите, кто - то за печкой стучит? Кто же это может быть?

(Ответы детей) Через несколько секунд появляется из-за печки домовёнок Кузя.

Кузя: А-Апчхи! А-Апчхи!

— Кто это? (Домовенок Кузя).

Кузя: - Рад вас видеть в нашем доме.

Воспитатель

:

-А кто такой домовой? (Ответы детей). В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть

поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель,

покровитель его.

Кузя:

- Все правильно, я оберегаю дом, слежу за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не

бранился.

Воспитатель

: Домовой следит за порядком в доме обычно в ночное время, когда все домочадцы спят,

как вы думаете почему? Чтобы не попадаться им на глаза и не испугать. Домовой любит жить за

печкой.

Кузя: Ребята, посмотрите в избе много старинных предметов (домашней утвари).

-Русские люди придумали про них загадки. Вставайте в круг. Игра называется «Клубочек».

(Музыка)

Кузя:

— Эй, ребята, не зевайте, и загадки отгадайте! Отгадав загадку, покажи ответ.

Кузя:

Наша толстая Федора

Наедается не скоро,

Но зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

Воспитатель: В каких русских народных сказках упоминалась печь? (ответы детей) (Гуси-лебеди,

колобок, по щучьему веленью, жихарка)

Кузя:

- Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?»

Дети: Чугунок.

Воспитатель: Чугунок был незаменим в хозяйстве, сделан из чугуна (особого вида металла, мог

выдержать любой огонь и никогда не бился).

Кузя: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.

Слушайте загадку.

-Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает, что схватит – отдает, а сам в угол идет.

Дети: Ухват.

Кузя:

-А вот следующая загадка:

Сверху дыра, снизу дыра,

А посредине огонь да вода.

Дети: - Самовар. Показ предмета.

Воспитатель: Да, самовар. Наши предки очень любили посидеть возле самовара, попить чайку и

поговорить.

Кузя: В самоваре вода быстро закипала и долго не остывала, а для его растопки годилось всё: и

щепочки и шишки.

Кузя: -Ребята отгадайте мою последнюю загадку.

Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?

Дети: - Прялка.

Воспитатель: - Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла пряжу.

Ребята, давайте покажем Кузе, что мы тоже много знаем о том, как жили люди раньше. Поиграем в

игру «Что было и что стало» Вставайте в круг.

(Воспитатель задает вопросы, а дети отвечают)

Дидактическая игра «Что было и что стало»

1. Раньше носили лапти, а сейчас… (сапоги)

2. Раньше в печи готовили, а теперь (на плите)

3. Раньше на лавках спали, а сейчас… (на кровати)

4. Раньше воду из колодца носили, а теперь (льется из водопровода)

5. Раньше в сарафанах ходили, а теперь (в платье)

6. Сейчас одежду в шкафу хранят, а раньше… (в сундуках)

Кузя: Молодцы ребята! Да, действительно вы много чего знаете!

Почти все в избе делалось своими руками.

Долгими зимними вечерами мужчины резали миски, ложки, игрушки из дерева.

Девицы шили одежду, лоскутные одеяла, вышивали красиво наволочки на подушки, рушники. Все

это делалось с любовью, было полезным и красивым, радующим глаз. Мастерство передавалось от

поколения к поколению.

А в праздники люди собирались в большой избе, где они пели песни и водили хороводы. Такие

вечера назывались посиделками.

Воспитатель: Кузя, а научи нас какой-нибудь старинной игре.

Кузя: С удовольствием!

Хороводная игра «Ходит Ваня». (Музыка)

Воспитатель: Поиграли славно! – Вам понравилось ребята? (Да!)

Воспитатель: Спасибо тебе огромное Кузя за гостеприимство, а взамен мы хотим тебе сделать

подарок. Картину с изображением твоей избы. Вот уже и рамка готова. (Воспитатель показывает

заготовленную рамку)

Воспитатель: избу будем конструировать из бумаги. Занимайте места за столами. И так, бревнышки

будем делать способом скатывания цветной бумаги на карандаш. А затем наклеим вот на этот лист в

рамке. Из гофрированной бумаги сделаем крышу и окно (подзор и наличник).

Дети приклеивают «бревна», создавая силуэт бревенчатого дома. По мере необходимости

воспитатель оказывает помощь. Кузя «бегает» вокруг детей и похваливает их.

Во время работы детей звучит русская музыка.

В конце дети показывают Кузе свою работу.

Кузя: Вот, спасибочки, вам, ребятки. И у меня для вас есть подарок.

Достаёт сундучок из-за печки.

Кузя передаёт сундук воспитателю: Держите, только не спешите открывать, покуда слова заветные не

скажу. Шепчет на ухо.

Воспитатель: Хорошо, Кузенька.

Кузя: Настало время прощаться. До свидания! (Кузя уходит вместе с картиной)

Воспитатель: Какой замечательный сундучок. Давайте посмотрим, что там приготовил для нас Кузя?

Сундучок, сундучок,

Вот, зелёненький бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка!

Раз, два, три, четыре, пять!

Теперь можно открывать.

Воспитатель и дети открывают сундучок, достают угощение - баранки на связке.

Воспитатель: Ну, вот ребята наше необычное путешествие закончилось! -Вам понравилось?

-Что нового и интересного узнали?

-А, что больше всего вам понравилось?

Пора и нам домой. - «Катись, катись яблочко по блюдечку, отправь нас домой!»

Под русскую народную музыку уходят в группу.



В раздел образования