Автор: Халилова Галина Ивановна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ФГКОУ
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Усовершенствование навыков и умений постановки голоса - механизм дыхания».
Раздел: дополнительное образование
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка, посвящается важной проблеме изучения правильного
процесса голосообразования - механизма дыхания
и певческих резонаторов. Даны
теоретические сведения, практические советы и упражнения для начального изучения
техники вокала. Может быть полезна начинающим вокалистам и педагогам по вокалу.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Введение
2.
Особенности используемых технологий
3.
Основная часть
- тема
- образовательные задачи
- развивающие задачи
- планируемые результаты освоения темы
- оборудование и материалы
- метод обучения
- актуальность
- цель методической разработки
- процесс голосообразования
- певческое дыхание, типы дыхания, механизм
- вокальная опора
- методы работы над певческим дыханием,
упражнения
- цепное дыхание
- взаимосвязь певческого дыхания и других
элементов вокально-хоровой техники
4.
Заключение
5.
Список использованных источников
2
3
5
5
5
5
6
6
6
6
6
7
7
8
10
12
13
14
15
2
ВВЕДЕНИЕ
«Выйдет на сцену человек, и думаешь: ах, какой чудный
голос! Но вот он спел два-три романса, и становится скучно!
Почему? Да потому, что нет в нем внутреннего света, сам
человек неинтересен, неталантлив, а только Бог вложил ему
голос. А бывает наоборот: голос у артиста вроде бы и
посредственный, но вот он что-то такое произнес по-
особому, по-своему, и знакомый романс вдруг засверкал,
заискрился новыми интонациями. Такого певца слушаешь с
удовольствием, потому что ему есть что сказать. Это
главное».
Сергей Яковлевич Лемешев
Вокал - это искусство, это сфера, требующая тончайшего инструмента для
воплощения творческих задач. Для вокалиста - этим инструментом является его
тело и голос, которые должны в результате огромной работы стать совершенными
и выразительными. Очень важно тренировать свой рабочий аппарат, чтобы
держать его в "боевой готовности". Поэтому так важно знать, какие упражнения
укрепляют и совершенствуют этот тонкий инструмент.. Как совершенно надо
владеть инструментом - голосом, чтобы под воздействием его в сердцах
слушателей, в их памяти оставался надолго эмоциональный след, а в души
проливался свет. Такое мастерство приходит в результате длительной работы, а
для этого надо набраться терпения и настойчивости.
Искусство пения - это
искусство вдоха и выдоха, они основа пения, необходимое и важное условие в
зарождении певческого процесса, которым необходимо сознательно управлять. В
предлагаемой работе освещены вопросы основных типов певческого дыхания,
даны рекомендации по правильной певческой установке, приведены некоторые
методы работы над певческим дыханием с суворовцами.
Особенности используемых технологий
Реализуемые
технологии и
элементы
Методы
Приемы или формы
реализации
Ожидаемый
результат
Формируемые
компетенции
- академическая +
клубная
технология;
- объяснительно-
иллюстративная;
-комбинированная
дидактическая
технология;
-технологии
сотрудничества;
-технологии
свободного
воспитания;
- гуманно-
личностные
технологии;
- массовая
(традиционная)
-анализ
музыкального
произведения,
поиск информации,
сбор и обработка
данных,
структурирование
полученных
данных;
-учебно-
воспитательный
процесс
организуется в виде
«погружений» в
тему, серия занятий;
-побуждение к
осознанию
индивидуальных
-групповая и
индивидуальная
работа;
- сотрудничество с
обучающихся с
преподавателем;
-постановка
новых
учебных задач;
-преобразование
практической задачи
в познавательную;
-развитие
познавательной
инициативы в
учебном
сотрудничестве;
-осуществление
анализа и
Личностный
результат:
-способность
свободно
ориентироваться в
музыке для
вокального жанра;
-владение знаниями о
типичных составах
вокальных
ансамблей;
-развитие морально-
этических принципов
и мировоззрения;
-способность
проанализировать
структуру
музыкального текста,
Коммуникативная:
-работа в группах и
подгруппах;
- разновозрастные
объединения;
-выступления на
концертах,
фестивалях и
конкурсах.
-работа с ротой
выпускников для
совместного выпуска
довузовских учебных
заведений
Министерства
обороны РФ на
Соборной площади
Кремля;
3
технология,;
-технологии
компенсирующего
обучения
(педагогической
коррекции,
поддержки,
выравнивания и
т.п.);
- технологии
работы с
отклоняющимися
(трудными и
одаренными)
детьми;
- игровые
технологии.
способов работы;
- диалог, речевое
общение,
коллективное
обсуждения целей,
смысла и хода
предстоящей
работы;
-осознание учеб ной
задачи;
-постановка целей;
выбор
оптимального пути
их достижения;
-определение
последовательности
продолжительности
этапов
деятельности;-
построение модели
(алгоритма)
деятельности;
личностноориентир
о-ванное
взаимодействие
учителя с
учениками;
-внешняя мотивация
учения к
внутренней
нравственно-
волевой регуляции;
-выбор и
конструирование
педагогического
процесса по
авторской модели;
-разновозрастные
объединения;
-групповые занятия
и индивидуальные
занятия с
солистами-
вокалистами;
-оценивание
результатов;
-учебный год
завершается
творческими
экзаменами.
классификации
материала;
-аргументация своей
позиции и
координация ее с
позициями партнеров
в сотрудничестве при
выработке общего
решения в
совместной
деятельности;
-постановка новых
учебных задач;
- обобщение и
систематизирования
знаний, полученных
в процессе занятия;
- создание условий
для развития у
обучающихся
вокальных навыков в
процессе обучения;
- создание условий
для воспитания
сознательного
подхода к обучению.
его рисунок
и динамическое
развитие;
-способность
соотнести
особенности
ансамблевого
исполнения с
характерными
чертами
соответствующей
эпохи;
-способность
выделить
исторические этапы в
развитии
исторической
военной песни;
-способность
выполнять какие-
либо действия
автоматически, без
поэлементного
контроля.
Метапредметный
результат:
-умение разбираться в
музыкальном
наследии различных
эпох и ансамблевых
стилей,
отличительных
особенностях того
или иного
художественного
направления;
-умение
анализировать
музыкальное
произведение;
— умение
анализировать и
подвергать
критическому
разбору процесс
исполнения
музыкального
произведения, уметь
проводить
сравнительный
анализ разных
исполнительских
интерпретаций;
-способность
личности к
эффективному
выполнению
деятельности на
основе имеющихся
знаний в измененных
или новых условиях.
Предметный
-межнациональная
коммуникация:
усвоение единых для
всех людей
социально-
культурных
ценностей.
Социальная:
- социализация:
включение в систему
общественных
отношений, усвоение
норм человеческого
общежития;
- органический
процесс развития -
полная реализация
личных потенций
каждого индивида;
-формирование
положительной Я-
концепции личности;
- повышение уровня
самооценки у
обучающихся;
развитие стремления
к
самоусовершенствова
нию и творческой
самореализации;
-владение,
выразительными
возможностями
вокальных
ансамблей, знание
функций и принципов
ансамблевой
драматургии;
-осознание своей
роли в работе
ансамбля.
4
результат:
— владение
навыками вокального
мастерства,
формирование у
обучающихся знания
об особенностях
работы голосового
аппарата;
— владение
необходимой
музыкальной
терминологией;
-владение
историческими
сведениями,
связанными с
эволюцией хорового
пения;
Результат – личностный и общественно-значимый продукт – серия занятий по теме: «Усовершенствование навыков
и умений постановки голоса - механизм дыхания» и сопутствующие темы голосообразования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Тема: «Усовершенствование навыков и умений постановки голоса - механизм дыхания».
Актуальность данной методической разработки обусловлена тем, что
владение
современными
педагогическими
технологиями
–
условие
успешной
деятельности педагога по вокалу.
Цель методической разработки - улучшение качества вокального
звучания путем систематической работы над постановкой голосового
аппарата обучающихся. Музыкальное образование суворовцев всегда
благотворно влияет на их психику и культурный уровень. Пение - одно из
самых доступных и понятных видов музыкального искусства. Те музыкальные
впечатления, которые получит суворовец на своих первых занятиях, могут остаться с ним на
всю жизнь. Поэтому надо, чтобы они были яркими,
запоминающимися, радостными и, что немаловажно, правильными по
содержанию. Конечно, все дети обладают разными музыкальными
способностями, а также разными голосовыми и психофизиологическими
данными. В зависимости от этого, обучение пению может быть коллективным
- хор, и индивидуальным - занятия сольным пением.
Образовательные задачи:
- приобщение суворовцев к основам музыкально - песенного искусства
- знакомство с процессом голосообразования
- обучение правильному певческому дыханию.
- обучение видам певческого дыхания.
- обучение вокалиста пользоваться вокальными упражнениями
Развивающие задачи:
-Развить у суворовцев навыки правильного песенного дыхания.
-Развить понимание значения фразы, слова, предложения в музыкальном произведении
-Развить логические навыки и образное мышление средствами
5
музыкальной выразительности.
-Развить понимание в музыкальных образах смысловые доминанты.
-Развить культуру сценического вокального исполнения: творческую индивидуальность
вокалистов, манеру и самовыражение.
-Развить голосовой аппарат .
Воспитательные задачи:
-Способствовать нравственно-эстетическому воспитанию суворовцев через
песню, благодаря единству музыкального и литературного текста.
-Способствовать формированию культуры пения у суворовцев, как эстетическую
потребность духовной культуры.
-Формировать интерес к групповому вокальному исполнению и сольному пению, к
концертным выступлениям. ---
-Обучать суворовцев отображению в песне волнующие его чувства и мысли, умению
раскрывать смысловое содержания исполняемого произведения.
Планируемые результаты освоения темы
Личностные:
- формирование культуры пения у обучающихся
- развитию у суворовцев чувства любви к роте, к суворовскому училищу, к Родине через
музыкальные произведения патриотической направленности.
Метапредметные:
- владеть терминологией;
- способность суворовцев к творческому самовыражению.
Предметные:
- знание основных приёмов голосообразования.
Оборудование и материалы
:
- просторное помещение;
- фортепиано;
- mp3-проигрыватель;
- зеркало;
- ноутбук;
- микрофоны.
Метод обучения:
-
Личностно-ориентированное
общение
-
учет
индивидуальных
способностей, уровень музыкального развития.
-
Исполнение
учебно-тренировочного
материала,
демонстрация
упражнений, разучивание и исполнение песни.
-Психологические условия на уроке. Утверждение радости на уроке.
Психологически-комфортная атмосфера - эмоциональное удовлетворение, право
учиться
на
успех.
-Проектируемый результат. Суворовец должен иметь интерес к выполняемым им
упражнениям, иметь интерес к песне, уметь эмоционально, напевно, с хорошим
певческим дыханием и с хорошей дикцией исполнить её.
6
ПРОЦЕСС ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ
Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы
окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны,
распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так
образуется звук в окружающей нас природе. В человеческом организме таким
упругим телом являются голосовые складки. Звуки речевого и певческого голоса
образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания.
При желании человека петь все части его голосового аппарата приходят в
состояние готовности к выполнению этого действия. Дыхание – это основа пения,
без дыхания нельзя спеть ни одной ноты. Развивая дыхание, закладывается
фундамент к вокальному успеху.
ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ
Что такое певческое дыхание?
В певческой практике различают четыре основных типа дыхания:
-ключичное, грудное, брюшное, грудобрюшное (смешанное).
-Ключичное дыхание - очень поверхностное. При этом дыхании у человека
поднимаются плечи, "вздергиваются" ключицы (это внешнее проявление), а
воздух входит только в верхушки легких, совершенно не раздвигая грудную
клетку. Такое дыхание не годится для пения. Поющий должен так брать
дыхание, чтобы "раскрывалась" грудная клетка, наполняясь воздухом, а
плечи
были спокойными, спина прямой.
- Грудное дыхание (рёберное) - внешние дыхательные движения сводятся
к активным движениям грудной клетки; диафрагма при вдохе поднимается, а
живот втягивается;
Представьте, что перед вами зажженная свеча, которую вы должны
погасить, задуть. Что вы сделаете? Никто даже задумываться не будет над этой
"проблемой", а спокойно наберет воздух и дунет на пламя. Правильно. Теперь
повторите это еще раз и проследите за своими действиями. Воздух наполняет
грудь (легкие), а потом направленным потоком посылается наружу. Подобный
процесс происходит, должен происходить, когда вы говорите или поете, то есть в
каждой новой фразе. Сначала вдох - потом направленный выдох. Мы уже
говорили, что ребра образуют грудную клетку, в которой расположены сердце,
легкие. Когда легкие наполняются воздухом (при вдохе), они приобретают
больший объем, раздвигают ребра - это и есть реберное, грудное дыхание.
7
-Брюшное (диафрагматическое) - дыхание осуществляется за счёт активных
сокращений диафрагмы и мышц живота;
Грудобрюшное дыхание
(смешанное) -, осуществляемое при активной
работе мышц как грудной, так и брюшной полости, а также нижнего отдела
спины.
В вокальной практике наиболее целесообразным я считаю смешанный тип
дыхания, при котором диафрагма активно участвует в его регуляции и
обеспечивает его глубину. При вдохе она опускается вниз и растягивается во все
стороны по всей своей окружности. В результате туловище певца как бы
увеличивается в объёме в области пояса. Воздух заполняет нижние отделы
лёгких, и это ощущают мышцы спины. Боковые мышцы раздвигаются в стороны,
а стенка живота выдвигается вперёд. Диафрагма уплощается и становится
упругой. В момент атаки звук, как бы опускаясь сверху, давит на диафрагму, как
на педаль. Она же, мягко пружиня, «подхватывает» голос, чтобы поддержать его
снизу, и «замирает» в положении вдоха, упираясь изнутри во все стороны
туловища по всей окружности. Нижние рёбра грудной клетки при этом
оказываются слегка раздвинутыми, а верхние её отделы, немного расширенные
изначально (т.е. до начала вдоха), во время дыхательных движений певца
сохраняют неподвижное положение.
При работе с хором после вдоха я рекомендую певцам сделать мгновенную
задержку дыхания. Это необходимо для точности интонирования звука в
момент его атаки. Чем подвижнее темп исполняемого произведения, тем
быстрее должна быть скорость вдоха и короче задержка дыхания.
Механизм дыхания:
Певческое дыхание – это более активная работа дыхательных мышц.
При обычном разговоре мы задействуем их по минимуму. Нам не нужно больше
воздуха, чтобы петь, но нам нужно энергично и продуктивно управлять тем
воздухом который у нас уже есть. Для этого нужно развить активную работу
мышц диафрагмы, которая поможет петь на «опоре».
Владение опёртым дыханием - основное отличие профессионального
пения от любительского «напевания», которое абсолютно непригодно для
профессионала.
ВОКАЛЬНАЯ ОПОРА
Вокальная опора - вдох перед пением нужно брать достаточно активно, но
бесшумно и с ощущением «скрытого» зевка. Вдох через нос способствует
углублению дыхания, а стремление певца к сохранению положения вдоха во
время фонационного выдоха, т.е. во время пения, будет способствовать
появлению у него ощущения опоры звука.
8
это значит, что развив и правильно скоординировав наш дыхательный
аппарат, мы обеспечиваем себе достаточный запас воздуха, на который мы бы
могли опереться во время исполнения партии любой сложности.
Для начала попробуем проверить работу дыхательных мышц. Приведу
такой пример, часто по телевидению мы видим состязания спортсменов. Выходит
штангист берет штангу и поднимает ее, он опирается на воздух, который у него в
легких, т.е. наша певческая опора должна осуществляться на стесненный в легких
воздух. Мы поем не просто на выдохе
мы его выжимаем. Наши легкие
уподобляются мехам, как в гармошке. Меха растягиваем – воздух берем, сжимаем
- идет звук. Мы поём на сжатом воздухе, если этого нет, опора будет
осуществляться на голосовые связки.
Следует всегда помнить слова большого педагога-вокалиста
Ф.Ламперти, который говорил, что на раннем этапе воспитания голоса певцу
следует "учиться больше умом, а не голосом, так как утомив его, никакими
средствами не приведешь опять в хорошее состояние."Хорошая голова - залог
успешной работы, она так же важна, как и хороший голос. Фундаментом, основой
в пении является дыхание. Считается, что хорошее пение - это "мастерство
выдоха", но чтобы "мастерски выдыхать",надо научиться "вдыхать".
-Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем
воздуха, который проходя постепенно, струей через связки - горло, как
смычок по струнам, заставит наш "голосовой инструмент" звучать.
Конечно,
это очень упрощенная схема, но главная идея здесь показать важность
дыхания в процессе звукообразования.
-Дыхание в пении должно быть активное, целенаправленное, собранное в
упругий "пучок" - "смычок".
-Процесс пения начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается
через
ротовую
и
носовую
полость,
глотку,
гортань,
трахею,
бронхи
в
расширенные при входе легкие.
-Затем под действием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга
голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это
совпадает с моментом начала выдоха.
Петь на дыхании – это петь на воздухе, петь воздух, т.е. воздух должен
исполнять роль смычка на связках.
-Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху,
препятствуют свободному выдоху. Воздух в подскладочном пространстве,
набранный при вдохе, под действием выдыхательных мышц сжимается, возникает
подскладочное (подсвязочное) давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые
голосовые складки, то есть приходит во взаимодействие с ними. Возникает звук.
Происходит перерождение воздушной струи в звуковой поток, когда колебания
голосовых связок передаются воздушной струе, выдыхаемой певцом, а сам певец,
как хороший оператор, контролирует этот процесс с помощью уха и ВНИМАНИЯ.
9
-Колебания связок нельзя рассматривать как результат серии обычных
смыканий и размыканий, следующих с большой частотой под напором воздушной
струи. Колебательная функция голосовых связок обуславливается совершенно
особыми нервными влияниями и является феноменом целиком центрального
происхождения. Дыхание к частоте образующихся колебаний не имеет никакого
отношения. Колебания голосовых связок - совершенно самостоятельная функция
гортани, являющаяся ответом на импульсы, поступающие через возвратный нерв
гортани. Этим объясняется тот момент, что у человека, который присутствует при
пении других, все равно происходит работа аппарата (колебание связок), хотя он
только слушает, но сам не поет.
-Никогда
не
надо
забывать,
что
у
людей
очень
индивидуальные
анатомические, физиологические и психологические свойства организма, а
отсюда и необходимость индивидуального подхода к каждой личности и
неповторимость звучания каждого голоса, его тембр, сила, выносливость и другие
качества.
МЕТОДЫ РАБОТЫ НАД ПЕВЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ
УПРАЖНЕНИЯ.
На первом этапе работы с суворовцами я использую дыхательные
упражнения вне пения (дыхательная гимнастика). Существуют различные точки
зрения на целесообразность использования этих упражнений для формирования
навыка певческого дыхания. Большинство педагогов-вокалистов всё же считают
их необходимыми, особенно на первом этапе работы, когда лишь вводится
понятие о правильных дыхательных движениях. В работе я опираюсь на такой
комплекс дыхательной гимнастики:
Упражнение 1
- Положите ладони на живот и сделайте несколько спокойных вдохов и
выдохов, что – бы дыхание было более интенсивным, согрейте им руки. Вы
почувствуете, что живот поднимается и опускается. Если этого не происходит,
значит, вы пользуетесь самым не традиционным видом дыхания – ключичным.
Упражнение 2
Короткий вдох через нос по руке дирижёра и длинный замедленный выдох
со счётом: раз - два - три - четыре - пять... При каждом повторении упражнения
выдох удлиняется, благодаря увеличению рядя цифр и постепенному замедлению
темпа.
Упражнение 3
Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд,
активизации мышц спины в районе пояса и небольшом раздвижении нижних
рёбер с фиксацией на этом внимания хористов. Каждый ученик контролирует
10
свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по
возможности длинный и равномерный со счётом. При повторении упражнения
выдох удлиняется.
Регуляцией продолжительности фонационного выдоха является длина
музыкальной фразы. На начальном этапе работы с суворовцами особенно важно
выбирать
произведения
с
учётом
степени
развития
навыка
экономного
распределения дыхания при пении: от песен с короткими музыкальными фразами
я постепенно перехожу к песням с более длинными. Если музыкальная фраза
оказалась для данных певцов слишком длинна, то в процессе разучивания
произведения я считаю допустимым немного ускорить темп, а затем постепенно
замедлить его до нужного.
Упражнение 4
Естественней всего функционирует наше дыхание во время смеха. Ощутим,
где и как напрягаются мышцы брюшного пресса, нижней части спины
(поясницы), живот подается вперед. Итак, положите руку на живот для контроля
дыхания и сделаем медленный вдох, считая про себя до четырех. Если движения
живота плохо ощутимы, попробуем выполнить это упражнение наклонив корпус
вперёд и положив руки в область поясницы.
На вдохе должно ощущаться расширение этой области спины. При каждом
последующем вдохе – выдохе увеличиваем счет на единицу (пять, шесть, семь и
т.д.)
Упражнение 5
Короткий вдох через нос, задержка дыхания и медленный выдох со счётом,
но теперь ученикам впервые предлагается сохранить положение вдоха на
протяжении
всего
выдоха.
Для
этого
необходимо
научиться
упираться
диафрагмой изнутри в стенки туловища по всей его окружности, как бы стараясь
сделаться толще в районе пояса.
Упражнение 6
Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки
живота, задержка дыхания, по руке дирижёра мягко воспроизвести закрытым
ртом звук заданной высоты в середине диапазона и тянуть его ровным и
умеренным по силе голоса. Сначала звук длится 2-3 секунды, затем время
звучания
постепенно
увеличивается.
При
этом
необходим
постоянный
самоконтроль учеников за сохранением положения вдоха во время пения. Для
скорейшего формирования прочного навыка правильных дыхательных движений
упражнения следует выполнять регулярно: на первом этапе работы - на одном
уроке по нескольку раз. Поскольку на них уходит не более 2-3 минут, эти
упражнения хористы воспринимают как отдых в процессе репетиционной работы.
11
Упражнение 7
В практике работы с суворовцами применяю метод произнесения слов
песни, а также скороговорок активным шёпотом, с чёткой артикуляцией, в ритме
мелодии. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует
появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный
аппарат.
Упражнение 8
- Следующие упражнение «собачка». Это упражнение полезно выполнять у
зеркала. Сядьте на стул, облокотитесь на его спинку, расслабьте плечи и шею.
Выполняя упражнение, следите чтобы плечи не поднимались. Диафрагмальное
дыхание должно быть доведено до автоматизма.
Упражнение 9
-Используя упражнение, построенное на нисходящем гаммообразном
звукоряде, ровным по силе голосом, мы с учащимися тренируем плавность и
постепенность выдоха, а это непременное условие формирования навыка
хорошего певческого дыхания.
Правильные навыки певческого дыхания закрепляются в процессе самого
пения и проверяются по характеру звука.
Тип дыхания влияет на качество звука,
а звук, в свою очередь, - на качество певческого дыхания. В этой цепи действует
принцип обратной связи. И действительно, если певец будет петь тихим или
громким голосом, спокойно, мягко или взволнованно, твёрдо, долго тянуть или
петь отрывисто, то характер вдоха и фонационного выдоха будет соответственно
меняться.
ЦЕПНОЕ ДЫХАНИЕ
Одним из преимуществ коллективного пения перед сольным является
возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых
произведений на непрерывном дыхании. Обычно это протяжные песни, которые
от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве
случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой
эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы
хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по
цепочке. Использование приёма цепного дыхания требует от певцов особого
внимания. Это - коллективный навык, который базируется на воспитании чувства
ансамбля у певцов.
Основные правила цепного дыхания:
- не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а, по возможности, внутри
длинных нот;
- дыхание брать незаметно и быстро;
12
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука,
интонационно точно, т.е. без «подъезда», и в соответствии с нюансом данного
места партитуры;
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом можно добиться
ожидаемого эффекта - беспрерывности и протяжности общего звучания
хора.
- Для выработки навыка цепного дыхания прежде всего нужно научиться
быстро и незаметно менять дыхание внутри длинных нот. С этой целью я
использую в работе упражнение, построенное на нисходящей или восходящей
гамме с большими длительностями, без пауз и цезур. Например:
Упражнение исполняется несколько раз в разных тональностях в
пределах рабочего диапазона с называнием звуков или на какие-либо слоги: лю-,
на-, ма, ю- и т.д.
Дирижёру необходимо следить за тем, чтобы певцы брали дыхание не на
стыке ступеней и не одновременно, а поочерёдно, внутри длинных нот.
Также
поём
закрытым
ртом
либо
на
какой-то
слог
длинные
по
протяжённости
звуки,
пользуясь
цепным
дыханием
так,
чтобы
момент
возобновления дыхания не был слышен:
Для исполнителей
важно соблюдать главное условие - не брать
дыхание
одновременно
с
соседом, что
возможно
лишь
при
наличии
определённого опыта у хористов, развитого чувства ансамбля, понимания своей
роли в коллективе.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕВЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ И ДРУГИХ
ЭЛЕМЕНТОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ТЕХНИКИ
Тип и качество дыхания певцов определяют характер звучания хора в
целом, так как певческое дыхание тесно связано с другими элементами вокально-
хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса,
интонированием и т.д.
Например, из-за перебора дыхания возникают излишние мышечные
напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных
органов. Это приводит к неразборчивости дикции, напряженности звучания
голоса, детонации и быстрому утомлению певцов.
Отсутствие одномоментной задержки дыхания перед атакой звука
также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» и, как
правило, снизу к нужной высоте.
Таким образом, правильное певческое дыхание является основой
вокально-хоровой техники. От его постановки во многом зависит формирование
других певческих навыков.
- Звуки, рожденные на уровне голосовых складок от их взаимодействия с
дыханием, распространяются по воздухоносным полостям и тканям,
13
лежащим как над голосовыми складками, так и под ними. Приблизительно
до
80% энергии певческого звука гасится при прохождении через окружающие
ткани, растрачивается на их сотрясание (вибрацию). В воздухоносных
полостях (в надскладочном и подскладочном пространстве) звуки
претерпевают
акустические
изменения,
усиливаются.
Поэтому
эти
полости
называются резонаторами.
Что такое резонаторы?
-Различают верхние и грудные резонаторы.
Верхние резонаторы - все полости, лежащие выше голосовых складок:
верхний отдел гортани, глотка, ротовая и носовая полости и придаточные
пазухи (головные резонаторы).
-Глотка и ротовая полость формируют звуки речи, повышают силу голоса,
влияют на его тембр. В результате головного резонирования голос обретает
"полетность",
собранность,
"металл".
Эти
резонаторы
являются
индикаторами
(указателями) правильного голосообразования.
-Грудноерезонирование сообщает звуку полноту и объемность звучания.
Злоупотребление грудным резонированием отяжеляет звучание и может
привести к "качанию" звука.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная тема, связанная с постановкой певческого дыхания, певческого
голоса на занятиях по вокалу, не только могут способствовать развитию
вокальных трудностей, но и развивает в учащихся выносливость, силу воли,
уверенность в своих способностях умение обдуманно пользоваться своим
голосом.
Данные методические рекомендации могут послужить помощью для
педагогов – вокалистов, как в индивидуальной работе с обучающимися так и в
групповых занятиях с хором.
Все упражнения составлены по принципу «от простого – к
сложному», с четко прописанными рекомендациями к исполнению. Я считаю, что
стабильность и систематичность выполнения данного комплекса упражнений
способствует скорейшему достижению поставленной исполнительской цели в
конкретных вокальных произведениях.
Правильное, спокойное дыхание - здоровое тело, здоровые мысли,
здоровые чувства, легко отзывающиеся на любую художественную задачу.
Нарушен плавный ритм дыхания - нарушены все физические и творческие
функции организма, что неизбежно влечёт потерю творческой работоспособности
певца.
14
И здесь контроль проницательного и опытного дирижёра-хормейстера
важнее всего для певцов.
Список использованной литературы
1.
Велижанин Д.Н. Записки хормейстера. – Тюмень: «Вектор Бук», 2002.
2.
Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с
детским вокально-хоровым коллективом. – М.: ACADEMA, 1999.
3.
Соколов В., Попов В., Абелян Л. Школа хорового пения (вып. 2). – М.:
«Музыка», 1971.
4.
Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М.:
«Владос», 2002
5.
Шамина Л. «Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.:
«Музыка», 1988.
6.
В. Н. Шацкая «Детский голос». М., "Педагогика", 1970.
7.
В.В.Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж», Санкт-
Петербург, 1997.
8.
М. Бахуташвили «Сборник упражнений и вокализов для постановки
певческого голоса». "Музыка", Ленинградское отделение, 1978.
9.
В. Багадуров «Вокальное воспитание детей», М., 1980.
10.
О. Апраксина «Методика музыкального воспитания». М.,1984.
11.
М. Добрынина «Об условиях и некоторых принципах воспитания
чистой интонации у певцов. Вопросы физиологии пения и вокальная методика»
Вып.,15 М., 1969.
15