Напоминание

Использование техники нетрадиционного рисования в работе с детьми с ОВЗ и младшего школьного возраста (из опыта работы в изостудии)


Автор: Котова Анастасия Алексеевна
Должность: Педагог дополнительного образования по изобразительному искусству
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦТ "На Вадковском"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Использование техники нетрадиционного рисования в работе с детьми с ОВЗ и младшего школьного возраста (из опыта работы в изостудии)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Использование техники нетрадиционного рисования

в работе с детьми с ОВЗ и младшего школьного возраста

(из опыта работы в изостудии)

Котова А.А.,

педагог дополнительного образования,

ГБУ ДО ЦТ «На Вадковском»

Специфика работы с детьми с ОВЗ и младшего школьного возраста,

занимающихся

изобразительным

искусством

предполагает

различные

подходы к обучению.

В изостудии Центра творчества «На Вадковском»

обучаются дети разных возрастов, начиная с 6-7-летнего возраста.

На начальных или вводных этапах обучения изобразительному

искусству можно и стоит использовать нетрадиционную технику рисования.

Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Их

использование позволяет детям чувствовать себя более раскованными,

смелыми, непосредственными, развивает их воображение, дает свободу для

самовыражения.

Такая

работа

способствует

развитию

координации

движений, приучает к аккуратности.

Рассмотрим одну из таких техник рисования с помощью обыкновенной

картонной втулки.

В данной технике используется картонная втулка от

туалетной бумаги. Втулка разрезается и погружается в тарелку с краской,

создается округлый штамп на бумаге.

Легкость в такой работе с ней является

большим плюсом.

Целью

данного

занятия

является

показ

многообразия

техник,

художественных материалов и их использование юным художником при

рисовании, а также активизация образного мышления у детей.

Обучая детей разнообразию художественных техник, педагог решает

следующие задачи:

развивает интерес у детей к экспериментированию с материалами и

средствами изображения, знакомит с многообразием техник.

вызывает положительные эмоции от проделанной творческой работы,

приобщает к творчеству, развивая у обучающихся воображение и восприятие

цвета.

воспитывает уверенность в освоении способов работы с новым

материалом.

Используя опыт коллег по рисованию одуванчиков с помощью втулки

и изменив подачу материала, обучающимся было предложено выполнить

работу в таком виде изобразительного искусства как «графика». Важной

составляющей

для

графики

является

тональное

решение.

Занятие

с

использованием только черной гуашевой краски и воды дети восприняли с

удовольствием.

На мой взгляд, важно поэтапно показать детям, как нарисовать

листья одуванчика,

так как это для них является достаточно сложным

изображением на начальном этапе обучения.

Но если помочь детям включить образное

мышление, то листики для них получится

рисовать

легко.

Листик

у

одуванчика

рисуется как «елочка», и только в самом низу

контур

переворачивается.

Возможно

изобразить семена-«парашютики», возможно

показать зелень «юбочки» у цветка. И ещё

важно напомнить детям, что одуванчики

растут семьями, у них много цветочков и

листиков, начинающих рост из одной точки. И каждый цветок имеет свой

рост и свою особенность, поэтому это

можно сравнить с семьёй.

В

дальнейшем

рисование

в

нетрадиционной

технике

с

помощью

втулки

«подтолкнуло»

на

создание

собственного

урока

рисования

совы

(филина). Оказалось, многие дети очень

любят

сов.

Рисование

сов

было

разнообразным

по

технике,

передаче

образов и тематике. Например, давалось

задание изобразить целую семью или

передать свой характер, наделить особенными чертами, передать настроение

или образ жизни, создать воображаемый город из сов.

В ходе работы использовались

следующие

материалы: бумага

акварельная (плотная) формата А3

(А4), кисти, простой карандаш, вода,

ёмкость

для

разведения

краски

(керамическая тарелочка), картонные

втулки, художественный материал на

выбор

(гуашь,

акварель,

цветные

карандаши,

восковые

мелки

или

фломастеры).

Ход работы:

1.

Познакомить

детей

с

совообразными птицами, рассказать об их

уникальных особенностях.

2.

Нарезать

картонную

втулку

тонкими полосками с одной стороны, как

бахрому.

Развести

чёрную

гуашь

в

неглубокой

ёмкости

(керамической

тарелочке),

диаметром

больше,

чем

картонная втулка. Распушить бахрому на

втулке наружу и окунуть в краску.

3. Воды для разведения гуаши надо немного. На листе бумаги сделать

отпечатки картонной втулкой.

4. Делать два отпечатка рядом, изображая круг плотно друг к другу,

получая пушистое изображение оперения вокруг глаз. Середина кругов

остаётся не закрашенной.

5. Боковой стороной создаем оперение туловища.

6. Развернув еще больше к бумаге создаем крылья.

7. И еще рисуем дугу оперения поверх глаз.

8. Простым карандашом три маленьких овала, и говорим при этом:

«Один, два, три – коготки» (это первая лапка)

И ещё раз: «Один, два, три – коготки» (это вторая лапка).

Дальнейшее решение остается в руках детей.

Темы для рисования в нетрадиционных техниках для детей были выбраны

самые различные. Обучающимся была предложена тема «Транспорт».

Особенность рисования транспорта с помощью втулки заключалась в том,

что бахрому необходимо было направить во внутрь. Данная тема дало им

возможность включить воображение: рисуя транспорт в городской или

сельской среде, увлёкшись, дети далее продолжили рисовать пейзаж.

На следующих занятиях обучающимся было дано довольно сложное

для них творческое задание: необходимо придумать, что можно нарисовать с

помощью втулки, показав, на примере, кошки или улитки.

Таким

образом,

используя

нетрадиционную

технику и вспомогательные простые материалы,

начинающие художники смогли справится со сложными темами. Это

помогло детям, начиная с простого, постепенно усложнять форму, иначе

видеть привычные предметы.

Проведенная работа с данной техникой

обогатила

творческий

арсенал

ребенка,

показала

многообразие

художественных техник и материалов, использование их художником при

рисовании, активизировало воображение, желание экспериментировать,

вызвало положительные эмоции от проделанной работы.



В раздел образования