Напоминание

"Многоаспектный анализ текста. 9 класс"


Автор: Карпова Светлана Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 3"
Населённый пункт: город Ржев, Тверская область
Наименование материала: Программа элективного курса по русскому языку 9 кл.
Тема: "Многоаспектный анализ текста. 9 класс"
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»

«Рассмотрено»

на заседани

МО учителей русского

языка и литературы

от «____»________2017г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УР

___________Л.В.Цветкова

«____»________2017г.

«Утверждено»

Директор

МОУ «СОШ №3»

__________ И.В.Сивачева

«____»________2017г.

Рабочая программа

элективного курса

«

Многоаспектный анализ текста

»

9 класс

Автор:

Карпова Светлана Геннадьевна,

учитель русского языка и

литературы МОУ «СОШ № 3»

2017 – 2018 учебный год.

Пояснительная записка

1. Основа содержания обучения данному курсу.

Рабочая программа элективного курса «Многоаспектный анализ текста» для 9-х

классов

составлена

на

основе

примерной

программы

по

русскому

языку.

В

соответствии

с

современными

требованиями

к

знаниям,

умениям

и

навыкам

подобрано

учебное

содержание,

позволяющее

учащимся

более

глубоко

усвоить

трудные случаи правописания, трудные случаи постановки знаков препинания и

подготовиться к основному государственному экзамену.

Элективный курс рассчитан на учащихся

9 класса, получивших базовые умения

владения

орфографией

и

пунктуацией

в

пределах

программы

средней

школы.

Основное внимание уделяется формированию комплексной работы с текстом.

Программа рассчитана на 17 часов. Содержание программы направлено на освоение

обучающимися

тем,

необходимых

для

успешного

прохождения

ОГЭ,

на

формирование

базовых знаний

и базовых компетентностей. Рабочая программа

данного курса включает темы, необходимые для успешного прохождения ОГЭ.

При составлении программы элективного курса учитывалась логика построения

курса

русского

языка

в

9

классе.

Вся

работа

над

экзаменационной

работой

проводится во II полугодии, так как это к этому времени будет изучена значительная

часть

нового

учебного

материала,

что

позволит

учащимся

выполнять

тестовые

задания, связанные с темой «Сложное предложение».

2. Цели и задачи курса.

Цель курса:

подготовить учащихся к ОГЭ;

обобщить и углубить знания по разделам

«Орфография. Культура речи»,

«Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Фонетика»;

обобщить и углубить знания по разделам,

создать условия для

овладения

обучающимися умениями свободно пользоваться сводом орфографических и

пунктуационных правил.

Задачи курса:

развитие

умения

анализировать

особенности

орфографии

предложенных

текстов, решать тесты ОГЭ.

Совершенствовать

орфографические

навыки

через

расширение

знаний

об

особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами

словарей.

Развитие

умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не

изученных в предыдущих классах.

Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.

Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой

аттестации.

Развитие

у

обучающихся

способности

к

самосознанию,

саморазвитию

и

самоопределению,

мотивации

к

обучению

и

целенаправленной

познавательной

деятельности через формирование компетентностей.

Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности

обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.

3. Общая характеристика учебного курса.

Данная программа обеспечивает языковое развитие учащихся, помогает им

овладеть

речевой

деятельностью:

сформировать

умения

и

навыки

грамотного

письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их

свободно

говорить

и

писать

на

родном

языке,

пользоваться

им

в

жизни

как

основным средством общения.

Ярко выражена

речевая направленность курса. В программе расширена

понятийная основа обучения связной речи.

Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь

учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему

ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Теоретическую основу обучения связной речи составляют три группы понятий:

1)

признаки

текста:

смысловая

цельность,

относительная

законченность

высказывания

(тема,

основная

мысль),

формальная

связность

(данная

и

новая

информация, способы и средства связи предложений); членение текста на абзацы,

строение абзаца);

2)

стили

речи:

разговорный,

научный,

деловой,

публицистиче ский,

художественный;

3) функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение и

их

разновидности-

описание

предмета,

описание

места,

описание

состояния

природы, описание состояния человека, оценка предметов, их свойств, явлений,

событий и т. д.

Уточнены и приведены в систему умения связной речи. Они отработаны и

сгруппированы с учётом характера учебной ревой деятельности. Для каждого года

обучения выделяются умения, связанные с различными видами учебной речевой

деятельности: чтением, восприятием устного и

письменного высказывания и его анализом, воспроизведением текста (устным и

письменным),

созданием

высказывания

(устного

и

письменного) ,

совершенствованием устного и письменного

высказывания.

Речевая направленность курса усилена и в языковых разделах: ставится задача

развития умений говорить на лингвистические темы, понимать лингвистический

текст; читать и говорить, соблюдая интонацию, отвечающую содержанию речи и

особенностям

грамматического

строя

(тексты

с

обращениями,

однородными

членами, обособлениями и т. д.) Предусматривается систематическая работа над

орфоэпически грамотной речью.

Помимо указанных особенностей курса, следует отметить следующие:

1.Структура курса формировалась с учётом закономерностей усвоения русского

языка

9 класс имеет морфолого-орфографическую направленность, хотя и включает в

содержание

обучения

вводный

курс

синтаксиса

и

пунктуации,

фонетику

и

орфоэпию, лексику и словообразование.

2.Речевая направленность курса предполагает усиление семантического аспекта в

изучении фактов и явлений языка.

Помимо

ставшего

уже

привычным

внимания

к

значению

слов

и

различных

грамматических

структур

особое

место

отводится

морфемной

семантике.

Осмысление

значения

морфем,

внимание

к

внутренней

форме

слова

не

только

формирует грамматическое мышление ребёнка, но и помогает решить проблемы

внутрипредметных

связей

(позволяет

сформировать

орфографиче ские,

грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).

В связи с усилением внимания к семантической характеристике слова вводятся

такие

понятия,

как

«словообразовательная

модель»,

«словообразовательная

цепочка», «исходная часть слова».

3. Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию

у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский

язык,

интереса

к

его

изучению.

Этому

способствует

внимание

к

эстетической

функции родного языка, знакомство с изобразительными возможностями изучаемых

единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в

лучших

образцах

художественной

литературы,

в

которых

наиболее

полно

проявляется изобразительная сила русской речи.

4. Обучение строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-

углубляющий

этап

относительно

предыдущего

года

обучения

и

основной

этап,

реализующий программный материал в логике его развитии.

4. Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать трудные случаи правописания

Понимать их роль в общекультурном развитии человека

Объяснять языковое явление

Уметь применять знания при тестировании

Формировать

гражданскую

идентичность

посредством

языкового

материала

Формировать

научного

типа

мышление,

владеть

научной

терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Активно

прослушивать

текст,

анализировать

его

содержание

и

лингвистические

компоненты,

структурировать

информацию,

интерпретировать

чужой и создавать собственный текст, аргументировать, писать сжатое изложение.

Определять

лексическое

значение

слова

по

различению

контекстных

значений многозначных слов, познакомиться с нормами лексической сочетаемости,

принципами синонимической замены.

Работать над расширением словарного запаса.

Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в

тексте.

Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку

задания

и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к

учителю).

Четко следовать инструкциям, сопровождающим задание.

Выполнять различные типы тестовых заданий.

Самостоятельно распределять время на выполнение заданий.

Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в

бланке.

Хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка.

Правильно отмечать в бланке вариант ответа.

Вносить исправления в бланк экзаменационной работы.

Определять синтаксические конструкции.

Тематический план

(элективный курс «Многоаспектный анализ текста»)

9 класс

Тема урока

1.

Часть 1.Задание 1. Сжатое изложение. Что такое микротема.

2.

Задание 1. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

3.

Задание 1. Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия

текста.

4.

Задание 1. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

5.

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

6.

Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

7.

Задание 1. Выбор приемов сжатия.

8.

Задание 1. Практические занятия. Сжатое изложение.

9.

Часть 2. Задание 15.1, 15.2, 15.3 Сочинение. Критерии оценки задания. Структура

сочинения-рассуждения.

10.

Задание 15. Учимся формулировать тезис.

11.

Задание 15. Учимся аргументировать.

12.

Задание 15.Учимся писать вывод сочинения.

13.

Задание 15. Урок-практикум. Сочинение-рассуждение.

14.

Часть 3. Задание 2. Понимание смысла текста.

15.

Задание 3. Лексическое значение слова или его лексический анализ.

16.

Задание 3. Выразительно-изобразительные языковые средства.

17.

Задание 4. Фонетика. Навыки звуко-буквенного анализа и знание фонетических процессов.

18.

Задание 5. Основные орфографические правила правописания корней.

19.

Задание 6. Основные орфографические правила правописания приставок.

20.

Задание 7. Правописание Н и НН в прилагательных и причастиях.

21.

Задание 7. Правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

22.

Задание 8. Лексика и фразеология. Стилистическая принадлежность слов.

23.

Задание 8. Необщеупотребительная лексика (диалектные, жаргонные, слова,

профессионализмы, термины). Исконно-русская лексика и заимствованная.

24.

Задание 9. Словосочетание. Подчинительная связь слов в словосочетании.

25.

Задание 10. Грамматическая основа предложения.

26.

Задание 10. Способы выражения главных членов предложения.

27.

Задание 11. Простое осложненное предложение. Пунктуационный анализ простого

осложненного предложения.

28.

Задание 12. Вводные слова и предложения, вставные конструкции, обращения, междометия.

29.

Задание 13. Типы сложных предложений.

30.

Задание 13. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении.

31.

Задание 14. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими

придаточными.

32.

Задание 14. Сложные предложения с различными видами связи.

33.

Задание 14. Синтаксический анализ сложного предложения.

34.

Практическое задание. Сочинение-рассуждение.

Список литературы.

Литература для учителя:

1. Русский язык. Подготовка к ГИА-2016. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной.

Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2016 год.

2. Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2016 9 класс. Москва, «Экзамен», 2016 год.

3. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной

итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2014 год

4. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации.

9 класс. Москва, Просвещение, 2007 год.

5.

ЦыбулькоИ.П.,Степанова

Л.С.

Государственная

итоговая

аттестация

-

2016:

Экзамен

в

новой

форме:

Русский

язык:

9

класс:

Тренировочные

варианты

экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в

новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ,

Астрель

6. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация

(по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ОГЭ - 9

класс. Издательство «Экзамен»

7. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9

класс

(по

новой

форме)

Государственная

итоговая

аттестация.

Издательство

«Эксмо».

8. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная

итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»

9. Материалы сайта ФИПИ. fipi

10. Презентация «Подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации по русскому

языку в новой форме»

11.

Презентация

«Современные

подходы

к

написанию

сжатого

изложения

и

сочинения-размышления на ГИА в 9-м классе»

12. Презентация «Подготовка к сочинению-рассуждению» (15.1, 15.2, 15.3).

Литература для учащихся:

1. Учебник: Русский язык . 9 класс. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская,

А. Д. Дейкина и др.), Москва, Просвещение, 2016 год.

2. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором:

Русский язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2006.

3. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.:

Дрофа, 2006.

4. Русский язык. Подготовка к ГИА-2018. 9 класс. Под редакцией Н.А. Сениной.

Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2017 год.

5. Г. Т. Егораева. Русский язык. ОГЭ – 2017 9 класс. Москва, «Экзамен», 2017 год.

6. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш. Русский язык. 9 класс. Подготовка к государственной

итоговой аттестации. Ростов-на-Дону, «Экзамен», 2017 год

7. Угроватова Т. Ю. Русский язык. Материалы для подготовки к итоговой аттестации.

9 класс. Москва, Просвещение, 2016 год.



В раздел образования