Автор: Николаева Наталия Мартыновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №19
Населённый пункт: Башкортостан, г.Салават
Наименование материала: публикация
Тема: "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Раздел: дошкольное образование
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Поступление ребёнка в детский сад всегда сопряжено с большими
психологическими трудностями, связанными с переходом из знакомой и
обычной семейной обстановки в среду дошкольного учреждения. Здесь всё
оказывается новым, непривычным, а иногда даже пугающим: необычный
интерьер, встреча с незнакомыми детьми и взрослыми, непривычно большое
число сверстников, новые формы общения, коллективные игры и занятия,
сон в общей комнате. Дети по-разному переносят трудности, связанные с
адаптацией к дошкольному учреждению. В первое время после поступления
в детский сад у нервного, впечатлительного ребёнка может нарушаться сон и
аппетит, он неохотно играет со сверстниками, часто старается спрятаться,
уйти в тихий уголок и т. п. Родителям необходимо знать, что состояние
эмоционального дискомфорта, переживаемое ребёнком, может привести к
снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в
период адаптации могут болеть.
У
некоторых
ребят
происходит
потеря
уже
имеющихся
навыков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду
отказывается. Не волнуйтесь и ни в коем случае не стыдите, не ругайте
малыша. Пройдёт неделя, другая, и все навыки у него восстановятся.
Мы говорим «могут», потому что все перечисленные выше нарушения в
поведении ребёнка в период адаптации, а, следовательно, и его заболевания
не обязательны. Родители должны совместно с детским учреждением,
приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к
новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом
здоровье.
После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько
быстрее, т. к. имеется подвижность нервных процессов. Дети становятся
более мобильными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями,
они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них есть опыт
общения с разными людьми.
Однако не следует забывать, что дети одного и того же возраста по-
разному привыкают к новым условиям. Это зависит от индивидуальных
особенностей их нервной системы.
Для облегчения адаптации ребёнка к детскому саду надо заблаговременно
подготовить его к этому нелёгкому этапу жизни.
Заранее
следует
приблизить
весь
домашний
режим
ребёнка
к
распорядку детского сада: ранний подъём, утренняя гимнастика, завтрак,
обед, полдник, ужин, в те же часы, что и в детском саду.
В
детский
сад
дети
должны
поступать,
имея
навыки
самообслуживания: самостоятельно ходить в туалет или пользоваться
горшком, одеваться и раздеваться (взрослые могут только помогать),
пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т. п.
Кроме того, необходимо своевременно развивать у ребёнка чувство
коллективизма, умение ладить с другими детьми, послушание. В детском
саду все игрушки будут общими, а ребёнок должен будет подчиняться
общим требованиям.
В течение нескольких дней можно приводить ребёнка в детский сад на
короткое время, постепенно «переключая» его на воспитателя.
В детский сад целесообразно отдавать ребёнка в первые осенние
месяцы, когда дети много времени проводят на свежем воздухе.
Родителям следует прислушаться к просьбам воспитателей – приносить
из дома игрушки, книги ребёнка. Легче адаптироваться к дошкольному
учреждению помогут малышу знакомые предметы из семейного окружения.
Родители также должны помогать воспитателям и детям в подготовке
праздников,
утренников,
в
оформлении
групп.
Ребёнок
не
должен
чувствовать себя хуже других детей, завидовать им или стыдиться своих
родителей.
Чтобы ни случилось, нельзя выяснять отношения с воспитателем в
присутствии ребёнка. Постоянный контакт с педагогом детского сада
позволит родителям избежать многих просчётов в воспитании ребёнка и его
обучения.
О том, что период адаптации ребёнка к детскому саду закончился
успешно, родители узнают по его поведению: у него хорошее настроение, он
редко капризничает и спокойно ложиться спать. Его можно оставить одного,
за ним не нужно постоянно присматривать, у него появляются новые друзья,
с которыми он охотно играет.
Когда ребёнок привыкает к детскому саду, у него начинается интересная
жизнь. Здесь он получит много нового и полезного. Педагоги утверждают,
что дети, выросшие в детском саду, легче устанавливают разнообразные
контакты в обществе, чем те, которые воспитывались в дома. Они лучше
могут согласовывать свои действия с действиями других детей и взрослых,
контролировать свои эмоции, а позднее им легче бывает приспособиться к
требованиям школы. Конфликты, переживаемые воспитанниками детского
сада, нередко даже идут им на пользу, они учатся отстаивать свои интересы и
закаляются психологически.
Примерные сроки и критерии успешной адаптации ребенка к детскому
саду
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного
периода:
I.
Лёгкая адаптация
Сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней, ребенок прибавляет в весе,
адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного.
Здоровье.
В период адаптации – заболевание не более одного раза сроком на 10 дней.
Аппетит. В первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Отказа от
еды не наблюдается.
Сон. В первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть
непродолжительным. К 20 дню сон нормализуется.
II.
Адаптация средней тяжести
Сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на короткое
время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5—7 дней,
есть
признаки
психического
стресса.
Здоровье. Заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней.
Возможны изменения вегетативной нервной системы. Может снизиться вес,
могут появиться тени под глазами, бледность, потливость. Восстановление
происходит
через
20-40
дней.
Аппетит. Аппетит снижается.
В первые дни возникает отказ от еды.
Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.Сон. Ребенок плохо засыпает.
Сон
короткий.
Вскрикивает
во
сне.
Просыпается
со
слезами.
Сон
восстанавливается через 20-40 дней.
III.
Тяжелая адаптация
Длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся
навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение
организма.
Здоровье. Часто болеют, более 3 раз за период. Изменение вегетативной
нервной системы. Появляются признаки невротических реакций. Шелушение
кожи, диатез, бледность,
потливость, тени под глазами, вес может
снижаться. Возможны
нарушение
стула,
бесконтрольный
стул,
невротическая рвота.
Аппетит. Аппетит снижен. Стойкий отказ от еды. С трудом привыкает к
новой пище. Может отказываться от самостоятельного приема пищи.
Аппетит восстанавливается к 60 дню.
Сон. Плохо
засыпает,
сон
короткий,
прерывистый.
Во
время
сна
наблюдаются всхлипывания, могут вскрикивать во сне. Восстанавливается
примерно к 60 дню.
Основные факторы, определяющие особенности адаптации ребенка к
детскому саду
Состояние здоровья детей
У здоровых детей адаптация проходит относительно легко, в то время как у
соматически ослабленных
детей данный процесс может протекать с
осложнениями. Тяжелее всего адаптация к условиям образовательного
учреждения проходит у детей с 3 группой здоровья (дети с соматическим
заболеванием),
у
них
наблюдаются
частые
обострения
основного
заболевания. Такие дети чаще болеют в период адаптации.
Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его
судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся
плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем,
что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в
безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей
в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду
один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него
стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения,
выработки новых умений.
Уже с первых дней жизни у ребенка в семье
формируются привычки, привязанности, определенное поведение, в основе
которого
лежит
динамический
стереотип,
т.е.
система
определенных
ответных реакций организма на последовательно действующие на него
раздражители. К двум-трем годам стереотип поведения ребенка становится
довольно устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия
жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы
воспитания,
характер
общения)
меняются.
Это требует
от ребенка
перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень
трудной задачей и часто приводит к стрессу.
Нарушение поведения. Критерии адаптации к детскому саду
Легкая степень адаптации
К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он
нормально начинает есть. Настроение бодрое, заинтересованное, в сочетании
с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются,
ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют
другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и
заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение
двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может
откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца
восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза,
сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки
невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной
системы отсутствуют.
Средняя степень адаптации
Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон
восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает.
Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в
течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции
восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к
близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и
встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и
заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность
замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра
ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух
раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или
несколько
снижается.
Появляются
признаки
невротических
реакций:
избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в
определенных
условиях.
Изменения
вегетативной
нервной
системы:
бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение
кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.
Тяжелая степень адаптации
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне,
просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может
возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные
нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок
много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му
дню
пребывания
в
ДОУ.
Отношение
к
близким
—
эмоционально-
возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к
детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от
участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка
речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.
Тяжелая степень адаптации может проявляться в двух вариантах:
1) нервно-психическое развитие отстает на 1—2 квартала, респираторные
заболевания — более трех раз, длительностью более 10 дней, ребенок не
растет и не прибавляет в весе в течение 1—2 кварталов.
2) дети старше трех лет, часто болеющие, из семей с гиперопекой со стороны
взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье, поведен-
ческие реакции нормализуются к 3—4-му месяцу пребывания в ДОУ,
нервно-психическое развитие отстает на 2—3 квартала (от исходного),
замедляются рост и прибавка в весе.
Как сделать период адаптации малыша к новым условиям наиболее мягким?
Как вести себя родителям, что стоит объяснить малышу заранее?
Рекомендации психолога:
Необходимо заранее познакомиться с условиями ДОУ и приблизить
к ним условия воспитания в семье (режим дня, характер питания).
Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети,
почему Вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: “Детский сад - это
такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих
детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все
делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой
тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других
малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская
площадка, можно играть с другими детьми
Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в
какой
последовательности
он будет
делать.
Чем подробнее
будет
ваш рассказ,
и чем
чаще
Вы будите
его повторять,
тем спокойнее
и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад.
Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое
событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.
Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после
прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать
раздеваться,
и
что
он
будет
делать
после
обеда.
В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок
видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее
“обещано”, - он чувствует себя увереннее.
Формируем позитивный настрой. Настраивайте ребенка на мажорный
лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким
большим. Когда вы идете мимо детского сада, с радостью напоминайте
ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить.
Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче,
говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад.
И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить
окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад.
Рассказываем о том, что ждет ребенка в детском саду. Честно говорим
о возможных трудностях. Поговорите с ребенком о трудностях, которые
могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае
он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: “Если
ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: “Я хочу пить”, и
воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом
воспитателю”. Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено
по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе
будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди.
Вы можете сказать малышу: “Воспитатель не сможет помочь одеться
сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать”.
Первое время лучше не оставлять ребенка в детском саду на полный
день.
Важно
научить
ребенка
общаться
со сверстниками
(поделиться
игрушкой, поблагодарить). Научите малыша знакомиться с другими детьми,
обращаться к ним
по имени, просить, а не отнимать игрушки. Ребенок
привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей
и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом.
Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей
в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых
друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой
к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с
другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите
походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места,
сократите просмотр телепередач.
Обучайте
ребенка
дома
всем
необходимым
навыкам
самообслуживания.
Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня.
Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный,
бесконфликтный климат для него в семье.
Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных
знаков внимания, и ему будет проще отпустить Вас. Например, поцелуйте
его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет
в садик. Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком, если он
плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателю, скажите, когда
придете, и уходите. Воспитатель примет все меры, чтобы успокоить и
отвлечь вашего ребенка.
Дети, которые плачут при расставании с мамой, не редкость. Прежде
чем решать, что делать в таких ситуациях, необходимо узнать у
воспитателей, что бывает после ухода родителя. Если после того, как мама
ушла, ребенок чувствует себя хорошо, не грустит, не спрашивает про маму,
легко справляется с режимом дня, то, скорее всего, необходимо изменить
только сложившуюся «традицию» расставания, придумать новые ритуалы.
Договоритесь, что ребенок будет махать маме рукой из определенного окна
(к нему ведь еще надо добежать, пока мама выходит на улицу, а это
отвлекает от горестных мыслей). Однако встречаются дети, которые сильно
нервничают
в
отсутствие
мамы,
следят
за
временем
в
ожидании
возвращения. Если мамы нет рядом, у них ухудшается сон и аппетит, иногда
они просто отказываются от еды и не ложатся. Как правило, такое
поведение детей является следствием поведения взрослых. Повышенная
тревожность мамы, неправильная оценка собственной роли в жизни
ребенка, нежелание увидеть в его поведении элементы манипулирования
взрослыми – все эти причины в той или иной степени могут провоцировать
подобное поведение. В этом случае именно мама должна изменить свое
внутреннее состояние. Полезно заранее, приучать ребенка к расставанию,
провоцируя такие ситуации, когда малыш сам захочет попросить маму
отлучиться. Например, ему нужно сделать для мамы сюрприз, или он
заигрался с друзьями, а вам нужно в магазин. Уходя надолго, просите не
взрослых, а ребенка следить за порядком в доме. Давайте ему поручения,
просите что-нибудь сделать к вашему приходу, пусть сам проследит за
временем, когда пора есть или ложиться спать. При встрече подробно
расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите,
как много вы успели сделать, потому что он помог вам. Ну и, конечно, не
забудьте похвалить ребенка, когда ваши расставания на пороге детсада
начнут проходить спокойно. Правда, надо быть готовым, что иногда
ребенок будет встречать вас вечерним плачем. Не пугайтесь: это не
означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои
переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребенка
до того, как он заплачет.
Планируйте
свою
жизнь
с
учетом
интересов
малыша.
Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться
до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы,
возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет
возможность “подстроиться” под особенности адаптации малыша.
Подчеркивайте, что Ваш ребенок, как и прежде Вам дорог и любим.
В период адаптации усиленно эмоционально поддерживайте его. Все время
объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим. Чаще
обнимайте его и целуйте.
Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, за
его непослушание.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес
детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским
садом!
Вашего ребенка сложно накормить? Приходилось сталкиваться с
отсутствием
аппетита,
избирательностью
в
еде,
медлительностью?
Максимально приблизьте меню вашего ребенка к детсадовскому, устраните
перекусы между едой. Попробуйте снизить калорийность употребляемой им
пищи, что через некоторое время может привести к улучшению аппетита.
Если у вас ребенок, который хорошо кушает, но его что-то не устраивает в
еде, ее объемах или в сочетании блюд. А, возможно, ребенок ел дома под
бабушкины сказки и ему просто не хватает привычных стимулов. Помогите
воспитателям в этом разобраться и вместе поищите выход из ситуации. В
любом случае стоит запретить кормить ребенка силой или запугивать.
Попросите воспитателя без каких-либо комментариев убирать со стола
тарелку,
когда закончилось время обеда.
Если взрослые не будут
акцентировать внимание на еде, а позволят малышу самому решать, голоден
он или нет, аппетит, возможно, вернется сам собой.
Сами готовимся к тому, что нужно будет расставаться с ребенком.
Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с
малышом в начальный период адаптации к детскому саду. Казалось бы, что
тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны,
малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание
только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут
понять - а где же в таком случае моя? Значимый взрослый, оставаясь в
группе, наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности,
которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует
возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.
Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается
остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут
заботу о малыше в свои руки. Не нервничайте и не показывайте свою
тревогу накануне похода ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок
заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и
включает их в собственную модель и стиль поведения. Поступление в сад —
это момент отделения мамы от ребенка, и это испытание для обоих. У мамы
тоже "рвется" сердце, когда она видит, как переживает малыш, а ведь в
первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра
придется идти в сад. Адаптационная система ребенка достаточно сильна,
чтобы
это
испытание
выдержать,
даже
если
слезы
текут
рекой.
Парадоксально, но факт: хорошо, что кроха плачет! Поверьте, у него
настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с вами!
Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим.
Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада.
Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, что не может
плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей
перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка
за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже
обязательно справитесь.
Теперь, когда вы знаете, что многие негативные проявления в
поведении ребенка являются нормальным проявлением процесса адаптации,
вам нужно понять: очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе
сойдут на «нет». Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не
раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо
заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между
своей прежней и теперешней жизнью. Проявляйте как можно больше
интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его
рассказы,
сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит;
любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и
умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии
взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. Через некоторое время вы
с удивлением, а потом и гордостью начнете отмечать, что малыш стал
гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.